Оборонне зодчество в Пскове
Самым важным для поколений псковичей была надежда на защиту своего дома и своей земли от чужих посягательств. В образах церквей, крепостных сооружений и жилищ, созданных своими руками, древние псковичи выразили свое понимание мира, жажду жизни и продолжения рода. Географическое расположение Псковских земель и самого города на рубежах Руси, постоянная готовность к войнам и смерти, вырастили чувство национального самосознания, духовной и политической зрелости.
Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Там, где толщина стен превышала 2 метра, между слоями лицевой кладки засыпалась плита с булыжными камнями, пролитая раствором и таким образом создавалось монолитное тело стены. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к имитации геометрически ровных стен.
Другая особенность древней архитектуры Пскова - ее видимая сила и мощь. Впечатление устойчивости и долговечности зданий создается за счет большого запаса прочности, толщины стен, несущих груз сводов и арок. Псковским зодчим были известны системы различных сводчатых конструкций, но их исполнение в местном материале, без расчетов, требовало большой наблюдательности, опыта и таланта. Трудом зодчих возведены свободные, как дыхание, своды жилых палат, ими очерчены точные линии ступенчатых арок и светлых окон в храмах, они расставляли боевые башни, направляя бойницы в сторону вражеского приступа. И здесь мастерство становилось высоким искусством, сочетающим мысль, материал и форму в бессмертные произведения архитектуры древнего Пскова. В Пскове сохранилась линия каменных крепостных стен и башен Большого Окольного города длиной в 9 км.(XVI в.), восстановлены стены и башни Кремля и Довмонтова Города (XIV-XVII вв.). В Пскове и ближайших пригородах как прежде возвышаются 38 храмов (XV-XVI вв.), во многих отправляются службы. Возрождены два древнейших монастыря - Мирожский и Снетогорский. 14 крупных комплексов гражданских зданий XVII века расположены во всех районах исторического центра Пскова. Многие из них еще не изучены в должной мере, но уже более ста лет оцениваются как великое достояние русского народа.
Псковская школа зодчества прослеживается не только в Пскове, но и по всей области. Во многих древних городах-форпостах сохранились крепостные стены, хранящие память о трудном героическом прошлом.
Заключение
Развитие русского крепостного зодчества было связано с развитием строительной и военной техники. Не было обособлено русское крепостное зодчество и от других видов архитектуры. В деревянных гражданских, культовых и военных постройках, созданных одними и теми же плотничьими артелями, всегда существовала естественная и закономерная общность композиционно-художественных и архитектурно-конструктивных приемов. Подобная общность была присуща и каменной архитектуре. Воздвигавшиеся теми же зодчими и архитекторами, теми же строительными бригадами, которые сооружали на Руси культовые и гражданские постройки, каменные военно-оборонительные сооружения оказывали влияние на архитектуру других каменных построек, многие из которых получали элементы, присущие оборонительным сооружениям.
Нужно отметить, что сооружения, которые мы называем теперь либо оборонительными, либо крепостными, в древней Руси так никогда не именовались. Какой бы уголок русской территории мы не взяли, они везде назывались «городами». Недаром игумен Даниил, путешествовавший по киевским землям в самом начале XII в. при описании одного из укрепленных монастырей отметил, что «монастырь тот городом оделан весь», а при характеристике другого указал, что он «около же был городом оделан». Построить «город» на Руси и означало возвести городовые (оборонительные) сооружения.
Список литературы
1. И. Грабарь. История русского искусства, т. II. М., [изд. «Кнебелъ»], стр. 305—335; Г. К. Лукомский. Памятники старинной архитектуры России, ч. 1. Изд. 2. Пг., 1916, стр. 131—137; М. Красовский. Курс истории русской архитектуры, ч. 1. Пг., 1916, стр. 88—114.
2. «История русского искусства», т. III. M., 1955; «История русской архитектуры». Изд. 2. М., 1956, и др.
3. В. В. Косточкин. Ивангород и его место в развитии русского крепостного зодчества XV—XVII вв. (автореферат диссертации). М., 1953;
4. П. А. Раппопорт и В. В. Косточкин. К вопросу о периодизации истории древнерусского военного зодчества. — КСИИМК, вып. 59. М., 1955, стр. 22—28; В. В. Косточкин. Русское крепостное зодчество XIV—XVII вв.— «Советская архитектура» (Сборник Союза архитекторов СССР), № 8. М., 1957, стр. 91—101;
5. В. В. Косточкин. О «регулярной» планировке в крепостной архитектуре Русского государства. — ЕИИИ за 1957 г. М., 1958, стр. 83—137.
6. П. А. Раппопорт. Очерки по истории русского военного зодчества X—XIII вв.— МИА СССР, № 52. М.— Л., 1956;
7. П. А. Раппопорт. Основные этапы развития древнерусского военного зодчества. — СА, 1960, № 2, стр. 58—62.
8. П. А. Раппопорт. Очерки по истории военного зодчества северо-восточной и северо-западной Руси X — XV вв. — МИА СССР, № 105, М.— Л., 1961.
9. В. Ф. Шперк. Фортификация (Очерк истории и развития). М., 1940, стр. 3.
10. Д. Аничков. Начальные основания фортификации или военной архитектуры. М., 1787;
11. Г. Мяхков. Краткое руководство к военной архитектуре или фортификации. М., 1805;
12. Г. Мяхков. Полный и новый курс военной архитектуры или фортификации, ч. 1. М., 1808;
13. Федоров 6-й. О военной архитектуре средних веков.— «Инженерные записки», т. 41, кн. 2, СПб., 1855.