Интерактивные технологии в деятельности литературных музеев России
В России процесс внедрения интерактивных практик только начинает свое развитие и находится еще на стадии «зарождения». Большинство музеев до сих пор используют традиционные формы проведения экскурсий. Но все же развитие интерактива в нашей стране не стоит на месте, и многие музейщики все-таки поняли плюсы включения интерактивных практик в свою деятельность. Интерактивные технологии становятся все более популярными среди российских музеев.
В марте 2009 года на территории Петропавловской крепости в Нарышкином бастионе появился музей – "Петровская кузница". "Петровская кузница" состоит из нескольких залов, в которых расположился музей "Русский Левша", экспозиции фехтования и многое другое. Открылся музей с экспозиции фехтования, выставка, рассказывающая о фехтовании все. Каждый желающий может попробовать себя в качестве фехтовальщика и поработать с мишенью. Эта выставка – интерактивная. К примеру, экспонаты музея "Русский левша": каждый экспонат выставки оснащен специальным чипом, который в течение трех часов может рассказывать об экспонате. Также с помощью чипа экспонаты будут подсвечиваться различными цветами и издавать звуки. По мнению организаторов, такая интерактивная система помогает посетителю обойтись без экскурсовода. Следует отметить, что данная система интерактивного сопровождения экспонатов, до этого момента, не применялась еще ни в одном музее России.
Создание интерактивных экспозиций, внедрение музейно-педагогических методик, предусматривающих ознакомление с пространством музея, способствуют преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации. В наши дни приоритетной аудиторией музея любого вида и профиля являются дети всех возрастов, включая дошкольников.
В России, как и за рубежом активно используются информационные сенсорные киоски, а также аудиогиды. Совсем недавно компания инновационного оборудования для экскурсионной деятельности Infotouch разработала проект для Петергофа – инновационный аудиогид AudioPen, который предназначен для самостоятельных экскурсий по Нижнему парку ГМЗ «Петергоф». Аудиогид-ручка AudioPen взаимодействует со специальной картой. Для прослушивания информации об интересующем объекте необходимо прикоснуться аудиогидом к его обозначению на карте[25].
Новейшей формой преодоления "замкнутости" музея как социального института становится формирующееся электронное информационное пространство. На практике включение пользователя в электронное музейное сообщество часто происходит через интернет-сайты музеев. При этом многие из них построены на принципах интерактивности и динамического обновления информации, что создает возможности для диалога и коммуникации. Пассивное потребление информации отходит на второй план, а регулярный посетитель музейного сайта становится неформальным членом музейного сообщества. В настоящее время в складывающейся музейной информационной инфраструктуре "посетитель" уступает место "партнеру", активно вовлекаемому в музейный процесс и способному оказывать на него влияние[26].
Так в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова в Мелихово в 2006 году создан официальный сайт музея и виртуальная экскурсия по музейной экспозиции. Такая экскурсия дает возможность познакомиться с музеем и его коллекциями виртуальным посетителям, например, жителям дальних регионов России, людям, испытывающим трудности с передвижением и не имеющим возможности посетить музей в реальности.
В 2007 г мелиховский музей победил в номинации «Музей и новые образовательные программы». В специально оборудованном зале действует игровая образовательная программа «Живое письмо». Эта программа в увлекательной форме с помощью специально разработанных мультимедийных конструкторов знакомит посетителей с историей, жанрами, стилями писем и открыток, с предками сегодняшних электронных писем и смс-сообщений. Эта программа рассчитана и на одиночных посетителей, особенно родителей с детьми, и на школьные группы. Посетители могут самостоятельно создать собственные письма и открытки, используя материал из музейных фондов и переписки А.П. Чехова. Также на открытку или письмо можно поставить оттиск «исторического» штемпеля почтово-телеграфного отделения ст. Лопасня и опустить в почтовый ящик прямо на территории музея[27].
Но все же практика применения современной техники в музеях больше распространена на Западе. Одной из причин этого является то, что в США цены на компьютерную технику значительно ниже, чем в России. К примеру, стоимость ноутбука Apple отличается в 2 - 2,5 раза; электронная книга стоит столько же, сколько 5 – 6 средних печатных книг, цена на i-pod еще ниже[28]. Вот почему в западных музеях один из самых простых и логичных подходов к внедрению медиа в музеях – включать в сервис электронные приборы. У нас подобные практики можно встретить лишь в крупных государственных, и по преимуществу в художественных или технических музеях.
Литературные музеи более всего подходят на роль базы под научные конференции и исследования, особенно с участием молодёжи. Многие считают, что новое и перспективное направление в деятельности литературного музея – театр. В практике музейной деятельности такое взаимодействие театра и музея получило название «театрализация музейного пространства»: театрализованная экскурсия; проведение спектакля в стенах музея (такая форма часто используется музеями, особенно в городах, в этом случае музей представляет площадку для профессионального или любительского театра); участие театральных коллективов в массовых праздниках (театр «вписывается» в некое празднество, организуемое музеем); театральный фестиваль, и наконец – совместная организация музеем и театром каких-либо театральных проектов – спектакль, перформанс, арт-акция. Но в последние годы в музеях появились и почти «революционные» примеры – это создание в музее как структурного подразделения профессионального театра.
Еще в 1998 году в составе Объединенного музея писателей Урала открылся Камерный театр. Не только здание для театра было построено специально, но и сама идея такого театра возникла неслучайно – это был очередной шаг в развитии музея как единого комплекса «Литературный квартал». Театр этот, во-первых, антрепризный – приглашаются режиссеры и актеры из других екатеринбургских театров.
Во-вторых, принадлежность театра к литературному музею определила программу его художественно-творческой деятельности: пропаганда литературного наследия Урала, лучших образцов русской и зарубежной классической литературы, знакомство с творчеством уральских писателей средствами театра. Репертуар театра формируется в соответствии с приоритетами музея, является важной частью многочисленных проектов Литературного квартала.
В 2006 году открыл свой первый сезон музейный театр «Чеховская студия», созданный в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова в Мелихове. Это театр с постоянной труппой профессиональных актеров, но для постановки спектаклей приглашаются начинающие молодые режиссеры. Одним из самых удачных проектов музейного театра можно назвать «Театральные субботы в Мелихове»: после экскурсий или прогулки по усадьбе посетители могут посмотреть спектакли по чеховским произведениям. Сегодня музей и театр реализует несколько новых проектов: Чеховская театральная школа «Мелихово» - семинары для актеров и режиссеров, а также театрально-выставочный проект «Каштанка»[29].
Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького тоже разработал новый проект своего развития. В основе новой концепции взято понятие «расширение» - расширение территории музея, его аудитории, расширение возможности для предъявления музейных предметов и литературы как объектов исследования.
Летний сезон был открыт проектом «Ночь в музее». В эту ночь была организована специальная акция «Предчувствие лета». Она проводилась как таинство, как попытка зафиксировать момент преобразования природы, когда весна переходит к лету. Гостям были представлены перфомансы, инсталляции и видеоинсталяции, заставляющие их сопереживать происходящему и участвовать в этих процессах.
В рамках этого проекты было решено организовать ночные кинопоказы на открытом воздухе (фильмы по произведениям трех Толстых, фильмы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), что имело большой успех. Ночные бесплатные кинопоказы сделали музей доступным и интересным для самарцев, которые раньше, как показали опросы, не бывали в музее, но теперь готовы придти сюда еще раз.
Также музей взял во внимание упомянутую выше тенденцию театрализации музейного пространства - летний сезон завершился постановкой спектакля Чехова «Три сестры». Классическая пьеса обрела новое здесь новую форму и воплощение. Целью необычного театрального проекта была попытка поставить зрителя в активную позицию, разрушить стену между ним и персонажами пьесы. Актеры исполняли роли только трех сестер, остальное предлагалось исполнить зрителям.
В зимнее время реализован культурологический проект «Л.Н. Толстой – самарский помещик: 5 фактов из жизни писателя в самарской губернии». Вставка сопровождается чтением лекций и показами фильмов по произведениям Толстого.
Еще один проект-выставка: «А.Н. Толстой и футуристы» посвящена деятелем русского авангарда, с которыми пересекалась жизнь Толстого: Маяковскому, В. Каменскому, Мейерхольду, Татлину и др. В рамках этого проекта решено было повторить выборы короля поэтов, и таким образом возвратить нас к одному из самых громких событий Серебряного века[30].
Вот этот небольшой перечень событий и проектов, который реализуется сегодня в литературно мемориальном музее, явно нам показывает, что даже в мемориальном пространстве небольшого музея может бурлить новая жизнь, расширяться возможности и смыслы. Стоит только захотеть…
В России много музеев и все они нуждаются в финансировании, причем не только в государственном, так как его оказывается катастрофически мало, особенно для реализации интерактивных проектов. Помощь оказывают, прежде всего, частные благотворительные фонды. Например, Фонд Владимира Потанина с 2003 года ежегодно проводит грантовый конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире". Гранты помогают музеям, независимо от их статуса и месторасположения, воплощать интересные идеи в жизнь. Фонд "Династия" с 2006 года проводит грантовый конкурс "Научный музей в XXI веке". Так же кроме частных фондов существуют различные организации, которые проводят конференции и фестивали по обмену опытом и изучению проблем, возникающих на практике. Такие мероприятия носят как международный, так и отечественный характер. Вот уже 15 лет Российская Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ) ежегодно собирает на своих научных конференциях специалистов со всей страны и из-за рубежа. В России есть свой музейный фестиваль, "Интермузей", и профильная выставка – "Экспо-Музей" [31].
Подводя итог вышесказанного, можно сказать, что интерактив в России не получил еще такого широко развития как на Западе, но дело не стоит на месте и попытки внедрения интерактивных практик случаются все чаще. Во многом процесс внедрения таких технологий тормозит недостаточное финансирование музеев в нашей стране, но и эта проблема мало-помалу начинает решаться. Совсем недавно, 5 апреля 2012 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева прошла встреча Владимира Владимировича Путина с руководителями крупнейших российских музеев, где было сказано, что финансирование российских музеев будет увеличено в 4 раза[32]. Будем надеяться, что с увеличением финансирования внедрение современных технологий коснется и литературных музеев. Такое музейное оборудование крайне важно для поддержки литературных музеев, ведь оно помогает вернуть интерес к музеям, а значит, подержать и даже поднять их благосостояние, без чего немыслимо нормально сохранять все ценности, находящиеся там.
Заключение
В данной курсовой работе было проведено исследование российских и западных литературных музеев, в ходе которого были решены задачи, позволившие выявить особенности создания и функционирования музеев данного профиля в современной социокультурной ситуации.
Прежде всего, были изучены особенности создания литературных музеев. На основании чего можно заключить, что процесс создания музеев данного профиля прошел сложный тернистый путь, однако не получивший достаточно полного и систематического отражения в исторической и музееведческой литературе. Широкое развитие литературные музеи получили лишь после полного осознания обществом необходимости сохранения наследия величайших писателей, которые оказали влияние не только на развитие литературного процесса своей страны, но и мировую культуру в целом.
Литературные музеи имеют свою классификацию. Выделяется три наиболее крупных разновидности музеев данного профиля: музеи истории литературы (или историко-литературные музеи), монографические литературные музеи и литературно-мемориальные музеи. Широкое развитие в современной культуре получил музей литературного героя. На данный момент этот тип музея в наибольшей степени распространен на Западе, и пользуется там большей популярностью, чем литературно-мемориальные и монографические музеи.
Проведя обзор литературных музеев города Кирова, выяснилось что, музеи находятся в таком же состоянии, как и большинство музеев данного типа. У них также существует проблема низкой посещаемости (хотя план, как утверждают заведующие, они выполняют), отсутствие новых информационных технологий, ни и, конечно же, злободневная проблема финансирования. Но все же дело не стоит на месте и проблемы мало по малу решаются. Город развивается в сфере туризма, и, проводя экскурсии для гостей по городу Кирову, музеи включаются в маршрут, что в некоторой степени решает проблему посещаемости. Также относительно недавно правительством Кировской области разработана программа «Музейный квартал», которая направлена на решение основных проблем функционирования музеев города Кирова. Составляя перечень мероприятий для реализации данной программы, не забыли и о литературных музеях, в частности музею Салтыка-Щедрина выделены деньги из областного бюджета в размере 5 млн. рублей, которые будут потрачены на реставрацию здания. Дело не лежит мертвым грузом, в музее уже начались работы по подготовке к ремонту.
Также в данной работе был проведен анализ использования интерактивных технологий в музейной практике. Известно, что музей, в том числе и литературный, является каналом культурной коммуникации, который направлен на взаимодействие с посетителем. Сегодня данное взаимодействие реализуется с помощью внедрения интерактивных практик, которые позволяют посетителю быть не только объектом воздействия, но и субъектом, активно участвующем в формировании музейного пространства. Для реализации более глубокого изучения экспонатов музея, сегодня неустанно внедряются новейшие технические средства. Наиболее популярными технологиями, применяющиеся в музейном пространстве, являются сенсорные киоски, дающие информацию как о самом музее, так и выставках, аудиогиды, которые позволяют самостоятельно изучать экспонаты, использование планшетов, с помощью которых можно увеличить предмет, посмотреть с разных сторон, и даже «полистать» рукопись известного писателя. Однако такие технологии преимущественно применяются в музеях художественного или научного профиля. Среди литературных музеев такая оснащенность больше присуща крупным государственным музеям, посвященным истории литературы страны, а не творчеству отдельного писателя.
В России из-за дороговизны такого оборудования, литературные музеи ищут альтернативу техническим средствам и пытаются реализовать взаимодействие с посетителем через организацию мероприятий, которые заинтересуют зрителя и заставят придти в музей еще раз. Одним из таких направлений является театр или иначе «театрализация музейного пространства». Все чаще в литературных музеях можно встретить театрализованные экскурсии, проведение спектакля в стенах музея, участие театральных коллективов в массовых праздниках, организуемых музеем. Зритель в таких постановках может не просто созерцать, но и быть активным участником такого действа, становясь субъектом музейного пространства.
На основании проведенной работы, можно заключить, что литературные музеи как в России, так и за рубежом являются подлинными очагами духовного, патриотического, культурного воспитания, связывая жизнь писателя, его творчество со всей культурной, литературной жизнью страны, развивая и углубляя у молодых людей знание родного языка и отечественной истории, ибо в художественных образах писателей они превращаются в легко запоминаемые и усвояемые истины на всю жизнь. Да и просто воспитывает культурного, интеллигентного человека.
Литературные музеи более чем какие-либо другие нуждаются в соответствии современным условиям. Они должны быть не просто сборищем экспонатов, куда водят экскурсии нерадивых школьников по обязанности. Нет, именно литературные музеи должны стать центром живого слова, неустанно внедрять элементы интерактивности.
Список литературы
1. Александров, Н. Литературная мемориальность, или Нас возвышающий обман [Электронный ресурс]/литературный интернет-проект «Журнальный зал». – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ nz/1999/ 4/aleks. html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Артемова, Н. Технологий море, главное – производство идей [Текст] // Музей. – М, 2011. – №7.
3. Борисова, М. Культурно-образовательная деятельность музеев [Текст] // Музей. – М, 2009. – №5.
4. Григоржевич, В. Литературному музею быть [Текст] // Музей. – М, 2010. – №3.
5. Григорьева, А. Информационные технологии в музеях Нью-Йорка [Текст] // Музей. – М, 2011. – №7.
6. Дашкова Е.В. Возможности использования музейных технологий в деятельности социально-культурных учреждений [Электронный ресурс] / сайт Орловского государственного института искусств и культуры, 05.04.2011. – Режим доступа: http://ogiik.forum24.ru/?1-3-0-00000003-000-0-0-1302592955, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
7. Дом-музей А.С. Грина [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m1876, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус
8. Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m1877, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
9. Журавлева, А. Мелихово. Остановка по требованию [Текст] // Мир музея. – М, 2011. – №5.
10. Иванова, Р. Интерактивные экспонаты – их нужно трогать руками [Электронный ресурс]/новостной сайт Cnews.ru, 26.05.2003. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2003/05/26/144571, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
11. Интерактивность музейная [Текст] // Музей. – М, 2009. – №5.
12. Калугина, Т. П. Художественный музей как феномен культуры [Текст]/ Т. П. Калугина – Спб.: Петрополис, 2008. – 244 с.
13. Культура Кировской области [Электронный ресурс] /офиц. сайт Правительства Кировской области. – Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/culture/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
14. Литературные музеи [Электронный ресурс]/офиц. сайт государственного литературного музея, 29.07.2007 г. – Режим доступа: http://www.museum-glm.ru/?cat=3, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
15. Мастерица, Е.Н. История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной культуры конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-300011.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
16. Мастерица, Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// www.bvahan.com/ museologypro/ muzeevedenie.asp?li2=1&c_text=18, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
17. Мастерица, Е.Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bvahan.com/ museologypro/muzeevedenie.asp?li2=5&c_text=19, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
18. Музей «Дом станционного смотрителя» [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m249, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
19. Музей Шерлока Холмса [Электронный ресурс]/офиц. сайт музея. – Режим доступа: http://bakerstreet221b.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
20. Мызникова У. Литературный музей как объект социологического исследования [Электронный ресурс]/ Практикум по визуальной социологии. Музей в современном обществе (традиционные и новые практики)№ 7. – Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/articles/miznikova_01.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
21. Мягтина, Н.В. Профильные группы музеев [Текст]/ Н.В. Мягтина– Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. – 212 с.
22. Никифорова К. Способы конструирования музейного пространства и место человека в нем [Электронный ресурс]/ Практикум по визуальной социологии. Музей в современном обществе (традиционные и новые практики)№ 7. – Режим доступа: http://sociologist.nm.ru/ articles/ nikiforova_01.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
23. Ноль, Л.Н. Информационные технологии в деятельности музея [Электронный ресурс] сайт кафедры музеологии РГГУ. – Режим доступа: http://museolog.rsuh.ru/nol_kniga.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
24. Поленова, Н. Музей Ж.-Ж. Руссо: мемориальный дом, литературный музей, научный центр? [Текст] // Музей. – М, 2010. – №12.
25. Савченко, Л. Стоит только захотеть [Текст] // Музей. – М, 2011. – №5.
26. Седова, Г. Фэн-шуем Пушкина не объяснить [Электронный ресурс]/А. Морозов, Daily Talking, 13.02.2011. – Режим доступа: http://www.dailytalking.ru/interview/sedova-galina-mihaylovna/341/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
27. Сенсорные киоски на службе в музеях [Электронный ресурс] сайт компании ITOUCH. – Режим доступа: http://www.itouch.ru/solutions.asp?r=256, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
28. Трошина Т.М. Интерактивный музей в современном медиапространстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ural-yeltsin.ru/usefiles/media/Troshina.doc, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
29. Чувилова, И. Мемориальный музей. Новые формы? // Музей. – М, 2011. – №5.
30. Щербакова, А. Литературный музе в России: вчера, сегодня, завтра [Текст] // Мир музея. – М, 2011. – №7.
31. Я поведу тебя …в музей! [Электронный ресурс]/Электронный журнал InAVate. – Режим доступа: http://www.inavate.ru/ site/content/ view/ 288/25/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
32. 10 самых интересных музеев одного литературного персонажа [Электронный ресурс]/ сайт журнала Forbes. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/puteshestviya/76091-10-samyh-interesnyh -muzeev-odnogo-literaturnogo-personazha, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[1] Щербакова, А. Литературный музе в России: вчера, сегодня, завтра [Текст] // Мир музея. – М, 2011. – №7.
[2] Мастерица, Е.Н. История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной культуры конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-300011.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
[3] Мастерица, Е.Н. История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной культуры конца XIX - начала XX века [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-300011.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
[4] Литературные музеи [Электронный ресурс]/офиц. сайт государственного литературного музея, 29.07.2007 г. – Режим доступа: http://www.museum-glm.ru/?cat=3, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[5]Мемориальный музей Роберта Рождественского в Алтайском крае [Электронный ресурс]/информационный портал Русский мир, 12.04.2012г. – Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/ russkiymir/ru/ news/ ruregions/ news5493.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[6] Мягтина, Н.В. Профильные группы музеев [Текст]/ Н.В. Мягтина– Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2011. – 212 с.
[7] Музей Шерлока Холмса [Электронный ресурс]/офиц. сайт музея. – Режим доступа: http://bakerstreet221b.ru/ index.php, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[8] 10 самых интересных музеев одного литературного персонажа [Электронный ресурс]/ сайт журнала Forbes. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/puteshestviya/76091-10-samyh-interesnyh -muzeev-odnogo-literaturnogo-personazha, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
[9] Музей «Дом станционного смотрителя» [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m249, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[10] Седова, Г. Фэн-шуем Пушкина не объяснить [Электронный ресурс]/А. Морозов, Daily Talking, 13.02.2011. – Режим доступа: http://www.dailytalking.ru/interview/sedova-galina-mihaylovna/341/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[11] Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m1877, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[12] Дом-музей А.С. Грина [Электронный ресурс]/ офиц. сайт Музеи России. – Режим доступа: http://www.museum.ru/m1876, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[13] Официальный сайт музея А.С. Грина www.museum.ru/Grin
[14]Мастерица, Е.Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.asp?li2=5&c_text=19, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[15] Интерактивность музейная [Текст] // Музей. – М, 2009. – №5.
[16] Иванова, Р. Интерактивные экспонаты – их нужно трогать руками [Электронный ресурс]/новостной сайт CNews.ru, 26.05.2003. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2003/05/26/144571, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[17] Трошина Т.М. Интерактивный музей в современном медиапространстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ural-yeltsin.ru/usefiles/media/Troshina.doc, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[18] Ноль, Л.Н. информационные технологии в деятельности музея [Электронный ресурс] сайт кафедры музеологии РГГУ. – Режим доступа: http://museolog.rsuh.ru/nol_kniga.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[19] Сенсорные киоски на службе в музеях [Электронный ресурс] сайт компании ITOUCH. – Режим доступа: http://www.itouch.ru/solutions.asp?r=256, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[20] Literaturmuseum der Moderne (LiMo) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://blog.imhonet.ru/author/bosikom/post/1583887/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[21] Специальное ПО в музеях [Электронный ресурс] сайт компании Викинг. - Режим доступа: http://www.vitechnology.ru/museum.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[22] Борисова, М. Культурно-образовательная деятельность музеев [Текст] // Музей. – М, 2009. – №5
[23] Музей Шерлока Холмса [Электронный ресурс]/офиц. сайт музея. – Режим доступа: http://bakerstreet221b.ru/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[24] Трошина Т.М. Интерактивный музей в современном медиапространстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ural-yeltsin.ru/usefiles/media/Troshina.doc, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
[25]Проект в Петергофе [Электронный ресурс]/ сайт компании Infotouch. - Режим доступа: http://infotouch.ru/arenda-i-prodazha/proekt-v-petergofe/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
[26]Мастерица, Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// www.bvahan.com/ museologypro/ muzeevedenie.asp?li2=1&c_text=18, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
[27] Журавлева, А. Мелихово. Остановка по требованию [Текст] // Мир музея. – М, 2011. – №5
[28] Григорьева, А. Информационные технологии в музеях Нью-Йорка [Текст] // Музей. – М, 2011. – №7
[29] Щербакова, А. Литературный музе в России: вчера, сегодня, завтра [Текст] // Мир музея. – М, 2011. – №7.
[30] Савченко, Л. Стоит только захотеть [Текст] // Музей. – М, 2011. – №5.
[31] Я поведу тебя в музей! [Электронный ресурс]/Электронный журнал InAVate. – Режим доступа: http://www.inavate.ru/site/content/view/288/25/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
[32] Информационное агентство Версия Саратов [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://nversia.ru/ news/view/id/24259, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.