Укажите предложение, в котором используются синонимы
Подготовка к ЕГЭ
Сборник тестов
Часть 1
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЮ №1: А2, А11, А30, В8. 4
-А2-, часть I 4
-А2-, часть II 12
-А11-. 14
-А30-. 21
-В8-. 28
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЮ №2: А6, А7, А27, А28, А29, В7. 45
-А6- и -А7-. 45
-А27-. 58
-А28-. 67
-А29-. 78
-В7-. 90
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЮ №4: В1, А13, А14, А16. 97
-В1-. 97
-А13-. 100
-А14-. 104
-А16-. 108
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЯМ №5-6: А10, А17, В3. 111
-А10-. 111
-А17-. 115
-В3-. 119
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЯМ №7-8: А3, А5, А1. 122
-А3-. 122
-А5-. 124
-А1-. 129
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЮ №10-11: А12, А15, А20, В5. 131
-А12-. 131
-А15-. 135
-А20-. 138
-В5-. 141
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЮ №13-14: А18, А22, В2. 145
-А18-. 145
-А22-. 151
-В2-. 156
ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ЕГЭ. 160
Вариант 1. 160
Вариант 3. 181
Вариант 4. 192
Вариант 5. 203
Вариант 6. 213
Вариант 7. 224
Вариант 8. 235
Вариант 9. 246
Вариант 10. 257
Вариант 11. 268
Вариант 12. 279
Вариант 13. 290
Вариант 14. 300
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ. 311
Инструкция по заполнению таблицы.. 312
ДЛЯ ЗАМЕТОК. 313
Составитель Ю.Ф. Плужникова
Под редакцией Н.А. Сопот
ЮНИУМ © 2012 Москва
ТЕСТЫ К ЗАНЯТИЮ №1: А2, А11, А30, В8
-А2-, часть I
1. В каком предложении вместо слова КОРИЧНЕВЫЙ нужно употребить слово КАРИЙ?
1) Эту коротенькую КОРИЧНЕВУЮ юбку Маша любила больше других.
2) Я часто вспоминаю добрые КОРИЧНЕВЫЕ глаза Вероники.
3) В углу гостиной стоит КОРИЧНЕВОЕ кресло.
4) Мы остановились у длинного КОРИЧНЕВОГО забора, окружавшего гаражи.
2. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1) Насте купили легкие брючки БОЛОТНОГО цвета.
2) В БОЛОТНОЙ местности трудно прокладывать дороги.
3) Особое место в лесной экосистеме занимают БОЛОТНЫЕ растения.
4) Воздух наполняли тяжелые БОЛОТНЫЕ испарения.
3. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДЕМОКРАТИЧНЫЙ?
1) В основе современного государства лежит ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ принцип разделения властей.
2) Такие ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ процедуры, как выборы в суд или в парламент, позволяют гражданам принимать участие в управлении.
3) Гитара считается в наше время весьма ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ музыкальным инструментом: недорогим по цене, доступным в обучении.
4) Шансы ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ оппозиции на победу были как никогда высоки.
4. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДИПЛОМАТИЧНЫЙ?
1) Полозов оказался человеком неконфликтным, ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ и остроумным.
2) ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ служба, избранная добровольно, была Грибоедову зачастую в тягость.
3) Если между государствами рвутся ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения, то они могут начать военные действия.
4) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ корпус Британской империи имеет давние и глубокие традиции.
5. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Материалы, собранные группой исследователей, показались академику достоверными и очень ИНФОРМАЦИОННЫМИ.
2) В студии записывали очередную ИНФОРМАЦИОННУЮ программу.
3) Интернет дал стимул развитию новых ИНФОРМАЦИОННЫХ технологий в бизнесе.
4) Особое значение имеет в наши дни ИНФОРМАЦИОННАЯ безопасность.
6. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей первой следует считать милосердие к ближнему.
2) Он сидел на диване в своем ВЕЧНОМ стеганом халате и мягких тапочках.
3) Этот лесной край особенно славится своими ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами, воспетыми еще в былинах.
4) Мне уже порядком надоело ВЕЧНОЕ ворчание старика, но его рассказы я слушал с огромным интересом.
7. В каком предложении вместо слова СПАСИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить СПАСАТЕЛЬНЫЙ?
1) Я уже совсем было приготовился получить «двойку», но тут прозвучал СПАСИТЕЛЬНЫЙ звонок с урока.
2) Продажа непрофильных активов осталась тем единственным СПАСИТЕЛЬНЫМ средством, которое могло бы уберечь корпорацию от банкротства.
3) Наконец после недели засухи над саванной пронеслась СПАСИТЕЛЬНАЯ гроза.
4) Под каждым сиденьем в пассажирском катере должен находиться СПАСИТЕЛЬНЫЙ жилет на экстренный случай.
8. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?
1) Девочка ОДЕЛА куклу в платье, которое сшила своими руками.
2) Дедушка ОДЕЛ меховую ушанку, чтобы не замерзнуть.
3) Воспитатель детского сада должен ОДЕТЬ малышей по погоде, чтобы они комфортно чувствовали себя на улице.
4) Этот кутюрье собирается ОДЕТЬ в свои костюмы весь Париж.
9. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?
1) Учительница порекомендовала ребятам купить еженедельный АБОНЕМЕНТ в консерваторию.
2) Ваня пропустил тренировку по плаванию, потому что забыл дома АБОНЕМЕНТ в бассейн.
3) АБОНЕМЕНТЫ нашей телефонной сети могут на льготных условиях подключить пакет цифрового телевидения.
4) АБОНЕМЕНТ «Студенческий» предусматривает занятия в тренажёрном зале в любой день и в любое время.
10. В каком предложении вместо слова ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ нужно употребить ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ?
1) В школе появился специальный ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ класс для проведения химических опытов.
2) Будучи сильно раздражен, полковник не раз проявлял ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ неуважение к собеседникам.
3) ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ модель робота успешно прошла первый цикл испытаний.
4) Лектор принес с собой много ДЕМОНСТРАЦИОННОГО материала.
11. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу — СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
12. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
4) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.
13. В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить ПАМЯТЛИВЫЙ?
1) На доме, где жил писатель, была установлена ПАМЯТНАЯ доска.
2) Обратите внимание на этого ребёнка: он ПАМЯТНЫЙ и сообразительный.
3) Двенадцатое апреля 1961 года — ПАМЯТНАЯ дата в истории мировой космонавтики.
4) Разрешите преподнести Вам в этот ПАМЯТНЫЙ вечер скромный подарок от нашего коллектива.
14. В каком предложении вместо слова ГАРАНТИРОВАННЫЙ нужно употребить ГАРАНТИЙНЫЙ?
1) Трудящиеся имеют ГАРАНТИРОВАННОЕ Конституцией право на отдых.
2) Регулярный прием препарата дает ГАРАНТИРОВАННОЕ улучшение самочувствия уже через два месяца.
3) Акции обеспечивают владельцам ГАРАНТИРОВАННЫЙ высокий доход.
4) ГАРАНТИРОВАННЫЙ срок хранения лекарства — два года.
15. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?
1) На сухой КАМЕННОЙ почве южного Крыма трудно выращивать влаголюбивые огородные культуры.
2) Крепкий КАМЕННЫЙ фундамент церкви сохранился до наших дней.
3) Прокладывая водопроводные трубы, строители натолкнулись на КАМЕННЫЕ плиты средневековых построек.
4) От древнего культового сооружения сохранился только обломок КАМЕННОЙ стены.
16. В каком предложении вместо слова ДВОЙСТВЕННЫЙ нужно употребить слово ДВОЙНОЙ?
1) Правительство ведет двойственную политику.
2) Он испытывал двойственное ощущение: Щеглов и нравился ему, и одновременно отталкивал.
3) Комната выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.
4) Натура его противоречивая, двойственная.
17. В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?
1) Человеческий мозг − уникальное создание природы.
2) Строки любовной лирики Пушкина − глубоко человеческие, проникнутые нежностью строки.
3) На песке явно отпечатались следы человеческих босых ног.
4) За время существования высших приматов человеческая популяция оказалась на земле наиболее конкурентоспособной.
18. В каком предложении вместо слова ЦАРСКИЙ нужно употребить ЦАРСТВЕННЫЙ?
1) Когда-то в России было двенадцать институтов благородных девиц, выпускавших фрейлин для царского двора.
2) В допетровскую эпоху правители Руси облачались в одежды весьма пышные, служившие свидетельством их царского звания.
3) В начале XVII века на царский трон претендовали представители нескольких крупнейших дворянских родов.
4) Константин легко узнал графиню по ее царской осанке.
19. В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить ОБОРОТИСТЫЙ?
1) На оборотной стороне листа был написан телефон.
2) Фабрика не может класть на депозит оборотные средства.
3) К тому времени Порфирий скопил немалый оборотный капиталец.
4) Попандопуло был оборотным дельцом с сомнительной репутацией.
20. В каком предложении вместо слова ГОРДЫНЯ нужно употребить ГОРДОСТЬ?
1) Президент нашей корпорации испытывал законную гордыню, глядя на результаты работы фирмы за квартал.
2) И малодушие, и гордыня − равно тяжкие грехи, и того, и другого должно избегать.
3) Душа его, преисполненная черной гордыней, требовала от других лишь поклонения.
4) Непомерная гордыня обуяла этого человека: он говорил, будто разум его искуснее, чем у самих богов.
21. В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?
1) После того, как зенитное орудие было уничтожено, ВРАЖЕСКИЕ танки устремились вперед.
2) ВРАЖЕСКИЙ тон Миши удивил Аню: она привыкла считать его человеком, который все понимает и все умеет простить.
3) В конце XI века Курск стал важным звеном в цепи укрепленных городов, призванных защищать Русь от ВРАЖЕСКИХ набегов.
4) Вскоре нам удалось разгромить ВРАЖЕСКИЙ штаб и захватить оперативные документы.
22. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
23. В каком примере вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно употребить слово ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ?
1) Мой друг – очень ДОВЕРЧИВЫЙ человек.
2) Нельзя быть таким ДОВЕРЧИВЫМ при составлении договора.
3) ДОВЕРЧИВЫЙ и ласковый, котёнок ко всем шел на руки.
4) Шеф ДОВЕРЧИВЫМ тоном сообщил мне о своих планах.
24. В каком предложении вместо слова ЕДИНСТВЕННЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
1) Долгое время в медицине ЕДИНСТВЕННЫМ материалом для опытов по изучению сильнодействующих ядов были мелкие животные.
2) По мнению многих психологов, ЕДИНСТВЕННЫЙ ребенок в семье чаще всего чувствует себя одиноким и плохо адаптируется в обществе.
3) Вам стоит обратить внимание на работу цеха в целом, а не на ЕДИНСТВЕННЫЕ случаи производственных сбоев.
4) Ромен Роллан, близко знавший Фритьофа Нансена, назвал его ЕДИНСТВЕННЫМ европейским героем своего времени.
25. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?
1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
4) ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
26. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы.
3) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
4) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
27. В каком предложении вместо слова БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ нужно употребить БЕЗОТВЕТНЫЙ?
1) Вячеслав пожал её холодную, БЕЗОТВЕТСТВЕННУЮ руку.
2) Алексей совершил БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ поступок.
3) БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ студент не сможет добиться успехов в учёбе и в будущей профессии.
4) Ваше заявление считаем БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ.
28. В каком предложении вместо слова АДРЕСАТ нужно употребить АДРЕСАНТ?
1) АДРЕСАТ получил телеграмму вовремя.
2) Письмо так и не вернулось АДРЕСАТУ, так как он не указал обратный адрес.
3) Документы были направлены на имя вымышленного АДРЕСАТА.
4) На конверте работник почты сделал пометку «АДРЕСАТ выбыл».
29. В каком предложении вместо слова НЕВЕЖДА нужно употребить НЕВЕЖА?
1) Он ПОЛНЫЙ невежда в политике.
2) Как же можно быть таким НЕВЕЖДОЙ? Не прочитать ни одной книги?
3) Мальчик хорошо учится, но полный НЕВЕЖДА.
4) На взгляд настоящего грибника, мы вели себя в лесу как НЕВЕЖДЫ, спокойно обходя разные сыроежки, лисички, волнушки.
30. В каком предложении вместо слова УГОДЛИВЫЙ нужно употребить УГОДНЫЙ ?
1) Его воспитали УГОДЛИВЫМ, льстивым человеком.
2) УГОДЛИВАЯ, подобострастная улыбка не сходила с лица чиновника.
3) Выражение глаз Степана вдруг стало УГОДЛИВЫМ, заискивающим.
4) Заведующий лабораторией принял УГОДЛИВОЕ начальству решение.
-А2-, часть II
1. Значение какого слова указано неверно?
1) КОРРУМПИРОВАННЫЙ – незаконно обогащающийся чиновник или политик.
2) АНШЛАГ – концерт или спектакль в честь кого-либо.
3) СКРУПУЛЁЗНЫЙ – точный до мелочей, чрезвычайно тщательный.
4) МЕЦЕНАТ – богатый покровитель наук и искусств.
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая материальную и духовную культуру народа»?
1) мифология | 2) этнография | 3) библиография | 4) экология |
3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?
1) войти на вершину горы; глубинные процессы;
2)дипломатический ход; доверчивый тон;
3) терпимость к чужим поступкам; дипломатичный вопрос;
4) взойти в класс; грозовая туча.
4. Значение какого слова указано неверно?
1) КОРРЕКТНЫЙ – тактичный, вежливый, учтивый.
2) БРИФИНГ – пресс-конференция по вопросам политики.
3) КАЛЛИГРАФИЯ – умение писать грамотно.
4) КОНСОЛИДАЦИЯ – укрепление, сплачивание чего-нибудь.
5. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»?
1) беспристрастный | 2) апатичный | 3) аполитичный | 4) безнравственный |
6. Значение какого слова указано неверно?
1) ДИПЛОМАНТ – студент, готовящий дипломную работу.
2) АТТЕСТАЦИЯ – осуществляемое специалистами определение уровня знаний и умений работника или учащегося.
3) АНТИКВАР – любитель, знаток и собиратель древностей, старинных предметов.
4) АРГУМЕНТ – логический довод, суждение, приводимое для доказательства чего-либо.
7. Какое из перечисленных слов имеет значение «страстная преданность какой-либо идее, одержимость»?
1) фетишизм | 2) фатализм | 3) фанатизм | 4) фанаберия |
8. В каком ряду соблюдены лексические нормы?
1) взрывчатый характер; воинственный национализм;
2) глинистая почва; дружеский ужин;
3) дружественная вечеринка; взрывной характер;
4) эффектное платье; фанатический человек.
9. В каком ряду есть слово, имеющее значение «вменять в вину, предъявлять обвинение»?
1) инвестировать, инкриминировать; | 3) игнорировать, интегрировать; |
2) инсинуировать, инкрустировать; | 4) инспирировать, интонировать. |
10. Какое из перечисленных слов имеет значение «объявление о том, что все билеты на спектакль или концерт проданы»?
1) аншлаг | 2) бенефис | 3) премьера | 4) фурор |
-А11-
1. Укажите значение слова СЛОВА-ПАРАЗИТЫ в предложении:
Как правило, слова-паразиты пристраиваются к нам незаметно, как бы случайно, долгое время остаются без внимания, и мы с трудом расстаёмся с ними.
1) новые слова;
2) устаревшие слова;
3) бытовые слова;
4)слова-загрязнители речи.
2. Укажите значение слова ФОРМА в предложении:
Чтобы извлечь из словаря правильную информацию, надо знать, как расшифровываются сокращения и условные знаки, почему одни формы слов даются, а другие нет, в какой последовательности идёт информация, что обозначает отсутствие тех или иных помет.
1) единая по всем признакам одежда;
2) выражение значений грамматических категорий;
3) наружный вид предмета;
4)способ проявления какого-либо действия.
3. Укажите значение слова ГЕРОЙ в предложении:
Известно, что Гвидон из «Сказки о царе Салтане» и Дадон из «Сказки о золотом петушке» получили свои имена «в честь» литературных героев прошлого.
1) лицо, привлекшее себе внимание;
2) человек, совершающий подвиги;
3) человек, являющийся для кого-либо предметом поклонения;
4)главное действующее лицо в художественном произведении.
4. Укажите значение слова ДИКИЙ в предложении:
Эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк.
1) неприручённый; | 3) некультивируемый; |
2) грубый; | 4)специально выращиваемый. |
5. Укажите значение слова ПРЕДМЕТ в предложении:
Если вы понаблюдаете за тем, как неспокойное море движет щепку, лодку или вообще какой-нибудь плавающий предмет, то обратите внимание, что быстро бегущие волны вовсе не увлекают с собой этот предмет, а только мерно качают его.
1) событие, факт;
2) тема, содержание, материал чего-либо;
3) круг знаний, образующих особую дисциплину изучения;
4) конкретное материальное явление, вещь.
6. Укажите значение слова МИР в предложении:
Ломая и погребая наши корабли, бури вносят живительный эликсир в беспредельный подводный мир.
1) система мироздания как целое;
2) жизнь мирян, светская жизнь;
3) общественная среда, строй;
4) отдельная область жизни, явлений, предметов.
7. Укажите значение слова ХОЗЯЙСТВО в предложении:
В сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях используют сухую каменноугольную или древесную золу, способствующие быстрому таянию снега.
1) совокупность предметов домашнего обихода;
2) производство, экономика;
3) техническое оборудование производства;
4) работы по дому, устройству быта.
8. Укажите значение слова ЧАСТЬ в предложении:
При этих скачках они дробятся на части, выбивают из поверхностного слоя другие частицы, которые тоже начинают двигаться.
1) отдел учреждения;
2) раздел, подраздел произведения;
3) отдельная войсковая единица;
4) доля, единица целого.
9. Укажите значение слова ПЛАН в предложении:
Многие урартские города построены по заранее составленному плану.
1) заранее намеченная система мероприятий;
2) область, сфера проявления чего-либо;
3) порядок, последовательность изложения;
4) чертёж, изображающий местность, сооружение.
10. Какое слово в данном предложении имеет значение «пропускающий сквозь себя свет»?
Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла.
1) естественный; | 3) прозрачный; |
2) льющийся; | 4) мозаичный. |
11. Укажите значение слова КАРТИНА в предложении:
Сохранилось несколько таких альбомов, известны также старинные картины, изображающие, как художник рисует на деревянной дощечке.
1) подразделение акта в драме;
2) общее состояние, положение чего-либо;
3) произведение живописи;
4) то же, что фильм.
12. Укажите значение слова СВОБОДА в предложении:
К какой бы гильдии ни был приписан художник, как бы ни менялись права и статусы цехов в зависимости от страны или города, они всегда стремились ограничить свободу его индивидуального развития.
1) государственная независимость, суверенитет;
2) отсутствие зависимости от кого-либо;
3) состояние того, кто не находится в неволе;
4) отсутствие рабства;
13. Укажите значение слова ВЫПАДАЮТ в предложении:
Если осадки в виде снега выпадают вблизи полюсов или в высоких горах, вода может оказаться в составе ледника или многолетнего льда и оставаться в таком виде до начала таяния льдов.
1) падают из-за непрочного положения, толчка;
2) выделяются из атмосферы, падая на землю;
3) перестают быть частью чего-либо; исчезают;
4)выделяются в виде осадка при химических реакциях;
14. Укажите значение слова ЖИЗНЬв предложении:
По мнению сторонников гипотезы, планета остается пригодной для жизни только потому, что существует обратная связь с ней живых организмов.
1) время, период существования от рождения до смерти;
2) форма существования материи;
3) реальная действительность;
4)совокупность всего пережитого и сделанного человеком.
15. Укажите значение слова СЧИТАЮТв предложении:
Специалисты считают, что единственный способ изменить ситуацию к лучшему – уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.
1) производят подсчёты, вычисления;
2) высказывают мнение, суждение;
3) читая, сличают, проверяют текст;
4)исчисляют в каком-либо количестве.
16. Укажите значение слова ПИСЬМОв предложении:
Первое письмо, написанное много столетий назад, сохранившееся на куске березовой коры – бересте, стало поистине сенсационной находкой археологов.
1) система графических знаков для запечатления речи;
2) умение, навыки писать;
3) документ, связанный с деньгами или долговыми обязательствами;
4)предмет, материал с написанным на нём текстом.
17. Укажите значение слова ХАРАКТЕР в предложении:
Не зная истинных законов природы, древние люди решили, что миром управляют сверхъестественные силы и что человек сможет влиять на всемогущих духов путем действий, сходных по характеру с вызываемыми явлениями.
1) совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении;
2) твердая воля, упорство в достижении цели;
3) свойство, качество, своеобразие, индивидуальный облик чего-либо;
4)художественный образ, обобщающий типичные черты группы людей.
18. Укажите значение слова КОНЕЦ в предложении:
Заняв должность научного сотрудника, он может до конца дней своих остаться холодным подмастерьем науки.
1) предел чего-либо в пространстве или во времени;
2) путь, расстояние между двумя пунктами;
3) полная неудача, крах;
4) причальная веревка, трос.
19. Укажите значение слова СТОРОНА в предложении:
В Средние века стекло для зеркал вырезали из цилиндров и полых стеклянных шаров, внутреннюю сторону которых стеклодувы покрывали сплавом свинца и сурьмы.
1) прямая линия, ограничивающая геометрическую фигуру;
2) страна, местность;
3) одна из поверхностей предмета, противоположная другой;
4)точка зрения.
20. Укажите значение слова ПРИРОДА в предложении:
Для объяснения происходящих в природе процессов привлекаются данные различных разделов биологии, но главное, центральное звено, объединяющее, синтезирующее накапливающиеся знания, – экология.
1) все существующее во Вселенной;
2) неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку;
3) места вне городов;
4) основное свойство, сущность.
21. Укажите значение слова ЯДРО в предложении:
В большинстве предложений при цепной связи мысль говорящего движется от известного, «данного» к ядру высказывания, к «новому».
1) внутренняя часть плода;
2) внутренняя, центральная часть чего-либо;
3) спортивный снаряд в виде шара;
4) главная часть какого-либо коллектива, группы.
22. Укажите значение слова ХАРАКТЕР в предложении:
Воображение скрепляет и объединяет важнейшие стороны человеческой личности: характер, интеллект и духовный мир.
1) сильная воля, упорство в достижении цели;
2) совокупность основных психических свойств человека;
3) проявление неуживчивости, избалованности, своеволия;
4) образ, содержащий обобщённые черты группы людей, тип.
23. Укажите значение слова ГРАФОЛОГИ (ГРАФОЛОГ) в предложении:
Рисунки, конечно же, представляют большой интерес как для графологов, так и для психологов.
1) специалист, изучающий почерк с целью определения психического склада и личностных особенностей человека;
2) специалист по составлению графиков
3) человек, страдающий пристрастием к сочинительству
4) художник, специализирующийся на графике
24. Укажите значение слова ПРОДУКТ в предложении:
То есть культура была рассмотрена ими как органический продукт исторического развития общества.
1) предмет, вещество как результат производственного труда в какой- либо отрасли хозяйства;
2) порождение, следствие, результат чего-либо;
3) предмет питания;
4)вещество, образующееся химическим путем из другого вещества.
25. Укажите значение слова СОЛНЦЕв предложении:
Во время гражданских сумерек, которые начинаются сразу после захода Солнца, еще достаточно светло, так что звезды на небе практически не видны
1) свет, тепло;
2) центральная планета других планетных систем;
3) звезда, центр Солнечной системы;
4)источник жизни, счастья.
26. Укажите значение слова ПОРЯДОКв предложении:
Сокращается ледовый покров Арктики, происходит таяние вечной мерзлоты, меняются режимы осадков и стока рек, животные осваивают новые места обитания, растения зацветают и сбрасывают листву, не подчиняясь заведённому порядку.
1) строй, система управления;
2) числовая характеристика той или иной величины;
3) военное построение;
4)правила, по которым совершается что-нибудь.
-А30-
Укажите предложение, в котором используются синонимы.
1) (1) Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия.
2) (10) Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный.
3) (11) Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его.
4) (19) Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека.
2. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1) (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
2) (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ.
3) (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах.
4) (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.