История россии в трудах н.и. новикова, с.е. десницкого и и.а. третьякова
Н. И. Новиков(1744-1818). Происходил из небогатых дворян Московской губ., обучался в Московской университетской гимназии, служил в лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге. Был преверженцем просвещения, почитателем Петра I. Издал 10 книг «Древней Российской Вивлиофики» - первый русский ежемесячный архивный журнал (посольские книги, русские грамоты, историч. и географические достопримечательности и др.).
Издавал журналы: «Трутень» (сатирич. изображен. львов и львиц тогдашего большого света, несправедливость крепостного права); «Живописец» (ратовал против крепостн. права); «Кошелек» (против нравов светского общества), «Ученые ведомости» (сблизить русскую литер-ру и науку с ученым миром Запада).
«Опыт исторического словаря о российских писателях» (краткие биографии, первая попытка описания истории русской культуры).
В мае 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Освобожден Павлом I.
С. Е. Десницкий(? – 1789). Первый русский профессор юридич. Фак-та Московского ун-та, основатель науки права в России, выдающийся социолог. «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества», «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства», «Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются», «Представлении о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи».
· восходящее развитие человечества, историч. наука есть наука, изучающая общественнный прогресс
· исследовал этапы развития человечества: І ступень – простое собирательство, ІІ – скотоводство, ІІІ – земледелие. Из хоз. деятел. выводил все проявления общественной жизни
· доказывал, что религ. верования у древних народов возникли в результате невежества, страха, воображения и наделения предметов природы человеческими свойствами
· не решался подвергнуть критике и прямо отвергнуть христианское вероучение
· отрицательно относился к феодально-крепостническим и абсолютистским порядкам
И.А. Третьяков(1735–76).Профессор права Московского унив-та, первый крупный представитель нарождавшейся в России буржуазной экономической мысли.
«Рассуждения о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов».
· сторонник теории общественного договора, источник богатства – труд как таковой, а не его конкретные формы – земледелие или торговля, тормозом прогресса является деление общества на богатых и бедных, труд и богатство должны распределяться равномерно, подчеркивал роль науки, просвещения в развитии матер. и культурной жизни общества.
16. ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ А.Н. РАДИЩЕВЫМ(1749—1802)
Открывает нов. этап в ист. росс. обществ. и филос. мысли и разв. ист. идей. Происходил из дворянской среды. Учился в Московском и Лейпцигском университетах. Написал революционное произведение — ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву». За эти произведения был посажен в Петропавловскую крепость и осужден на смертную казнь, замененную ссылкой на 10 лет. В сибирской ссылке написал: «О человеке, о его смертности и бессмертии». После возвращения из ссылки, работая в Комиссии по составлению свода законов, составил ряд законопроектов, направленных на облегчение участи крепостных и трудового народа вообще. Его взгляды опир. на достиж. передов. мысли Зап. Евр. Подчерк. решающ. знач. ист. обстоят-в в деят-сти велик. людей. Противопост. власть н-да власти царя и церкви.
· встал на защиту крепостных крестьян, обрушился на крепостное право и самодержавие, которое он еще ранее объявил «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием»
· верил, что рано или поздно народ восстанет против своих угнетателей, свергнет силой власть царей и помещиков, осуществит равенство людей перед законом, равенство во владении имуществом, установит свободу, уничтожит сословное деление, крупную частную собственность, тунеядство и праздность верхов
· в будущем обществе жизнь будет строиться на принципах общественного договора, на разумном законодательстве, народовластии и имущественном равенстве
· не отказывался использовать для облегчения участи народа реформы
17. Н.М. КАРАМЗИН И ЕГО «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» (1766-1826)
Родился в Симбирской провинции в д. Карамзиновке. Учился дома, в Московском пансионе, в Преображенском полку. В 18 лет вступил в масонскую ложу (Юнга) – просветительская деятельность (переводы, стихи). Путешествие за границу – «Письма русского путешественника». 1793 г. – поворотный (сомнения в идеалах Просвещения).
С 1807 г. – историограф. Основные принципы работы: любовь к Отечеству; следование правде истории; современный взгляд на события прошлого; комплексный подход к истории.
Отстаивал незыблемость крепостнич-ва и самодерж.
«История государства Российского»:
· движущая сила исторического процесса – власть, государство
· русский историчесий процесс – борьба самодержавия с народовластием
· самодержавие – порядок, безопасность, благоденствие
· введение в научный оборот новых источников (фонды Мусина-Пушкина, ипатьевский свод, «Кормчая книга», «Слово о полку Игореве» и др.)
· обширные примечания (ищет причинно-следственные связи)
· исторический факт – элемент прагматического повествования
· делил историю России на три периода: древний – от Рюрика до Ивана III; средний – до Петра I; новый – послепетровский
Свою историко-политическую программу изложил в «Записке о древней и новой России». Выст. против измен. в общ. и гос. строе Рос. Обвинил Петра І за крутую ломку нравов и обычаев, осудил либер. п-ку первых лет царств. Алек. І.
Не хотел следования России по зап.-евр. пути разв., хотел отгородить её от влиян. рев. Запада. Признавал решающ. роль в ист. великих людей. Рассм. ист. как полит. науку, кот. долж. воспитыв. людей и наставлять их к практич. обществ. деят-сти. Хвалил Екатер. ІІ за её внешн. п-ку, но осужд. развращ. нравов.