Человек и природа в произведениях Е. Айпина
План:
1. Еремей Айпин - представитель хантыйской литературы. Обзор жизни и творчества.
2. Идейно-художественное своеобразие романа Е. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари»
1) Проблематика романа Е. Айпина «Ханты…»
2) Система персонажей (Демьян, Анисья, Седой, Лухс, геологи и др).
3) Стилевое своеобразие романа Е. Айпина «Ханты…».
3. Индивидуальные сообщения:
1) Мифологическая основа рассказа Е. Айпина «В полете в бездну».
2) Мифопоэтическая основа произведения Е. Айпина («Осень в твоем городе»).
Основная литература
1. Арктика – мой дом: Народы севера земли. Культура народов севера: Полярная энциклопедия школьника- М., 1999.- С. 174-180.
2. Казаркин, А. Проза Сибири в XX век/ А. Казаркин // Сибирские огни. - №7. - 2006// http://www.sibogni.ru/archive/61/733/
3. Петрухин, В. Я., Хелимский, Е. А. Обско - угорская мифология /В.Я. Петрухин, Е.А. Хелимский // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С. А. Токарев - М., 1997.- Т. 2. - С.567-568.
Дополнительная литература
1. Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги): Автореферат д-ра филол. наук. /О.К. Лагунова. - СПб., 2008.
Методические указания
1. Характеризуя жизненный и творческий путь Еремея Даниловича Айпина), подготовьте слайды для компьютерной презентации.
Обратите внимание на его происхождение (родился 27.06.1948 в семье охотника ханты в поселке Варьеган вблизи священного озера Самотлор на реке Аган), трудное детство (мать умерла, когда Еремею было всего 8 лет; отец поднимал четверых детей один), интерес к сказкам, преданиям, легендам, мифам, которые мальчику рассказывал его крестный старец Ефрем. Принадлежа тому же роду Бобра, к которому принадлежал и отец Е. Айпина, старец Ефрем в прошлом был шаманом, прошел сталинские лагеря, но не утратил любви к прошлому своего народа. Обладая великолепной памятью, крестный помнил множество священных обрядовых песен, преданий, сказок. Его повествования стали для мальчика первым устным учебником, из которого он узнавал о происхождении всего, что его окружает: тайги, озер, рек, зверей и птиц; о прошлом своего народа, о междоусобных войнах. Все это предопределило будущие творческие и профессиональные интересы подростка.
Е. Айпин окончил Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище, а затем Литературный институт имени А. М. Горького. Вся следующая его деятельность связана с литературным творчеством и отстаиванием прав коренных народов Севера.
Среди его произведений - первый рассказ «По насту» (1969), первая книга «В ожидании первого снега» (1979), сборники прозы: «В ожидании первого снега» (1989), «В тени старого кедра» (1981), роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990), пьеса «Красная нарта» (1991), сборник публицистики «Обреченные на гибель» (1994), книга избранных произведений «Клятвопреступник»” (1995), повесть в рассказах «У гаснущего очага» (1998), «Божья Матерь в кровавых снегах» (2002) и др. Как видим, писатель часто обращается к заглавиям – метафорам и символам.
2. Анализируя произведение Е. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990), обратите внимание на его жанровую форму: роман – чрезвычайно редкое явление в литературе Крайнего Севера.
Исходя из общего определения основы романа как художественного осмысления писателем столкновения мира Крайнего Севера (природы и человека) с цивилизацией, выделите основные проблемы, которые ставит Е. Айпин в своем романе: проблема памяти, семьи как определения человеком своего места в родовой жизни, ответственности за живущих рядом (человека и животных), жизненных ценностей и смысла жизни в целом.
Характеризуя систему персонажей, обратите внимание на Демьяна, прокомментируйте следующие художественные факты его жизни: принадлежность Демьяна роду Медведя, осмысление им гибели отца и братьев во время Великой Отечественной войны, откровение о росте Земли, слово сыновьям, воспоминание о разговоре с отцов о звездах и др. С образом Демьяна связана мифологизация «прошлого», превращенного в особую эстетическую ценность, удаленную от настоящего. Герой Айпина видит в этом высший закон и «равняются» на прошлое.
Обратите внимание на образ Анисьи (ее отношение к детям, животным, мужу), воплощающий жизнетворящие силы земли.
Особая роль в воплощении основного конфликта романа принадлежит Седому, который, с одной стороны, страдает от «искателей», но, с другой стороны, нашел себе среди них бескорыстного друга, воплотив в своей жизни идею возможности союза между «своими» и «чужими».
Объясняя обращение Е. Айпина к жанру романа, обратитесь к словарям и справочникам. Опираясь на известные вам определения, укажите черты романа в произведении Е. Айпина.
При выявлении стилевого своеобразия романа Е. Айпина, определите стилевые доминанты этого произведения (ориентированность текста на образцы; ярко выраженная этическая доминанта; онтологичность тематики; четкость и однозначность оценки изображаемого; архетипическая система бытийных констант: число и вечность, круговорот и творение, род и вера, путь сквозь хаос и др.; слабое разграничение речевых зон повествователя и героя и т.д.).
3. При подготовке индивидуальных сообщений используйте методические указания к самостоятельной работе.
Занятие 6.
Тема: