ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8 КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Цели задания: -закрепить знания по основным событиям, связанным с историей родного края;
- развивать умения представлять результаты изученного материала в различных формах;
Методические указания:Внимательно изучите представленный учебный материал. Аккуратно заполните таблицу. При составлении вопросов используйте вопросительные слова. Отвечайте на вопросы полными предложениями.
Задание № 1Прочитайте информационный материал «Мултанское дело». Опишите, какую роль в Мултанском деле сыграли следующие люди:
1. Марфа Головизнина
2. Конон Матюнин
3. В. Г. Короленко
4. А. Ф. Патенко
5. Тимофей Васюкин и Яков Конешин
6. Моисей Дмитриев
Мултанское дело — процесс мая 1892 года над группой крестьян - удмуртов (в те времена их называли «вотяками») из села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии. 10 жителей этого села обвинялись в ритуальном убийстве — человеческом жертвоприношении языческим богам.
|
По подозрению в убийстве Матюнина была арестована группа удмуртов. Их обвинили в ритуальном жертвоприношении. Согласно версии обвинения, они убили нищего Конона Матюнина, которого «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь».
Суд с участием присяжных заседателей, состоявшийся в декабре 1894 года в Малмыже, оправдал троих, признав виновными в ритуальном убийстве и осудив на каторгу 7 человек.
Второе судебное разбирательство, также с участием присяжных заседателей, подтвердило виновность обвиняемых. Дело получило широкий общественный резонанс, благодаря чему на третьем разбирательстве в мае - июне 1896 года в Мамадыше обвиняемые были оправданы. Большую роль в оправдании обвиняемых по «Мултанскому делу» сыграло выступление в качестве защитника В. Г. Короленко, а также заключение, данное по жалобе защиты А. Ф. Кони.
В 1897 году дело мултанских вотяков было раскрыто профессором А. Ф. Патенко, который сообщил, что человеческое жертвоприношение было инсценировано из мести двумя крестьянами деревни Анык, но не назвал их имена, так как в то время они были ещё живы. Эти имена - Тимофей Васюкин и Яков Конешин, - были опубликованы историком и этнографом М. Г. Худяковым лишь в 1932 году. Тимофей Васюкин перед смертью сознался в преступлении священнику отцу Петру Тукмачеву на исповеди. Он имел целью «выселить мултанцев с позьмов и поделить землю аныкцам». Тимофей Васюкин подкинул волос в шалаш Моисея Дмитриева, а Яков Конешин, науськивая полицию на Моисея Дмитриева, пустил слух о том, что убийство совершено в его шалаше и «нашел» подкинутый волос. Марфа Головизнина видела в первый день труп с головой, но чульинцы подговорили её показывать, что она видела и в первый раз труп без головы. Голову Матюнина нашли в Чульинском лесу летом 1896 года, вскоре после окончания Мултанского дела. «Лето было жаркое, болото высохло, и крестьяне д. Чульи Иван и Степан Антоновы во время дранья моха нашли голову Матюнина». Она была найдена всего в нескольких шагах от того места, до которого доходили во время её поисков. Отрубленная голова Матюнина была брошена в болото, и версия о виновности вотяков, таким образом, окончательно отпала. Заявления о находке головы становой пристав не принял, голову похоронили, а мултанцы не стали возбуждать нового дела.
Задание № 2Прочитайте информационный материал «Развитие образования в Удмуртии». Составьте 10 вопросов по тексту.
Первые учебные заведения в Удмуртии появились в 1790 году, когда в Сарапуле было открыто малое народное училище для обучения российских и удмуртских мальчиков (руководитель – А.И. Вештомов). В ходе реформы образования в 1804 году Удмуртия вошла в Казанский учебный округ. Были открыты уездные училища в Сарапуле (1817) и Глазове (1827), приходские училища в Сарапуле (1817) и Глазове (1817). Однолетние приходские училища создавались для обучения крестьян и мещан, трехлетние - для детей купцов, мещан. В 1842 году Министерство государственного имущества превратило школы в казенных поселениях в приходские, и на 1845 год в крае их насчитывалось 39. В них сначала учились только мальчики, позже и девочки. Вслед за Министерством школы для крестьян начало открывать и удельное ведомство. К середине XIX века Министерству народного просвещения принадлежало 4 уездных и 5 приходских училищ, удельному ведомству - 6 приходских, Министерству госимущества - 34 училища, Епархиальному ведомству - 2 духовных училища. В Ижевском заводе действовали школы для детей мастеровых, административного аппарата и школа арсенальных учащихся, а также школы для рабочих в селах Гольяны, Завьялов и Усково. В Камско-Воткинском горном округе действовали окружные училища, горнозаводские школы, женское училище и школа для рабочих в деревне Перевозное.
С 1860 - 1870-х годов система образования развивается по инициативе земства. Одно- и двухклассные школы и училища земства и Министерства народного просвещения, уездные городские училища по Положению 1872 года, высшие начальные училища были в ведении уездных училищных советов Министерства народного просвещения. Духовные училища, одно- и двухклассные церковно-приходские, церковные учительские школы, миссионерские школы Вятского комитета Православного миссионерского общества, школы Братства святителя и чудотворца Николая и Сарапульского Вознесенского братства, школы грамоты, - были в ведении уездных отделений епархиального училищного совета. К началу XX века в 873 начальных школах и училищах всех ведомств обучалось 46 600 учащихся. Основным типом таких заведений были земские одно- и двухклассные училища. Во второй половине XIX века начала складываться система среднего образования. Инициатором открытия таких заведений стало земство. На осень 1917 года действовали Сарапульское мужское реальное училище (1873), Глазовская (1910) и Ижевская (1914) мужские гимназии, частное заведение В. Н. Смирнова в Воткинске (1912), женские гимназии в Сарапуле (1881), Глазове (1898), Воткинске (1910), Ижевске (1911). Численность учащихся на 1917 год составляла до 5 тысяч человек. Земство поддерживало подготовку учителей. Подготовкой учителей для церковно-приходских школ, школ грамоты, братских и миссионерских школ занималось духовное ведомство. В его распоряжении были Глазовское и Сарапульское духовные училища, Якшур - Бодьинскся двуклассная женская церковно-приходская школа с педагогическим классом и 5 двуклассных церковных учительских школ. Для школ Министерства и земства учителей готовили преимущественно женские гимназии и прогимназии, а также Глазовская и Сарапульская учительские семинарии.
В начале XIX века зародилось профессионально-техническое образование, связанное с деятельностью Ижевского и Воткинского заводов. В 1807 году на заводах были открыты горные школы для подготовки технического персонала. Оружейных мастеров готовила с 1827 года школа арсенальных учащихся на Ижевском заводе. Профессионально-техническую подготовку более низкой ступени давало Воткинское оружейное училище (1848), работали также ижевские Оружейная (1870) и ремесленная школы (1876), Сарапульская ремесленная школа имени Д. Г. Ижболдина (1898), Камбарская школа ремесленных учеников (1896). Уездные земства открывали классы рукоделия, слесарных и столярных отделений при низших учебных заведениях. Были открыты десятки земских учебных мастерских различного профиля. Вершиной в системе профессионально-технического образования стало Воткинское среднее механико-техническое училище (1907). С деятельностью земств связано и сельскохозяйственное образование. С начала 1870-х годов в каждом уезде готовили ветеринарных фельдшеров, направляли своих стипендиатов в различные сельскохозяйственные учебные заведения страны. С конца XIX века формируется система низшего сельскохозяйственного образования. Открываются Парзинская сельскохозяйственная школа 1 разряда (1894) и Асановская женская сельскохозяйственная ферма (1897), в 1911 - 1912 годах действовала Сюмсинская лесная школа. Во всех уездах открывали свои учебные пасеки, в десятках начальных учебных заведениях были открыты сельскохозяйственные классы и отделения. Значительную роль играли курсы по пчеловодству, новым приемам агрикультуры.
Задание № 3Прочитайте информационный материал. Заполните таблицу «Исследователи удмуртского края».
Исследователь | Чем занимался |
В XIX веке значительно повысился интерес к истории народов Приуралья. Появились книги по истории и географии Удмуртского края, удмуртскому языку, экономическому положению удмуртов. А. И. Вештомов написал «Историю вятчан». В двухтомном труде «Вятская флора» он дал описание лечебных растений Вятской губернии, в том числе Удмуртии.
Научно-исследовательскую работу по истории и географии вели также учителя Вятской гимназии В. Я. Баженов и А. Я. Некрасов. В. Я. Баженов работал над составлением краткого удмуртского словаря.
Учитель истории А. X. Хохряков написал работу «О природных богатствах Вятского края». Преподаватель русского языка и географии М. С. Косарев составил сравнительную грамматику удмуртского, коми-пермяцкого и коми-зырянского языков. Он стал автором книги о географии Вятской губернии, составил к ней карту. Учитель математики В. А. Шестаков написал большой труд о Глазовском уезде, в котором освещал тогдашнее состояние хозяйства и быт удмуртских крестьян. За эту работу русское Географическое общество наградило автора серебряной медалью. Изучением языка занимался преподаватель словесности В. П. Москвин. Он собрал и отослал в Академию наук до 2000 областных слов и образцов наречий местного языка. Им было собрано также большое количество фольклорного материала: песен, сказок, пословиц, загадок, примет и поговорок.
О жизни и деятельности удмуртов писал А. И. Герцен. Он посвятил им статью «Вотяки и черемисы». В ней Герцен подчеркнул важность всестороннего изучения истории и современного быта нерусских народностей. Статья А. И. Герцена об удмуртах и марийцах имела большое познавательное значение. После опубликования ее стали появляться работы по краеведению.
На территории Вятской губернии и Удмуртии в 1837 году побывал русский поэт В. А. Жуковский. Он посетил Воткинск, Ижевск, останавливался в Зуре, Чутыре, Якшур- Бодье. В. А. Жуковский разговаривал с крестьянами, заходил в их избы. Им сделаны заметки о работе Ижевского и Воткинского заводов.
В середине века в Вятскую губернию был сослан М. Е. Салтыков-Щедрин. Он был в Камбарке, длительное время провел в Сарапуле и Глазове. Увиденное здесь давало великому русскому сатирику богатейший материал для своих произведений.
Критерии оценивания:
№ задания | Критерии оценивания | Баллы |
Задание № 1 | За полный ответ на вопрос – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл | 12 баллов |
Задание № 2 | За правильно составленный вопрос – 1 балл | 10 баллов |
Задание № 3 | За каждую правильно заполненную ячейку таблицы - 2 балла; Имеются неточности – 1 балл | 40 баллов |
Аккуратность выполнения записей в тетради | 1 балл |
Максимальный балл за работу в целом – 63 баллов.
Оценка «5» - 56 - 63 баллов
Оценка «4» - 48 - 55 баллов
Оценка «3» - 40 - 47 баллов
Оценка «2» - менее 40 баллов