А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.
1) 1, 3
2) 2
3) 3
4) 2, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
1) 1,3
2) 1, 4
3) 2, 3
4) 1, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.
2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
3) В конце XIX века имение приобрёл курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.
4) Мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т. Морозову.
А27. Прочитайте текст.
Межнациональное общение происходит везде: в быту, в мире искусства, на страницах литературных произведений. И каждый раз, чтобы это общение состоялось, помимо знания языка, нужно знать и уважать культутру, обычаи носителей разных языков. Только в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой - взаимопонимание народов. |
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга.
2) Проблему межнационального общения необходимо решать как на бытовом уровне, так и на уровне приобщения людей к культуре.
3) Чтобы достичь взаимопонимания, представителям одной национальности необходимо знать язык другой национальности.
4) Цель межкультурной коммуникации — изучение обычаев разных народов.
Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30; В1 — В8; С1. |
(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая — куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня — от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: — (21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. — (25)Вот эта церковь,— сказала Агния. — (26)Но не самое красивое место в Москве. — (27)А подожди. (28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот. —(29)Так смотри! (30)Антон ахнул. (31)Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. —(35)Да! (36)Это — Москва! — захваченно произнёс Антон. —(37)Но она — уходит, Антон,— пропела Агния.— Москва — уходит!.. —(38)Куда она там уходит? (39)Фантазия. —40)Эту церковь снесут, Антон,— твердила своё Агния. —(41)Откуда ты знаешь? — рассердился Антон.— (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят. (43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба. —(44)Снесут! — уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями... (По А. Солженицыну*) |
*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) — выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.
А28. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 46?
1) бессмысленно
2) тщетно
3) неприятно
4) неожиданно
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 4-5 представлено описание.
2) В предложении 28 перечислены последовательные действия персонажа.
3) В предложениях 19-20 представлено повествование.
4) В предложении 48 представлено повествование.