Мифопоэтическая основа творчества Романа Ругина
(«Ланги», и др.)
План:
1. Представление о мире и человеке в мифах ханты (обско-угорская мифология).
2. Р. П. Ругин- представитель хантыйской литературы. Обзор жизни и творчества.
3. Проблематика повести Р. Ругина «Ланги». Система персонажей повести «Ланги»: рассказчик Тавет, старик Куль, лайка Ланги. Роль архетипов и мифологем в воплощении авторской позиции.
4. Стилевое своеобразие повести Р. Ругина «Ланги».
5. Индивидуальное сообщение «Мифопоэтическая основа стихотворений Р. Ругина».
Основная литература
1. Арктика – мой дом: Народы севера земли. Культура народов севера: Полярная энциклопедия школьника- М., 1999.- С. 174-180.
2. Петрухин, В. Я., Хелимский, Е. А. Обско – угорская мифология /В.Я. петрухин, Е.А. Хелимский // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ Гл. ред. С. А. Токарев- М., 1997.- Т. 2. – С.567-568.
Дополнительная литература
1. Бард снежной державы: страницы жизни и творчества Романа Ругина/ Авт. сост. – Екатеринбург, 2000.
Методические указания
1. Используя материалы лекций, словарей и справочников, познакомьтесь с хантыйскими представлениями о мире и человеке.
Исходите из того, что в научной литературе утвердился термин «обские угры» для обозначения хантов и манси как единого целого. Первая его часть указывает на основное место проживания (Обско-Иртышский бассейн), а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Ханты и манси - два родственных народа. Их жизнь определялась сменой сезонных занятий, отразившихся в названиях месяцев года: «большого или малого наста», «падающих листьев», «заморозков», «прилета орла», «вороний», «по беличьему следу» и др. Обратите внимание на то, что у хантов сохранились анимистические представления, культ священных деревьев, в которых обитают духи. Начатая в XYIII в. христианизация хантов была в значительной степени формальной: культ верховного бога Нуми-Торума соседствовал с почитанием Николая Чудотворца, изображение духов покровителей – с иконами.
По представлениям хантов, мир состоял из 3-х сфер: Верхней, Средней, нижней. В Верхнем мире обитали духи - покровители, в Среднем – люди, в Нижнем – злые духи, приносящие болезни и смерть.
Обратите внимание на особое почитание хантами медведя, культ которого был общеплеменным. Медведь выступает, с одной стороны, сыном или братом Торума – верховного божества, с другой – сыном прародительницы, поэтому обские угры воспринимали медведя и как предка, и как хозяина тайги. Укажите, как в медвежьем празднике отражены представления тотемизма, промыслового культа и древнего культа умирающего и воскресающего божества.
Обратите внимание на то, что шаманизм у хантов представлен слабее, чем у манси и других соседних народов.
2. Характеризуя жизненный и творческий путь Р. П. Ругина, укажите наиболее значимые события его жизни. Подготовьте слайды для компьютерной презентации.
Роман Прокопьевич Ругин родился в 1939 году в семье рыбака и охотника в Ямало-Ненецком автономном округе, а значит, жизнь коренного населения знал хорошо. Родился он в известном рыбацком селении Ханты-Питляр, что в переводе с хантыйского языка означает "Упавший с неба". По легенде, огромный богатырь, не выдержав натиска яростного восточного ветра, упал. Глубокая вмятина быстро заполнилась водой, так от вмешательства божественных сил образовался на Оби огромный Ханты-Питлярский сор - священное место нижнеобских ханты, благодать для рыбаков, ягодников, грибников. В укромном означенном месте, скрытом от чужаков и непосвященных, стоит, и сейчас являясь предметом преклонения, лесной святой идол Ялань-Ики. Так уже в раннем детстве в сознание Романа Ругина вошли мифы, легенды, сказки Ямала.
С Крайним Севером оказалась связана жизнь Р. Ругин и в дальнейшем. В1958 году он окончил Салехардское педучилище, в 1964 году - факультет народов Севера Ленинградского пединститута имени А.И.Герцена. Р. Ругин служил в армии, работал в Высяховской восьмилетней школе.
Известный мансийский писатель и поэт Юван Шесталов, познакомившись с первыми литературными опытами юного Романа Ругина, призвал его серьезно заняться литературой, но пробовать писать на родном языке.
Р. Ругин был участником Первой Всероссийской конференции писателей народов Севера (1961). Первый поэтический сборник Романа Ругина “Живая вода” вышел на языке ханты. Спустя некоторое время он издаёт сборник: “Легенды, мифы, сказки народа ханты”. Мифы, легенды, сказки родного народа у Р. Ругина осмыслены с позиций мировой культуры и литературы. Его легенды и сказки - не просто пересказ услышанных когда-то преданий, а серьезная мировоззренческая и художественная их переработка. Национальный антураж, хантыйские реалии повседневной жизни - нередко лишь форма, способ введения культуры родного народа в мировой контекст, приобщения ее к великим достижениям человеческого духа, средство осознания общности со всем человечеством.
Известна проза Р. Ругина, посвященная художественному осмыслению жизни северных народов
Творчество Р. Ругина любимо в родном крае и широко известно в финно-угорском мире.. Два мотива (мотив возвращения человека к изначальной целостности природного бытия и мотив переустройства мира) стали основными в прозе Р. Ругина, как в ранних повестях («Ранний ледостав», «В ожидании сына»), так и в малой прозе конца XX- начала XXI вв. («На нерестовой реке», «Ланги», «Сорок северных ветров» и др.).
3. Выявляя проблематику анималистической повести Р. Ругина «Ланги», укажите, какое место занимает проблема утраты человеком корней среди других нравственных проблем произведения. Каким образом представленная в этой повести ситуация предательства человека по отношению к собаке превращается в развернутую притчу об измене другу, близкому существу, родному краю и, в конечном счете, самому себе. Преданность собаки и предательство человека - основные мотивы анималистической прозы, ставящие «Ланги» Р. Ругина в ряд известных произведений российской литературы («Муму» И. С. Тургенева, «Белый пудель» А. Куприна, «Белый Бим, Черное Ухо» Троепольского, «Верный Руслан» Владимова и др.). Что нового внес писатель ханты своим произведением в указанный ряд «малой прозы»?
Характеризуя систему персонажей повести «Ланги», обратите внимание на взаимоотношение лайки Ланги и ее хозяина Тавета. Имя собаки (Ланги переводится как «бельчатник») вводит в повествование ассоциации с белкой, существом верха. Значимо ли это для идеи повести? Проследите, как автор показывает цельность натуры Ланги, его верность себе и хозяину.
Образ Тавета сопоставлен и противопоставлен лайке. Трагическая ошибка в воспитании Ланги стала следствием излишней заботы человека. Как после этого изменилась жизнь собаки и человека. Мотив обманутых надежд является также основным в этой повести. Покажите, как он реализован в отношениях Ланги и Тавета, старика Кули, Тавета и его руководства. Охарактеризуйте позицию автора, описавшего в финале произведения смерть собаки.
4. Определяя стилевое своеобразие повести «Ланги», познакомьтесь со следующими фрагментами работ критиков и литературоведов о творчестве Р. Ругина.
Цимбалистенко Н.: «Проблема менталитета северных народов, сочетание его общечеловеческой составляющей и национально-этнической самобытности является едва ли не важнейшей конфликтообразующей формантой творчества северных писателей, и в частности произведений Р. Ругина. Мифология, фольклор, национальные традиции, связи с природой - живой и неживой, несколько отстраненное отношение к "большому" миру – основа хантыйского психоголоса. Поэтому мифология и фольклор - яркие и бесконечно глубокие источники мотивов и образов в прозе Романа Ругина, показатель его самобытности. Мифологическая образность становится одним из компонентов стиля писателя. Утрата мифом сакрального значения позволяет художнику рассматривать его как сугубо этнографический материал. Отнесение мифа к определенному времени - времени детства или старости - позволяет считать его возрастной стадией в жизни человека, нации.
Р. Ругин творит свои собственные мифы: миф - образ тундры, миф - образ детства, миф - образ ребенка и т.п., входящие в общую структуру мифа - образа Севера. Важнейшее место в этой структуре занимает мифологема детства, отражающая в художественной форме процесс становления сознания народа, его самооценки. Детство - это, для Р. Ругина время, когда "нюх души безошибочен", когда душа готовится к постоянному открытию "проблесков чего-то настоящего". Прошлое, сохраненное в памяти детей, должно воплотиться в жизнь современного Севера, память для Р. Ругина - "источник бессмертия"…
Повести Романа Ругина - в своем роде уникальное явление северной прозы. Последовательная реалистичность и обстоятельность повествовательной манеры, проникновенный лиризм и тонкая ирония сочетаются у писателя с мифолого-символическим видением мира, стремлением обозначить некие извечные бытийные законы и архетипы, определяющие драматизм судьбы современного человека. Как отмечает Н. Рогачева, "мифом предустанавливаются взаимоотношения человека и природы". Так, поступки героя повести Р. Ругина "По следу" предопределены "вечным противостоянием" и "вечным единством" людей и природы, причем, какой бы жестокой ни казалась северная природа, человек Севера с ней органически связан и не может испытывать к ней ненависти или личной обиды (что не всегда понимают многие пришельцы, сравнивая Север с теми местами, откуда они приехали).
Герои повести Р. Ругина заговаривают с природным миром, и тот отвечает им. Писателю вовсе не обязательно убеждать кого-либо по-тютчевски: "В ней (природе) есть язык", ибо отношения хантов с природным миром магические. Может быть, именно поэтому слово в прозе Ругина приобретает магический смысл: бытовая лексика стремится стать поэтической, а поэтическое слово - сбывается, так как оживает метафора-иллюстрация.
Р. Ругин реконструирует миф, тем самым воссоздавая утраченную реальность. В сущности, может быть, именно в этом и заключается роль большого национального писателя - вернуть народу утерянные ориентиры, восстановить ту истинную цельность мира, где есть несомненные "верх" и "низ", "добро" и "зло", "свет" и "тень" - взамен исчерпавшего и дискредитировавшего себя коммунистического мифа.
Реконструкцию мифа можно назвать запоздалым возвращением в мир, которого больше нет, и, следовательно, нет реальности, в которой он может существовать. Так, например, идея возвращения хантыйского народа к своим истокам, к жизни в тундре показывается Ругиным в точке пересечения "чужого" и "родного"…
Однако в период зрелости идейно-мировоззренческие акценты творчества Р. Ругина существенно меняются, писатель приходит к осознанию ценности корней, к пониманию опасности, грозящей выживанию коренных народов Севера, и выдвигает нравственное обоснование активного протеста и защиты первозданной жизни народа ("Гул далекой буровой"). Эта тенденция в творчестве зрелого писателя определяет и выбор излюбленного жанра - повести, которая связана с традиционным фольклорным способом повествования и позволяет органически соединить "большой" и "малый" миры северного человека…
Рассказы и повести Романа Ругина впечатляют сочетанием глубины философского осмысления северной ментальности с ясностью изложения материала, постановкой вечных и актуальнейших вопросов нашего сегодняшнего бытия, органичной связанностью проблем Севера конца XIX века и нашего времени.
В основном рассказы и повести Ругина можно обозначить как традиционную прозу, обращенную к социальным и этническим проблемам жизни исходя из реалистической традиции. В сравнении с литературой XIX века в этой прозе даже усилились черты русского реализма: торжество идеи над художественностью, тенденциозность, учительство, которое выражается в открытой публицистичности…С русской классической литературой прозу Ругина сближают следующие моменты: путь к народному благу через личное самосовершенствование каждого человека, недопустимость насилия в любой форме, поиски смысла жизни…
При современном вакууме духовных ценностей особенно важным представляется стремление автора к восстановлению в правах понятий "родина", "патриотизм", возвращение к нормальным, человеческим, христианским критериям морали и нравственности. Роман Ругин стремится реабилитировать, восстановить в правах понятие "родина", которое долгое время у нас ассоциировалось с политическим режимом и в перестроечные годы стало чуть ли не ругательным. Мудрый писатель понимал это задолго до перестройки и поэтому предпочитал более нейтральные понятия - "край", "земля". В принципе повести Р. Ругина решают те же проблемы, что и русская "деревенская проза" (В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов, Б. Можаев, В. Шукшин), "тихие лирики" Н. Рубцов, А. Прасолов, которые впервые выдвинули в литературе соцреализма тезис: "трудно жить как-то сразу между городом и селом"..
Склонность писателя к эпическому мышлению, пристрастие к постановке серьезных философских проблем не могли не сказаться на жанровых особенностях его произведений (повести с тяготением к романной форме). Ко времени написания первой повести уже определился интерес Р. Ругина к таким проблемам, как экологическая, национальная, исторической памяти и преемственности поколений. Но мировоззрение писателя выходит за национальные рамки. С накоплением жизненного и творческого опыта точкой отсчета для Ругина стала судьба не одного государства или народа, а всего мира…
Горьковская формула "цена человека - дело его" ограничивала сферу его деятельности пространственно-временной зависимостью. И человек не мог не ощутить потребности в возвращении к вечным духовным ценностям и небытовым оценкам. Литература конца XX века вновь вернулась к осмыслению "верха" и "низа", "горизонтали" и "вертикали" мира в человеческих параметрах. Новые времена и новые герои требуют новых динамических решений.
Поэтому мир вокруг человека в творчестве писателя обретает детализированный земной облик, усиливая в нем аксиологические смыслы. "Земля" в контексте повестей Р. Ругина не только материализованный облик мира. Она - его главное содержание, настолько богатое и непредсказуемое, что в земном есть место и духовному, "небесному". Формула писателя "Сорок северных ветров" ожила в его художественном мире.
Проблема сохранения окружающей среды стала одной из доминантных тем в прозе Романа Ругина и всей ямальской прозы последних двух десятилетий. Это свидетельствует об осознании северной культурой принципиальной необходимости сохранения природного континуума как важнейшей предпосылки выживания человечества.» (Цимбалистенко, Н. Специфика мироощущения народов севера и ее художественное воплощение в творчестве Романа Ругина./ Н. Цимбалистенко. //Бард снежной державы: страницы жизни и творчества Романа Ругина. – Екатеринбург, 2000. – С.34-53).
Цымбалистенко Н.: «Обращение к мифу, фольклору, сказке является одной из характернейших черт литературы XX века. Осмысление сложного и противоречивого современного мира немыслимо без понимания глубинных архетипов человеческого сознания, своеобразия восприятия действительности разными народами и в различные времена. Особенно это актуально для феномена культуры Севера, в которой в силу сложившихся исторических и географических условий сложно переплетаются прошлое и настоящее, природа и цивилизация, древние идолы и христианские святые, коллективное бессознательное и нарождающееся ощущение ценности отдельного человеческого индивидуума…
Обращение Р. Ругина к фольклору не случайно. Выросший на берегах Оби, с которой у народа ханты связано множество легенд и преданий (не случайно река и ее берега так часто фигурируют в произведениях писателя), впитавший с раннего детства удивительный мир народной фантазии (отец Р. Ругина был прекрасным сказителем, мать имела отношение к шаманизму), он и в детстве, и в зрелом возрасте воспринимал этот мир всерьез. В своих интервью писатель говорит об особой энергетике мест, в которых он родился и жил, рассказывает случаи из собственной жизни, которые иначе, чем мистики, не объяснишь…
В легендах сплетены традиционные мифы и древние предания, содержащие архетипы народного сознания, мировосприятие и мироощущение народа, оказавшегося в специфических исторических, климатических, географических и культурных условиях. Это, прежде всего, космогонические и этиологические (объяснительные) мифы, в которых первостепенную роль играют животные. Особое отношение к животному миру легко объяснимо: испокон веков охота и рыбная ловля были основными занятиями ханты. Звери, птицы, рыбы в нерасчлененном мифологическом сознании ассоциировались не только с пищей, но превращались в героев, посланцев богов - как могучих, так и культурных, как помощников и защитников….
Не менее важную роль в мифологических представлениях ханты играет собака, которая помогает стеречь стада, охотиться, охраняет от медведя, спасает человека в критической ситуации ("Залив Священной Собаки").
Однако героем номер один в мифологии ханты является медведь (сот хоятпи ляль) - именно ему посвящено наибольшее количество сказаний, в его честь существует особый медвежий праздник, он считается прародителем людей. В легендах и сказаниях он силен и мудр, он побеждает чудовищ, он руководит всем животным миром и помогает людям, победить его - для человека великая честь ("Война зверей и птиц", "Остров Шиян" и др.)…
Обращение Романа Ругина к мифам и фольклору родного народа таким образом объяснимо, закономерно и правомерно.. Он выполняет для своего народа работу, без которой невозможен выход за пределы регионального сознания... Только скрупулезная работа по восстановлению исторической памяти, "детства и юности" народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия. На том историческом распутье, где находятся сегодня коренные народы Севера, труд и талант таких творцов, как Роман Прокопьевич Ругин, поистине бесценны».(Цимбалистенко Н. Ощущение полноты бытия./ Н. Цимбалистенко // Ругин Р. Легенды и мифы народа ханты.- Екатеринбург, 2003.- С. 3-8.)
5. Какие из стилевых доминант творчества писателя, указанных авторами предлагаемых выше работ, проявляются в анализируемой повести (реализм, обстоятельность повествовательной манеры; сочетание проникновенного лиризма и тонкой иронии; мифолого-символическое видение мира; стремление обозначить некие извечные бытийные законы и архетипы, определяющие драматизм судьбы современного человека; приоритет жанра повести, связанной с фольклорным способом повествования, позволяющим соединить частное и общее в жизни северного человека, и тяготеющей к романной форме, и др.).
6. При подготовке индивидуального сообщения «Мифопоэтическая основа стихотворений Р. Ругина» используйте методические указания к самостоятельной работе.
Занятие 5.
Тема: