Анализ проводится в несколько этапов
Объективные и интуитивные системы в архитектуре.
В ар-ре и град-ве нет правил и законов. Используются приемы профессионального мастерства, они не универсальны, основываются на ар-ных примерах
Субъективный(интуитивный) метод образования
-важна личность мастера,
-студент подражает мастеру
Объективный метод образования
-студент получает знания сам
-преподаватель побуждает и объясняет
-личность преподавателя не важна
Объективная система образования
Интуитивная система образования.
Система – множество элементов, в котором все элементы соединены друг с другом, как минимум, одной связью,
Объективная - предписания в форме последовательности действий, организованной таким образом, что любой субъект независимо от его склонностей, культуры и мировоззрения может выполнить эту последовательность.
Макс-ая точность в последовательности шагов. Приводит к одному результату.
Интуитивная – в описании системы используется не последовательность шагов, а код – символ.
Каждый экспериментатор поймет содержание символа по-своему в зависимости от своих отличительных особенностей. Художник, создающий произведение, передает сообщение, которое каждый зритель воспримет по-своему
2. Методы исследования: метод мозговой атаки, дельфийский метод, игры.
МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ
«Мозговой штурм», «атака» - наиболее распространенный метод раскрепощения и активизации мышления.
Метод мозговой атаки —эффективная форма групповых дискуссий. М предназначен для коллективной генерации бол-го кол-ва идей по решению проблемы.
Чтобы обеспечить макс. эффект, мозговой штурм должен подчиняться определенным правилам:
-в заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;
-оптимальная продолжительнос-от 15-30 м
-кол-во предложений важнее, качества;
-нет никаких авторских прав на идеи;
-любой может перенять и развить идеи д-о;
-критика в любом виде запрещена;
-логика, опыт, аргументы «-»мешают;
-иерархический уровень участников не должен слишком отличаться
ДЕЛЬФИЙСКИЙ МЕТОД
М иссл-ия с целью прогнозирования грядущих событий. Включает сортировку мнений группой «экспертов» по оценке тенденций рассматриваемого вопроса.
Суть этого метода -с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться макс. консенсуса при определении правильного решения.
Субъекты:
· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
· организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.
Анализ проводится в несколько этапов
Предварительный:
· подбор группы экспертов до 20.
Основной:
· постановка проблемы — эк рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопр. Появляется общий опросник.
· этот опросник рассылается экспертам. В результате их замечаний. составляется следующий опросник.
· улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, Экспертыдолжны оценить проблему по аспектам. Выявляются преобладающие суждения эк, сближаются их точки зрения. Всех эк знакомят с доводами тех, суждения сильно выбиваются. Все эк могут менять мнение, а процедура повторяется.
· операции повторяются, пока не будет достигнута согласованность между эк, или не будет установлено отсутствие единого мнения по проблеме. Аналитический:
· проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ: ИГРА
Термин «деловые игры» испо-тся для обозначения специально организованной имитации реальных или потенциально возможных экономических, политических, социальных, производственных или иных ситуаций, а также действий людей в таких ситуациях.
Д.И. относятся к активным методам обучения, позволяют получить неординарные, результаты за счет активизации индивидуального и группового потенциала участников.
Для данного метода характерна многовариантность форм реализации. Самой распространенной является форма, которая представляет собой моделирование анализируемых процессов, прогнозирование вариантов возможного развития ситуации и обсуждение данных. Планирование схемы проведения Д.И.-задача сложная требующая серьезного отношения и пристального внимания.
При подготовке необходимо четко определить и сформулировать все составляющие игры: тема, цели, задачи, сюжет, роли участников, регламентные показатели.
3. Методы исследования: экстраполяция, аз научно-технких открытий, аналогия.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ-универсальный метод научного познания и предвидения, позволяющий осуществлять познав-ный поиск. Э расширяет разрешающие возможности интеллекта, объединяет эмпирический и теоретический уровни научного познания в единую систему изучения мира.
Э-логико-методологическая процедура переноса выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов или явлений на всю совокупность (множество) данных объектов или явлений. Распространение выводов, сделанных на основе настоящих и прошлых состояний явления или процесса на их будущее (предполагаемое) состояние.
Метод научного прогнозирования, состоящий в распространении выводов, получаемых из наблюдения над одной частью явления на другую его часть.
Методы прогнозной экстраполяции:
1.Линейное развитие (линейно-статистическая экстраполяция);
2.Экспонента (развивается по экспоненте);
3. Логарифмическая кривая;
4. Периодическая кривая;
5. Нерегулярные кривые
6. Комбинированные кривые
Испол-ие аппарата матем-ой статистики вЭ:
-предварительная формулировка обоснованных логических гипотез;
-проникновение в сущность экстраполируемых процессов;
-вскрытие причинно-следственных отношений в явлениях, изучаемых с помощью статистики.
В случае использования методов Э в науч-тех прогнозировании необ-о учитывать:
-факторы общественного спроса на новые научно-технические разработки;
-оценки влияния политики цен, социально-экономических и производственных условий (специфических в ра-ых странах)
Применение результатовЭ ограничено регионом сбора статистических данных
Для обоснования прогноза по методу экстраполяции необходимо доказать: что закон (тенденция), найденный на известном промежутке, не изменится и вне этого промежутка в определенных границах; что сами параметры качественно не изменятся. Для доказательства обычно используют в качестве предпосылки инерционность прогнозируемой системы. Анализ научно-технических открытий
Анализ, как метод научного иссл-ния- расчленение явления или процесса на составные части (свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение.
При анализе научно-технических открытий
-собираются и исс-тся все новшества и разработки в области науки и техники,
-систематизируются и вычленяются общие свойства и признаки,
-формируется представление о современных потребностях общества, об общем направлении научной мысли в данный период времени.
Этот метод исс-ния является самым часто используемым при написании курсовых и дипломных работ.
АНАЛОГИЯ- метод научного познания, основаный на сходстве объектов исс-ния по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту.
Примеры: биологическая аналогия, историческая аналогия. Составление хронологических рядов основных процессов и частей.
4. Методы исследования: сценарии буд, дерево значимости, а-з интеракций
Сценарии будущего
Составление хронологических рядов основных процессов и частей
Сценарий- описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и шагов, ведущих к прогнозируемому конечному состоянию.
3 положения подходов разработки сце-ия:
- иcxoдным пyнктoм вceгдa дoлжнa быть тoчнaя oцeнкa нacтoящeй cтpaтeгичecкoй cитyaции opгaнизaции,
- для вoздeйcтвyющиx фaктopoв c тeндeнциями paзвития дoлжны быть выпoлнeны cпeциaльныe пpoгнoзы
- дoлжнo быть paзpaбoтaнo мнoжecтвo aльтepнaтивныx cцeнapиeв, пpeдcт-щиx c oпpeдeлeннyю лoгичecкyю кapтинy.
Альтepнaтивныe cцeнapии нe дoлжны coдepжaть пpoтивopeчий.
Алгopитм paзpaбoтки cцeнapиeв включaeт нecкoлькo этaпoв:
- ycтaнoвлeниe пpeдмeтa иccлeдoвaния и eгo cтpyктypиpoвaниe, oпpeдeлeниe пoкaзaтeлeй, xapaктepизyющиx пpeдмeт;
- oпpeдeлeниe cyщecтвeнныx фaктopoв
- oпpeдeлeниe тeндeнций paзвития, aльтepнaтив paзвития для oблacтeй c нeявнoй cтpyктypoй фaктopoв;
- paзpaбoткa и выбop aльтepнaтивныx cцe-eв, пpoвepкa oтoбpaнныx вapиaнтoв нa нeoбxoдимoe paзнooбpaзиe, ycтoйч-ocть.
- интepпpeтaция выбpaнныx cцe-eв paз-ия
- paзpaбoткa oкoнчaтeльнoгo вapиaнтa cцe-ия c yчeтoм вcex внoвь oткpывaющиxcя фaктopoв, oцeнкa вoзмoжныx oтклoнeний oт пepвoнaчaльнoгo oбpaзa opгaнизaции;
- пepeнoc cцe-ия нa пpaктичecкyю ocнoвy (фopмyлиpoвaниe cтpaтeгии paзвития, paзpaбoткa cиcтeмы плaнoв).
Сyщecтвyeт двa типa cцeнapиeв. 1.coдepжит oпиcaниe пос-тельности шaгoв, вeдyщиx к пpoгнoзиpyeмoмy cocтoянию opгaнизaции. 2 тип cцe-eв -oпиcaниe вoзмoжныx пocлeдcтвий для opгaнизaции, ecли oнa дocтигнeт пpoгнoзиpyeмoгo oбpaзa.
Дерево значимости- метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Необходимость использования данного метода обусловлена,что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке вр-ни.
Ствол – это главная (генеральная) цель. Каждая ветвь, отходящая от ствола, - цель второго порядка. Ветвь, отходящая от главной ветви,-цель третьего порядка и т.д.
Все целевые показатели в дереве упорядочиваются по уровням, т.е. дерево является иерархической структурой организации управленческого процесса.
Структуру типа дерева можно классифицировать следующим образом:
1)со строго детерминированными уровнями – показатели любого уровня связаны с показателями соседних уровней;
2)со слабо детерминированными уровнями – показатели любого уровня связаны с показателями любых уровней;
3)с недетерминированными уровнями – на каждом уровне расположен только 1.
При построении Д.Ц. должны соблюдаться:
1) согласованность целей в дереве
2)определенность, возможностью оценки достижения целей в кол-нной форме;
3)конкретность цели, конкретных пок-лях;
4)реальность, то есть имеющиеся средства и ресурсы должны быть достаточными для выполнения цели в определенные сроки;
5)комплексность, единство научных, социальных, технических, экономических и производственных требований.
Долгосрочные цели предполагают их реализацию в течение длительного промежутка времени (пяти и более лет), среднесрочные (от года до пяти), краткосрочные (до года).
Процесс формирования целей может идти в противоположном направлении – от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого уровня