Беседа о творчестве Э. Успенского
• Знаете ли вы этого писателя?
• Какие книги его читали?
• Каких героев, созданных им, помните?
• Чем интересны эти герои?
• В каких мультфильмах действуют?
Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 г. Любимый жанр — весёлая повесть-сказка. Его перу принадлежат: «Вниз по волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пёс и кот» (1973), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идёт по следу» (1987), «25 профессий Маши Филиппенко» (1988), «Меховый интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и её пушистых друзьях» (1989), продолжение повести «Дядя Фёдор, пёс и кот» — «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» (1994) и другие произведения.
Работает Э. Успенский и в других жанрах: его повести могут быть не только сказками, но и детективами, авантюрно-приключенческими историями, «лекциями». Он пишет весёлые учебники, сочиняет комиксы, рассказы, стихи, создаёт пьесы, инсценировки и сценарии радиопостановок, кинофильмов и мультфильмов. Кроме того, он собирает детские страшилки и городской песенный фольклор.
Первая профессия писателя — авиационный инженер — сказывается в его творчестве: он «изобретает» героев, сюжеты, сами формы произведений, при этом легко трансформируя свои «конструкции» («Крокодил Гена и его друзья» — «Бизнес Крокодила Гены» — «Отпуск Крокодила Гены»).
Секрет успеха лучших произведений Э. Успенского таится прежде всего в героях. Недаром свой десятитомник он назвал: «Общее собрание героев...». Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитаны. Фантастическая дружелюбность, фантастическое чувство ответственности за свою работу, фантастическая вежливость плюс немного в общем-то «обычных» чудес — и герой Успенского готов. Остаётся дать ему простое, легко запоминающееся имя, подчеркнуть какую-нибудь особенность — и вот он живой и «обречённый на успех». Заметим, что подобные приёмы лежат и в основе образов народных сказок.
Герои существуют не в замкнутом круге традиционного сюжета, а живут своими — и нашими — повседневными заботами. Поэтому они так легко переходят из книжки в нашу жизнь. Компания героев сама выбирает для себя род занятий, и сюжет получается хотя и странный, но очень удобный именно для них.
Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, — «Крокодил Гена и его друзья». Она полюбилась взрослым не меньше, чем детям. Автор рассказывал: «У Чебурашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать сценарий к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые материалы, и вдруг моё внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась... Образ... сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга... двигалась неуклюже и всё время шлёпалась на землю. «Ну вот, опять чебурахнулась»,— сказал кто-то из стоящих рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии».
Стихи Успенского, собранные в книгах «Если бы я был девчонкой» (1983) и «Разноцветная семейка» (1991), по большей части игровые. В них находит продолжение весёлое озорство писателя, но в несколько смягчённом виде: насмешка не переходит в язвительность, шутка остаётся в рамках хорошего тона.
Пьесы и сценарии, хотя и созданы на основе прозаических произведений, представляют собой самостоятельные художественные явления. Театр Э. Успенского главным образом кукольный, что соответствует особенностям его творческого мышления.
Чтение учителем статьи «Эдуард Николаевич Успенский»
Перечитывание учащимися статьи об Э. Успенском
Ответы на вопросы учебника и учителя.
Чтение и анализ стихотворения «Сумерки», которое есть в статье.
• Чем интересно это стихотворение?
• Что делает «сумерка» живым существом?
• Как этого добивается Э. Успенский?
• На кого похож этот удивительный «сумерек»?
• Почему он весь день просидел в бидоне?
• Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать статью об Э. Успенском, стихотворение «Сумерки» выучить наизусть.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Э. Успенский «Меховой интернат»
Цели:развитие читательского интереса; совершенствование умения анализа и обобщения; использование ролевого чтения для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.
Организационный момент