Лирические песни
Греческое lirikos – переводится как «поющийся под звуки лиры, чувствительный». Лирические песни не имеют непосредственного практического предназначения. В них выражают себя, «отводят душу». Излюбленные темы: о любви и разлуке, о смерти на чужой стороне, о воле и неволе. Как самостоятельный жанр возникли, вероятно, не ранее 16 века (в период Московской Руси). Богатство эмоционального содержания определило важнейшую роль напева. Лирическому напеву свойственна продолжительность, широкий диапазон, богатое развитие (без точного повторения музыкальных фраз), распев одного слога на несколько звуков. В народе такие песни назывались протяжными, долгими, голосовыми или проголосными. Нередко их пели ансамблем (подголосочная полифония).
В 18 веке, когда в результате петровских реформ стала формироваться новая «городская культура», возникает и новая − городская разновидность лирических песен. Народное творчество в них часто соединялось с профессиональным, стихи заимствовались из литературных источников.
Различие между двумя ветвями жанра лирической песни поясним следующей схемой:
Крестьянская (протяжная) | Городская. | |
1. Народный акцентный, часто нерифмованный стих. | Стихи «книжного» характера с размером и рифмой. | |
2. Свободный размер. | Правильный размер. | |
3. Несимметричность и неквадрат- | Симметричность, квадратность | |
ность тактового строения. | тактового строения. | |
4. Распев, повторы слов, обрывы | Распев незначителен. | |
слов , вставные междометия | ||
“Эх!”, “Ой!” и др. | ||