Беседа о творчестве Э. Успенского

• Знаете ли вы этого писателя?

• Какие книги его читали?

• Каких героев, созданных им, помните?

• Чем интересны эти герои?

• В каких мультфильмах действуют?

Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 г. Любимый жанр — весёлая повесть-сказка. Его перу принадлежат: «Вниз по волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пёс и кот» (1973), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идёт по следу» (1987), «25 профессий Маши Филиппенко» (1988), «Меховый интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и её пушистых друзьях» (1989), продолжение повести «Дядя Фёдор, пёс и кот» — «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» (1994) и другие произведения.

Работает Э. Успенский и в других жанрах: его пове­сти могут быть не только сказками, но и детективами, авантюрно-приключенческими историями, «лекциями». Он пишет весёлые учебники, сочиняет комиксы, рас­сказы, стихи, создаёт пьесы, инсценировки и сценарии радиопостановок, кинофильмов и мультфильмов. Кроме того, он собирает детские страшилки и городской пе­сенный фольклор.

Первая профессия писателя — авиационный инже­нер — сказывается в его творчестве: он «изобретает» героев, сюжеты, сами формы произведений, при этом легко трансформируя свои «конструкции» («Крокодил Гена и его друзья» — «Бизнес Крокодила Гены» — «Отпуск Крокодила Гены»).

Секрет успеха лучших произведений Э. Успенского таится прежде всего в героях. Недаром свой десяти­томник он назвал: «Общее собрание героев...». По­ложительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитаны. Фан­тастическая дружелюбность, фантастическое чувство ответственности за свою работу, фантастическая веж­ливость плюс немного в общем-то «обычных» чудес — и герой Успенского готов. Остаётся дать ему простое, легко запоминающееся имя, подчеркнуть какую-нибудь особенность — и вот он живой и «обречённый на успех». Заметим, что подобные приёмы лежат и в основе об­разов народных сказок.

Герои существуют не в замкнутом круге традици­онного сюжета, а живут своими — и нашими — повсед­невными заботами. Поэтому они так легко переходят из книжки в нашу жизнь. Компания героев сама выбирает для себя род занятий, и сюжет получается хотя и стран­ный, но очень удобный именно для них.

Сказочная повесть, сделавшая писателя знамени­тым, — «Крокодил Гена и его друзья». Она полюбилась взрослым не меньше, чем детям. Автор рассказывал: «У Чебурашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложи­ли написать сценарий к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые материалы, и вдруг моё внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась... Образ... сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга... двигалась неуклюже и всё время шлёпалась на зем­лю. «Ну вот, опять чебурахнулась»,— сказал кто-то из стоящих рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии».

Стихи Успенского, собранные в книгах «Если бы я был девчонкой» (1983) и «Разноцветная семейка» (1991), по большей части игровые. В них находит продолжение весёлое озорство писателя, но в несколько смягчённом виде: насмешка не переходит в язвительность, шутка остаётся в рамках хорошего тона.

Пьесы и сценарии, хотя и созданы на основе про­заических произведений, представляют собой само­стоятельные художественные явления. Театр Э. Успен­ского главным образом кукольный, что соответствует особенностям его творческого мышления.

Чтение учителем статьи «Эдуард Нико­лаевич Успенский»

Перечитывание учащимися статьи об Э. Успенском

Ответы на вопросы учебника и учителя.

Чтение и анализ стихотворения «Сумерки», которое есть в статье.

• Чем интересно это стихотворение?

• Что делает «сумерка» живым существом?

• Как этого добивается Э. Успенский?

• На кого похож этот удивительный «сумерек»?

• Почему он весь день просидел в бидоне?

• Какое настроение вызывает у вас это стихотворе­ние?

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать статью об Э. Успен­ском, стихотворение «Сумерки» выучить наизусть.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Э. Успенский «Меховой интернат»

Цели:развитие читательского интереса; совершен­ствование умения анализа и обобщения; использование ролевого чтения для более глубокого понимания мыс­лей, чувств и поступков героев.

Организационный момент

Наши рекомендации