А23. Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении
Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к ненависти, преследованию, — это ультрарелигиозники. (А. Герцен)
1) Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.
2) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.
3) С помощью тире выделяется обособленное приложение.
4) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении?
Звуки, доносившиеся из лесу, лисятам были совершенно неведомы, но то (1) как воспринимала эти звуки мать (2) ясно говорило малышам (3) что в них таится какая-то опасность (4) и что они отвратительны и ненавистны.
1) 1,2,3
2) 2, 3
3) 1,3
4) 1,2,3,4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении?
На территории России 11 часовых поясов (1) и (2) когда в восточных районах страны уже 10 часов утра первого января (3) то в западных районах ещё 12 часов ночи тридцать первого декабря (4) так (5) что Новый год москвичи встречают на несколько часов позже сахалинцев.
1) 1,3,5
2) 1,3,4
3) 2, 3, 5
4) 1,2,4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом?
1) На моих глазах сквер, который давно разрыли и завалили трубами, превратился в уютный зелёный уголок.
2) Страницы, нижние углы которых затерлись от частоты перелистывания, сплошь были покрыты мелкими карандашными строчками.
3) В центре площади стояла каменная колонна, основание которой украшала бронзовая цепь с якорем.
4) Бабушка Аркадия, которую он помнил очень смутно, работала медсестрой в военном госпитале.
А27. Прочитайте текст.
Эстетическая ценность музыкального произведения заключена не в одной только ведущей линии мелодии: лёгкая вариация основной темы, неожиданная модуляция может сообщить всему произведению новое заострение, придать ему особую прелесть. Однако уловить и ощутить это будет способен лишь тот, кто предварительно прислушается к основной теме. |
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В музыкальном произведении есть ведущая линия мелодии и вариации основной темы. Уловить это будет способен лишь тот, кто прислушается к основной теме.
2) Эстетическая ценность музыкального произведения заключена не только в основной теме.
3) Вариация основной темы музыкального произведения, неожиданная модуляция может придать особую прелесть всему произведению, но уловить это будет способен лишь тот, кто прислушается.
4) Оценить музыкальное произведение нельзя, не выделив ведущую мелодию, хотя его эстетическая ценность заключена не только в основной теме, но и в её вариациях.
Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30; В1 — В8; С1. |
(1) Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. (2) Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что душа — это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5)В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди. (7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9)И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого... (10) И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. (11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа — это и значит — любовь. (12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души! (13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. (17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен. (18)Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок. (М. Пришвин) |
А28. Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту?
1) Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
2) Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье. (У. Уитмен).
3) Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. (Ф. Достоевский)
4) Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья. (Чернышевский)
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует автор в указанных фрагментах?
1) в предложениях 1-6 описание, в предложениях 13-19 повествование
2) в предложениях 1—6 рассуждение, в предложениях 13—19 повествование
3) в предложениях 1-6 повествование, в предложениях 13-19 описание
4) в обоих фрагментах описание
А30. В каком предложении автор использует контекстные антонимы?
1) 3
2) 7
3) 8
4) 10
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. |
Ответы к заданиям В1 — В3 запишите словами. |
В1. Из предложения 7 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 12-15 выпишите прилагательное, употребленное в функции существительного.
В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами. |
В4. Среди предложений 14-18 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 5-9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 7—11 найдите сложное предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В7. В каком из предложений 12—16 наречие служит средством связи с предыдущими предложениями? Напишите номер этого предложения.
В8.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, B1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. |
«У Пришвина особый язык, который может показаться трудным, потому что писатель говорит «без черновика»; он, делясь своими раздумьями, ищет способ выразить то, что его волнует. В его речи часто используется ________________(например, в предложениях 6, 8, 9, 10, 11), ______________________(например, в предложениях 4, 7, 10, 12, 14), есть _______________с ярко выраженной эмоциональной окраской (предложения 12, 16, 19, 20). ...Рассказ о плаще — это _________________, раскрывающ(-ий, -ая), одну из высказанных в первой части мыслей...»
Список терминов:
1) фразеологизм
2) гипербола
3) метафора
4) аллегория
5) эпитеты
6) лексический повтор
7) сравнительный оборот
8) инверсия
9) парцелляция
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. |
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 12
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х»в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) лгАла
2) клАла
3) отозвАлась
4) намерЕние
А2. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4) Ольга Ивановна прислушалась к советам мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельницы.