Кузбасс в годы гражданской войны
Намечая вторжение в Советскую республику через Сибирь, иностранные капиталисты сделали ставку на чехословацких военнопленных, которым Советское правительство разрешило выехать на Родину через Владивосток. Чехословацкий корпус численностью около 90 тысяч человек растянулся эшелонами от Пензы до Тихого океана. Командование корпуса пошло на провокацию. Оно объявило солдатам, что Советское правительство якобы не собирается пускать их на родину, что их ждут русские концлагеря, а потом выдача немцам. Солдатам говорили, что только с помощью оружия оны смогут вернуться домой. Командование корпуса вступило в тайный сговор с контрреволюционными организациями эсеров и белогвардейцев. Для борьбы с Советской властью империалисты различных стран обещали белочехам деньги и оружие.
Мятеж белочехов начался у нас в Кузбассе, в Мариинске. В ночь на 25 мая 1918 года белочехи заняли станцию, здание Совета, почту, телеграф. Мятежникам удалось разбить малочисленный красногвардейский отряд и захватить город. По единому плану вспыхнули мятежи белочехов по всей Транссибирской дороге от Пензы до Владивостока. Нависла смертельная угроза над Уралом и Сибирью. На заводах и шахтах, в городах и деревнях Кузбасса состоялись многолюдные митинги, на которых обсуждалось создавшееся положение. Тут же проводилось формирование красногвардейских отрядов, которые немедленно отправлялись на борьбу с мятежниками. На помощь Мариинску стали прибывать отряды из разных районов Кузбасса. Из Итата подошел отряд под командованием М. Х. Перевалова, с Центрального рудника отряд К.В. Цыбульского. Из Ачинска прибыла интернациональная рота мадьяр, которой командовал Матэ Залка, ставший впоследствии писателем и сражавшийся под именем генерала Лукача за республиканскую Испанию. К Сибирской железной дороге были направлены отряды из Томска, Кузнецка, Гурьевска, Кемерово, Кольчугина. На станции Топки был создан объединенный красногвардейский отряд и военно-революционный штаб, куда вошли В. Лапин, Г. Микладзе, М. Александров и другие. Вскоре произошли ожесточенные бои у города Мариинска, в районе Яшкино-Литвиново и у станции Арлюк.
Наспех организованные, Суховцы помогли в Барнауле подавить мятеж белогвардейцев и затем соединились с барнаульским отрядом. Командиром был избран П.Ф. Сухов. Вскоре создалась угроза окружения Барнаула. По решению Военревкома 15 июня 1918 года отряд Сухова оставил город. Красногвардейцы решили пробиться к Омску. Пройдя Слангородский и Каменский уезды, и, почти достигнув железной дороги, у села Травное, они узнали, что Омск захвачен врагами еще 7 июня. Это был тяжелый удар, но он не сломил духа красногвардейцев. По предложению коммунистов было принято решение идти на юг, через горы Алтая, на соединение с Красной Армией Туркестана.
В знойные июньские дни начался переход через Кулундинские степи двухтысячного отряда Петра Сухова. Навстречу отряду белые бросили крупные силы. Вся территория была объявлена на военном положении. Путь отряда лежал через кулацкие села. Это еще больше затрудняло его продвижение. У села Вознесенского красногвардейцев встретил большой отряд белых. Двенадцать раз герои — суховцы атаковали врага, и к полуночи белые были разгромлены и отброшены. Ныне это село носит имя большевика Сухова.
Перейдя железную дорогу возле станции Поспелиха, красногвардейцы направились в горы Алтая. В горном селе Тележиха отряд попал в засаду. В обстановке полного окружения, измученные и плохо вооруженные, красногвардейцы в двухдневном бою проявил и невиданный героизм и мужество. Чтобы вырваться из окружения, Сухов в темную грозовую ночь повел свой отряд через непроходимую гору Будачиху. Всю ночь по горным тропинкам под проливным дождем пробирался отряд, пока не спустился в долину. Но по пути к монгольской границе, в деревне Тюнгур, плохо обученные и еще хуже вооруженные, отряды красногвардейцев вынуждены были отступить.
ЦК партии дает Францу Суховерхову, находившемуся в Москве на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства, ответственное задание — готовить в тылу врага вооруженное восстание. Перед отъездом в Сибирь Франц Суховерхов встретился с Я. М. Свердловым и получил указания по организации подпольной работы. В Тюмени Суховерхов переходит линию фронта и нелегально приезжает в Томск. Вместе с Михаилом Рабиновичем и другими членами подпольной организации он решает начать подготовку вооруженного восстания с укрепления партийных организаций на местах и проведения партийной конференции. К 20 июню 1918 года белогвардейцам и иностранным империалистам удалось захватить всю территорию Кузбасса, а к июлю – огромную территорию нашей Родины — от Волги до Тихого океана. С потерей Донбасса, Урал являлся основным поставщиком металла, а Кузбасс — топлива. Теперь были заняты и они. Вот почему ЦК партии потребовал «направить все силы на защиту Урало-Кузнецкого района».
Отряд Петра Сухова.
По призыву партии на борьбу с мятежниками поднялись все рабочие и крестьяне-бедняки Кузбасса. Создавались красногвардейские и партизанские отряды. После боя у станции Арлюк отряды красногвардейцев и рабочих — добровольцев под натиском превосходящих сил белочехов отступили. Среди них был и отряд шахтеров Кольчугина, которым командовал большевик Петр Федорович Сухов.
Сначала отряд направился к Кольчугину, а затем через Салаирский кряж к Барнаулу, для соединения с красногвардейцами Алтая. Под проливным дождем пробирался отряд, пока не спустился в долину. Но по пути к монгольской границе, в деревне Тюнгур, красногвардейцев предали, сообщив белым их маршрут. Враги завели отряд в засаду у горы Байда, и 10 августа 1913 года на склоне Алтайских гор в неравном бою он был разбит. Многие красногвардейцы сложили свои головы, многие были захвачены в плен и расстреляны. После жестоких пыток был расстрелян и Петр Сухов. Отряд погиб, в живых осталось всего 4 человека, но своей героической борьбой он подготовил зарождение новых партизанских отрядов. Его двухмесячный трехтысячекилометровый поход с боями по вражескому тылу — незабываемый пример борьбы за Советскую власть в Кузбассе.