Тема 11. Методы, приемы, формы обучения истории. Умения и навыки

Классификация методов обучения.

Прием учебной деятельности как историко-методическая категория.

Методы и приемы обучения.

Приемы умственной деятельности.

Исследовательский метод в обучении.

Авторы учебника «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях», М.В.Короткова, М.П.Студеникин, говоря о формировании умений учащихся, отмечают, что у дидактов и методистов существуют разные точки зрения на навыки учащихся. Все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим:

1) умения — это автоматизированные действия, грающие, вспомогательную роль и входящие в состав навыка;

2) умения — владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка;

3) умения — способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков;

4) умения — сознательное владение приемом деятельности;

5) умения — сознательное владение мыслительными операциями.

В общей педагогике разработаны теоретические подходы к исследованию процесса обучения. В последние годы в теорию и практику обучения.

В последние годы в теорию и практику образования прочно вошло понятие педагогического мониторинга, под которым понимается «система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития».

Основы методической диагностики в обучении истории очень важны. О специфике диагностики результатов обучения истории в школе рассказывает статья Э.В.Ваниной в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», 2001, № 4.

Методическая диагностика может осуществляться администрацией в рамках мониторинга образования и учителем истории для отслеживания результативности собственной педагогической деятельности.

Деятельность учителя направлена на развитие знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с государственным стандартом образования по истории и программами в которых они перечислены.

При изучении истории в V классе учащиеся овладевают следующими видами деятельности и умениями:

- применяют счет лет в истории, соотносят год с веком, век с тысячелетием, имеют представление о летоисчислении «до н.э» и «н.э».

- читают историческую карту с опорой на легенду, показывают на карте исторические объекты;

- используют исторические документы из учебника и рабочих тетрадей как источники знаний по истории древнего мира;

- самостоятельно составляют рассказ об исторических событиях или исторических деятелей на основе 2-3 источников исторических знаний;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составляют описания памятников истории древнего мира;

- сравнивают природные условия, жизнь и памятники материальной и духовной культуры различных регионов древнего мира;

- правильно употребляют и объясняют исторические термины, крылатые выражения;

- формируют свое отношение к памятникам культуры и искусства древнего мира.

В VI классе:

- называют даты важнейших событий в истории европейского и русского средневековья, хронологические рамки истории средних веков; устанавливают длительность и синхронность событий и процессов всеобщей и отечественной истории;

- работают с исторической картой, читают ее, пользуясь легендой, используют как источник знаний;

- используют документы как источник знаний по всеобщей и отечественной истории;

- рассказывают (на основе простого плана) о важнейших исторических событиях европейского и русского средневековья, их участниках, привлекая текст и иллюстрации учебника, отрывки из документов;

- на основе текста и иллюстраций учебника составляют описание памятников культуры;

- излагают суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;

- сравнивают исторические события и явления, положение различных слоев населения, определяя в низ общее и отличия;

- раскрывают смысл важнейших исторических понятий;

- составляют характеристику исторического деятеля, определяя свое отношение к его действиям;

- дают оценки важнейшим историческим событиям, достижениям культуры средневековья.

Сопоставляя умения и навыки, приобретенные в V иVI классах по истории, мы видели, что постепенно от простого репродуцирования: рассказ, показ по карте, название даты в 5 классе, ученик должен прийти к рассмотрению процесса в динамике, излагать суждения о причинно-следственных связях, сравнивать исторические события, раскрывать смысл событий и явлений, давать оценку.

Такие изменения в учебных умениях и навыках учащихся возможны лишь при условии использования двух групп методов

I.Методы организации учебной деятельности учащихся II. Методы организации познавательной деятельности учащихся
Словесный (монолог, беседа) Репродуктивный (пересказ, заучивание дат, терминов)
Словесно-печатный (слово, учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия, словарь и другие средства обучения) Объяснительно-иллюстративный (рассказ с опорой на иллюстрацию, повторение действий учителя)
Наглядный (применение ТСО, картографического материала, схем, таблиц, диаграмм, учебных картин и т.д.) Продуктивные: Частично-поисковый (заполнение сравнительной таблицы, соотнесение дат и событий и т.д.)
Практический (отработка навыков применения терминов, работы с документами, с исторической картой, хронологией) Эвристический (поиск ответа на задачу, вопрос без готового ответа в тексте); Проблемный (постановка проблемы, выдвижение гипотез, аргументация, выводы); Исследовательский (постановка проблемы, цели исследования, изучение круга источников и литературы, реферативное исследование, написание реферата, доклад на ученической конференции, семинаре и т.д.).

Условно все умения, формируемые в рамках школьного курса истории, можно разделить наследующие группы:

- мыслительные;

- информационные;

- организационные.

Мыслительные умения включают в себя: мышление во времени и пространстве, исторический анализ и синтез, сравнение и оценку.

Информационные:

- умение работать с различными источниками знаний (текстовыми, изобразительными и др.);

- умения, связанные с устной речью;

- умения по фиксации и воспроизведению информации (составление плана, конспекта, тезисов, рефератов).

Диагностика умений и навыков учащихся, как правило, производиться во время опроса на комбинированном уроке, организации тестового и комбинированного контроля на контрольной и комплексной диагностике, на повторительно-обобщающем уроке.

Формы и приемы организации работы могут быть различными: коллективными, групповыми, индивидуальными. Контроль за развитием навыков и умений учащихся проводится в соответствии с нормами для каждой возрастной категории учащихся по следующим направлениям.

1. Исторические факты, события (назвать, соотнести, сравнить, сопоставить, выявить причину, последствия, влияния на дальнейший ход событий и т.д.).

2. Хронология (назвать дату события, соотнести дату и события, расставить события в хронологическом порядке, составить синхронную таблицу и т.д.).

3. Работа с картой и наглядностью (указать на карте, найти, соотнести, проследить динамику, описать ход боевых действий или действий на учебной картине, провести анализ соответствия художественного произведения и исторических событий и т.д.).

4. Работа с терминами (указать значение, составить кроссворд, составить рассказ, подставить в текст и др.).

5. Работа с источником, документом (прочитать, определить главную мысль, аргументировать свой ответ и т.д.).

Комплексная диагностика позволяет выявить трудности в формировании учебных умений и навыков у класса, группы или отдельных учеников, наметить пути по их преодолению, сделать работу учителя и учащихся на уроке более эффективной, направленной на развитие ребенка.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие документы определяют знания, умения и навыки учащихся по истории? Какова динамика их развития?

2.Охарактеризуйте формы, методы и приемы, направленные на развитие познавательной деятельности учащихся.

3.Как учитель может провести диагностику развития знаний, умений и навыков учащихся? Приведите примеры.

Наши рекомендации