Феномен музейного предмета в контексте музейного источниковедения. Историко-аналитический взгляд на проблему
Предмет музейного значения — объект или предмет, существующий в природе и обществе, обладающий научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью, т. е. Имеющий значимость для использования в музее. Чтобы приобрести статус музейного предмета, он должен пройти ряд операций, в ходе которых его подготавливают к хранению и использованию. Сначала предм. муз. знач. выявляют из среды бытования (где он находился, использовался, хранился вместе с другими предметами или человеком), затем принимают на учёт и хранение, затем он проходит полную или первичную обработку и приобретает статус музейного предмета.
Превращение обычного предмета реального мира в музейный (по Й. Бенешу):
- предмет функционирует в естественной среде бытования, выполняя утилитарную функцию;
- предмет существует в среде бытования после утраты утилитарной функции — граница между естественной средой и музейной;
- предмет подвергается научной обработке, консервации и реставрации;
- предмет, информационно обогащенный в результате научного исследования, находится в рамках музейного учёта;
- предмет включается в информационное поле научного познания в системе фондов и экспозиций.
Став музейным предметом и включившись в музейное собрание, предмет лишается того функционального назначения, которое имел прежде (например, орудие труда). В музее главное — не функциональное назначение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. Предмет выступает документальным свидетельством фактов, событий и явлений, реально происходивших в каком-либо месте. Специалисты, изучая предмет, выявляют его отношения со средой бытования, присущие ему признаки и характеристики. Он получает новые связи с другими предметами. Существует немало взглядов учёных на феномен музейного предмета, разработанных в 80-90-е гг. XX в. Большой вклад внесли зарубежные учёные в изучение музейного предмета как особого вида информации в системе музейно коммуникации (исследования Й. Бенеша, К. Шрайнера и др.) По теории А. М. Разгона, музейный предмет — подлинник и первоисточник познания; по Й. Бенешу — это предмет, обладающий совокупностью музейной ценности. Словацкий учёный З. Странский считает, что музейный предмет — это свидетельство объективной реальности, обладающее документальной, информационной и культурной ценностью. В. Эннебах подчёркивает, что предмет является свидетелем процессов в природе и обществе, а также отмечает аспект, связанный с документированием, поскольку музейный предмет обладает подлинностью.
Предпосылка того, что предмет может стать музейным — это признание его социальной ценности ещё при предварительной оценке специалистом, когда предмет является частью природной или социальной среды. В среде бытования ценность предмета прямо пропорциональна его функциональной значимости. Также любой предмет — порождение и частица той действительности, в которой он создан. Он аккумулирует в себе её определённые черты и характеристики. Уходя в прошлое, действительность оставляет след в виде предметов, ею порождённых, и тогда уже не функциональное, а общественное значение этих предметов становится основным критерием их ценности.
Главные свойства, характеризующие предмет. Информативность — содержательная сторона музейного предмета, его способность выступать в качестве источника исторических, культурных, общественных и природных событий. Она состоит из двух компонентов:
внутреннего информационного поля — информации, отражённой непосредственно предметом или закодированной в нём самом (атрибутивные сведения — название, назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи и др.);
внешнего информационного поля — сведения об истории, месте происхождения и бытова-ния, о событиях и лицах, связанных с ним, т. е. информация «вокруг предмета», полученная из других источников.
Репрезентативность — представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с информативностью. Среди похожих предметов есть такие, которые наиболее ярко отражают явления действительности, т. е. их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов.
Экспрессивность — связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущать сопричастность к определённым событиям, явлениям и фактам. Они могут возникнуть благодаря сведениям об истории создания предмета, его среде бытования, связи с известными событиями и людьми (перо А. С. Пушкина, гитара Высоцкого, паёк блокадника).
Аттрактивность — внешняя сторона предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками (формой, размером, цветом).
Музейные предметы, дополняя друг друга, начинают функционировать, т. е. они наряду со свойствами наделены и функциями. Функции музейного предмета представляют собой систему взаимоотношения предметов между собой, так возникает возможность создать в музее модель действительности.
Функция моделирования действительности — музейный предмет, являясь и носителем информации о событии, и свидетелем этого события, как бы представляет его, будучи материальной частицей действительности. Такие предметы передают информацию зрительно, ощутимо, вызывают чувство сопричастности ему (воспоминания очевидцев, записанные на плёнку, фотографии, предметы, оставшиеся от события — всё это взаимодействует и моделирует факт, произошедший в прошлом).
Коммуникативная функция — призвана донести до посетителя идеологические, политические, культурные концепции, выраженные музейными средствами. Музейные предметы, взаимодействуя в экспозиции, создают связь между посетителем и теми идеями, которые в них заложены.
Научно-информационная функция — способность предмета содержать, кодировать, отражать и хранить информацию (она выходит за рамки музея как социокультурного института и важна для различных отраслей науки и культуры). Музейные предметы функционируют многопланово, используя все свои функции вместе.