Военно-морские флаги России
Основная статья: Андреевский флаг
Помимо вышеуказанного бело-сине-красного флага в собственноручном рисунке Петра I был изображен и бело-сине-красный флаг с синим косым Андреевским крестом — это был первый рисунок с изображением Андреевского креста на флаге, появившийся в октябре 1699 года вслед за учреждением Петром I в марте 1699 года ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.
Флаг Шотландии | Военно-морской флаг России (1720—1918, 1992 — настоящее время) |
в Морском уставе 1720 года Андреевский флаг приобрел тот вид, который сохранился до настоящего времени:«Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего Апостола приняла Русь Святое Крещение»
В начале XVIII века Пётр I создал ещё один флаг: кейзер-флаг или флаг Цесарский, как он иногда называется в Морском уставе 1720 года. В описи имущества галиота под командой капитана Андрея Грота, сделанной 8 сентября 1700 года в Азове, значится
«знамя большое красное полосатое, полосы на крест синия и белыя»
Рисунок кейзер-флага составлен из двух крестов: прямого белого на красном фоне — символа Святого Георгия Победоносца, исторического покровителя Московского царства, и синего косого — символа Святого апостола Андрея Первозванного. Кейзер-флаг сходен по рисунку и идее с флагом Великобритании:
Флаг Великобритании (1606—1801) | Кейзер-флаг, гюйс ВМФ России (1720—1924, 1992 — настоящее время) |
29 апреля (11 мая по новому стилю) 1896 года по докладу Великого князя Алексея Александровича, руководившего морским ведомством, император Николай II «соизволил на признание во всех случаях бело-сине-красного флага национальным», однако это решение не было обнародовано в течение двух лет.
Странная аргументация Особого Совещания под председательством К. Н. Посьета лишь возбудила в печати продолжение дискуссии о цветах национального флага и 10 мая 1910 года было созвано новое Высочайше утверждённое при Министерстве юстиции Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах под председательством товарища министра юстиции А.Н. Веревкина, подошедшее к вопросу с гораздо большей основательностью. Исходя из геральдического принципа соответствия цветов государственного флага гербовым цветам, большинство участников Совещания высказалось за то, чтобы признать русскими государственными цветами черный, желтый и белый. Бело-сине-красный флаг предлагалось отменить (оставив его лишь для торговых судов во внутренних водах). Такое заключение Совещания было представлено на рассмотрение Совета министров, который на заседании 27 июля 1912 г. признал необходимым «подвергнуть его дополнительному соображению с точки зрения практической приемлемости и целесообразности» и возложил это «соображение» на особую комиссию при Морском министерстве, представители которого всегда выступали за признание флага коммерческих судов национальным. Эта комиссия под председательством морского министра И. К. Григоровича заседала 25 сентября 1912 года и 18 июня 1913 года В результате она пришла к выводу, что предложенная Особым совещанием реформа «неудобна». На заседании Совета министров 10 сентября 1914 года было решено впредь все вопросы о флагах передать в ведение Морского министерства, на которое и возлагалось решение о реформе русского национального флага.
Флаг для частного употребления (1914—1917)
Бело-сине-красный флаг коммерческих судов просуществовал до 1918 года, по международным морским обычаям он считался национальным флагом России, указывающим на государственную принадлежность судов. Чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета сохранили статус гербовых цветов империи, однако их перестали использовать для украшения торжеств и домов. Основой военной символики, в частности, армейских кокард являлись георгиевские цвета: чёрный и жёлтый (либо оранжевый). Тем не менее, при создании в августе 1913 года опознавательного знака российских военных летательных аппаратов (первая в мире эмблема ВВС появилась в июне 1912 года во Франции) была принята бело-сине-красная, а не чёрно-оранжевая или чёрно-жёлто-белая эмблема (Эмблема ВВС России, приведенная в иллюстрации к статье, появилась в ноябре 1914 г.).