Социокультурное развитие родного края в xviii - первой половине xix века
Цели задания:- закрепить знания об основных событиях, связанных с историей родного края;
- закрепить знания об обычаях, традициях, образу жизни, ценностям народов родного края;
- развивать умения представлять результаты изученного материала в различных формах;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Методические указания:Внимательно изучите представленный учебный материал. Аккуратно заполните таблицу. Отвечайте на вопросы полными предложениями.
Задание № 1Прочитайте информационный материал. Продолжите предложение.
1. В начале 18 века большая часть удмуртов проживала……
2. Отрицательно сказывалось на росте численности населения…..
3. За 40 лет ежегодный прирост мужского населения удмуртов составил…..
4. В 1780 году было учреждено…..
5. Наиболее крупными городами Вятского наместничества являлись….
6. Главное занятие населения…..
7. Главные сельскохозяйственные культуры…..
8. Кроме сельского хозяйства удмурты занимались…..
9. Вятский историк 18 века….
10. Среди ремесел были развиты…
Наш край в начале XVIII века. В начале XVIII века большая часть удмуртов проживала в трех административно-территориальных делениях: в Хлыновской провинции, Казанском уезде Сибирской губернии и в Уфимской провинции Оренбургской губернии. Большинство их находилось в Хлыновской губернии, в бассейнах рек Вятка, Чепца, Вотка, Иж, Вала, Лоза и других.
О численности удмуртов в XVIII веке никаких сведений не сохранилось. Данные первых «ревизских сказок» (подушные переписи), опубликованные П.Н. Лупповым, относятся только к шести удмуртским долям, входившим в Хлыновскую провинцию (см. таблицу).
Время проведения переписи | Число селений | Количество дворов в селениях | Количество людей мужского пола | Примечание |
Число женщин обычно было не многим больше мужчин | ||||
Нет данных |
Сложность производственных отношений, низкий уровень развития производительных сил, частые неурожаи и, как следствие голодных лет - эпидемии - все это отрицательно сказывалось на росте численности населения.
Из приведенной таблицы видно, что за 40-летний период от второй до третьей ревизии (1722-1762) ежегодный естественный прирост мужского населения в удмуртских долях составил всего 160 человек.
Из 183075 человек населения Хлыновской провинции в 1762 году удмурты составляли немногим более 10 %. В 1780 году по новому административному делению было учреждено Вятское наместничество. В него вошли бывшая Хлыновская провинция и часть прилегавших к ней территориально- административных единиц. Первое время оно разбивалось на 13 округов (уездов). Удмурты сосредотачивались в Сарапульском, Елабужском, Малмыжском, Слободском и Глазовском округах. Старинное деление на доли, ясашные станы и даруги ликвидировалось.
Основное население Вятского наместничества составляли крестьяне разных категорий. В 13 городах наместничества проживало всего 8305 «душ» или 2 % населения. Наиболее крупными из них являлись Вятка, где жили 1579 податных «душ», Слободской - 1183, Сарапул - 1153, Елабуга - 1046 «душ». Остальные города, например Глазов, были весьма незначительными и являлись, в сущности, деревнями.
Основные направления хозяйственной деятельности. Главное занятие населения этого времени - сельское хозяйство. Уже в XVIII веке основная масса удмуртов овладела трехпольным севооборотом. Но большинство удмуртских крестьян землю обрабатывало плохо, не имело возможности и навыков удобрять ее, запаздывало с севом. Все это приводило к частым неурожаям и голодовкам. В XVIII веке зарегистрировали три общероссийских неурожайных года, кроме того, имели место многочисленные местные неурожаи. В Поволжье и Удмуртии неурожайными оказались 1704, 1716, 1733-1734, 1774, 1786, 1787 годы. Главные культуры - рожь и овес, гречиха и лен. Земля в общине распределялась неравномерно. Лучшие и ближние земли от деревни захватывала более влиятельная и зажиточная часть населения. Формировались хозяйства, имевшие довольно значительные земельные участки и немалое количество скота. Н.П. Рычков встречал на удмуртских полях большие скирды хлеба, запасенного богатыми крестьянами. Г.Ф. Миллер, посетивший губернию в 40-х годах XVIII века, отмечал, что «черемша и вотяки имеют у себя огороды, в которых садят капусту, репу, огурцы, чеснок, лук, редьку и прочую овощ, которую большую часть, яко излишней, в города на продажу возят».
Охота. Добыть деньги на оплату податей при тогдашнем состоянии земледелия для крестьянина являлось делом чрезвычайно трудным. Некоторым подспорьем для них в XVTIT веке служили охота, бортное пчеловодство, рыболовство. По словам Г. Миллера, удмурты "... на промысел звериный ходят весьма часто, - больших зверей, по большей части, ловят ямами, а мелких - сетями. Вотяки стреляют некоторые из лука, а другие из ружей. Они всю зиму ничего иного не делают, как только за промыслом звериным ходят, ловят же и стреляют дичину в таком множестве, что сами всей съесть не могут, но почти еженедельно в окрестные города для продажи отвозят".
Бортное пчеловодство в XVIII веке так же сохранило свое значение. Мед они вывозили на продажу даже в отдаленные районы.
Широко развилось рыболовство, особенно среди крестьян, живущих у Камы.
Ремесло. Вятский историк XVIII века А. Вештомов отмечал широкое распространение ремесла на территории губернии, производство и вывоз за ее пределы кузнечных, кожевенных, скорняжных, мыловаренных и шерстяных ремесленных изделий. Во второй половине XVIII века наиболее крупным центром ремесла стала Вятка (Хлынов). Значительно развитое кожевенное, набойное и протяжное ремесло, ремесленная обработка металлов имелись в Сарапуле и Елабуге. В крестьянских хозяйствах, особенно на реках Каме и Вятке, была развита деревообработка, в частности, выделка точеных чашек. Хорошо выточенную чашу покрывали тонким слоем олифы. Искусство точения по дереву достигло такой высоты, отличалось такой тонкостью, что «чашки оные прозрачные бывают как стекло» - восхищался Миллер Г.Ф.
Крестьяне Прикамья в больших количествах выкуривали смолу, уголь, изготовляли дубье, мочало, рогожки, выдалбливали лодки, делали бочки, ушаты, корыта. Сарапульцы славились искусством выделки кожи. Крестьяне, живущие по обе стороны реки изготовляли огнеупорный кирпич, который шел на изготовление заводских горнов.
Удмуртские крестьяне выделывали толстые сукна, войлок, валяную обувь, шляпы, женщины расшивали узоры для одежды. Но основным продуктом домашнего изготовления удмуртов являлся холст из льна и конопли. Его изготовляли миллионами аршинов для нужд армии и флота, горных заводов, вывозили за границу.
Задание № 2Прочитайте информационный материал «Жизнь заводских людей». Сформулируйте понятие:
Приписные крестьяне- «Непременные работники»- «Вечно отданные заводам»-
Используя следующие слова, составьте небольшой рассказ о жизни заводских людей. (20 рублей, «немецкий костюм», угловой шкафчик, постная пища, пельмени.)
Жизнь заводских людей. Наиболее сложным для новых владельцев заводов являлся вопрос о том, где взять рабочую силу. В 1721 году Петр I разрешил владельцам заводов покупать крепостных крестьян и использовать их на производстве. Затем был найден еще один путь, который для заводчиков оказался наиболее выгодным. Это приписка к заводам государственных крестьян. Указом сената 1757 года к камским заводам разрешено было приписать 4160 государственных крестьян.
При Ижевском и Воткинском заводах приписные крестьяне выполняли тяжелую работу лесорубов и углежогов, возводили и ремонтировали плотины, доставляли на завод чугун, отвозили на камские пристани готовые изделия. Платили за труд нищенски. Так, копка и вывозка кубической сажени земли расценивалась в 25-30 копеек, а выполнял ее крестьянин на лошади 5-6 дней. Пешая работа ценилась еще ниже. В летнее время пешему платили 5 копеек в день, а зимой - 4 копейки.
Рабочий день на заводах длился летом 14 часов, зимой - 10. Были перерывы по 45,30,15 минут. В 5 часов утра колокол извещал о начале и в 7 часов вечера об окончании работы. Личность мастерового, его здоровье, физические возможности и семейные обстоятельства военная власть в расчет не принимала. Заводские помещения окон не имели. Над головами рабочих возвышалась двухскатная крыша с так называемым «фонарем» - продолговатыми боковыми отверстиями в верхней части крыши, которые и служили для вытяжки дыма и гари из помещения. Если бы не широко открытая даже в зимние морозы, двухстворчатая дверь, то в помещении царил бы мрак.
Указом 1785 года разрешалось управителям заводов нанимать вольных работников по повышенной оплате. Но одновременно предлагалось переплаченную при этом сумму взыскивать с приписных крестьян, не выполнивших задание.
В 1807 году был утвержден проект Закона о наборе из приписных рабочих «непременных» работников. Они набирались из расчета 58 человек с тысячи. Всего на камских заводах в это время было 28.239 приписных крестьян. Из них набиралось в качестве «непременных» работников 1.976 человек. Переселенные к казенным заводам считались «казенными людьми», а к частным - «вечно отданными заводам». Дети «непременных» работников со дня их рождения механически зачислялись в разряд «казенных» или «вечно отданных заводам». Заработная плата «непременному» работнику определялась в размере 20 рублей в год. Ему ежемесячно выдавалось от завода два пуда хлеба, полтора пуда на жену и по одному пуду на детей (мальчикам до 12 лет, девушкам до 18 лет). Конный работник получал сверх того покос, 120 пудов овса и 25 рублей в год на восстановление сбруи, телег, саней и на покупку трех лошадей взамен выбывающих из строя.
При отсутствии подсобного хозяйства такой заработок не обеспечивал «непременному» работнику даже минимальных жизненных потребностей. Правда, социальное расслоение понемногу проникало и в эту среду. Подполковник Политковский, «осмотрев завод в хозяйственном отношении», подметил в 1833 году : «Непременные работники живут лучше мастеровых. Очень богатых между ними мало, может быть, человек до 10, которые имеют хорошие дома, как в селениях, так и на заводе, и производят торговлю по большей части хлебом и солью».
Характерно описание быта ижевских оружейников старшим врачом Ижевского оружейного завода Иваном Андржеевским (1880): «Старики до сих пор придерживаются прежнего покойного зипуна или азяма и длиннополого кафтана. В молодом поколении решительно преобладает уже куцое пальто, иногда из очень дорогого драпа и с бобровым воротником, а летом «визитка», с неизбежным открытым жилетом и туго накрахмаленной манишкой. Счастливый обладатель такого «немецкого» костюма считает затем долгом в первый воскресный день показать себя в нем, прогуливаясь по улицам, причем грудь открыта у него всем ветрам, да и весь он дрожит от холода. Женщины до сих пор удерживают полумещанский, полукрестьянский костюм, но и здесь начинает уже проглядывать мотовство в виде бархатных кацавеек, бурнусов, щегольских ботинок и т.д. О домашнем комфорте ижевский оружейник почти не имеет понятия и не заботится о нем. Некрашеный деревянный стол, два-три таких же стула и по стенам лавки да еще угловой шкафчик для посуды составляют обыкновенно мебель в доме оружейника.
Пища. Большую часть года оружейник, даже со средствами, питается растительной или, по крайней мере, постною пищей... Мясо употребляется весьма часто в форме различных пирогов и знаменитых пельменей, без которых не обходится ни одно заговенье и разговенье. Пельмени приготовляются также из рыбы и даже из капусты... Нельзя не прийти к заключению, что состав пищи ижевского оружейника может считаться вообще удовлетворительным. Чай находится почти во всеобщем употреблении, а при недостатке его пьют настойку земляничного цвета, имеющую легкие наркотические свойства».
Задание № 3Прочитайте информационный материал «Положение крестьян». Выполните задание «Письмо по кругу» (опишите положение крестьян в 18 веке)
Положение крестьян. Северная война легла тяжелым бременем на плечи всех народов России, в том числе и нерусских народов Поволжья и Прикамья. Только для постройки крепостей под Архангельском из Вятской провинции направили с лопатами 7000 крестьян. Условия работы были каторжные, крестьяне сотнями умирали, а оставшиеся в живых разбегались.
Кроме этих работ с крестьян взимались многочисленные натуральные сборы зерном, мукой, мясом, сеном, они отдавали лошадей для армии, поставляли рогожи, кули, мочало и т.д.
Помимо этого крестьяне обременялись денежными сборами. Копились недоимки. За недоимки царские сборщики ставили «на правеж», истязали их смертельными побоями. Чтоб не попасть под наказание, многие крестьяне бежали, уходили в леса, образуя ватаги беглых.
На всех черносошных крестьян распространялась ямская повинность. Через удмуртские селения проходил тракт, на котором жители селений должны были содержать 9 ямских станций. Особенно обременительными являлись проезды господ в летнее время, в горячую пору уборки урожая. В 1702 году ямская повинность была заменена денежной. В 1717 году правительство провело подворную перепись и обложило крестьян подворной податью. В 1719 году ее заменили подушной податью. Введение ее резко ухудшило положение населения. Новой податью стало облагаться не хозяйство, не имущество крестьян, а мужская «душа», притом всякая «душа», любой крестьянин, хотя бы даже не имеющий своего хозяйства и абсолютно не способный к какой-либо работе. Нерусское население края, не знавшее грамоты и плохо владевшее русским языком, на котором велось все делопроизводство, являлось совершенно беззащитным перед чиновными вымогателями. Только за оглашение указов царской администрации чиновники собирали с малых деревень по рублю, а с больших и более, как им заблагорассудится.
Не меньшим злом и разорением являлась охрана заповедных и дубовых лесов. Леса эти под угрозой штрафов запрещалось рубить и собирать в них хворост. Смотритель лесов (вальдмеебстер) пользовался малейшим поводом, чтобы обвинить крестьян той или иной деревни в нарушении законов. Бывали случаи, когда он возил с собой дубовые обрубки, щепы и незаметно подбросив их в крестьянский двор, заводил дело. Беззащитные и запуганные крестьяне отдавали все, что он ни требовал: денег немалой суммы, лошадей, скота и прочего.
Задание № 4Прочитайте информационный материал «Религиозная политика властей». Укажите положительные и отрицательные стороны христианизации удмуртского населения.
Религиозная политика властей в отношении нерусских народов. Одним из важнейших направлений освоения края и приобщения населения к культурным ценностям считалась христианизация нерусских народов. Причем делалось это при помощи политики «кнута и пряника». Так, Петр I в 1722 году издал Указ об освобождении от рекрутской повинности лиц, принявших христианство, переложив эту повинность на некрещенных. Указом 1740 года «новокрещенные» освобождались от платежа подушной подати на три года с переложением недополученной суммы опять-таки на не принявших христианство. Вятский епископ предписывал отправлять удмуртов- язычников до принятия христианства на 40 дней в монастырь для изучения молитв. Таким образом, удмуртские крестьяне месяцами работали в монастырских или архиерейских вотчинах в самую страдную пору.
Насильственная христианизация вызвала упорное сопротивление удмуртов. Они бросали свои дома, скрывались в лесах, создавали новые поселения. В целом же христианизация для удмуртского народа стала прогрессивным явлением, поскольку через религиозное мироощущение приобщала их к цивилизации, к русскому языку, языку государства, в котором они жили.
Задание № 5Прочитайте информационный материал «Из истории образования в Прикамье». Заполните таблицу.
+ положительная информация | - отрицательная информация | интересная информация |
Из истории образования в Прикамье. Передовые русские люди неоднократно обращали внимание правительства на необходимость создания школ для нерусских народов. В 1707 году Петр I предписал казанскому метрополиту организовать школу для нерусских детей и обучать их русскому и латинскому языкам и другим наукам. В эту школу набрали удмуртских, татарских, мордовских и чувашских мальчиков. Режим в школе был таков, что часть учеников, опасаясь тяжелых побоев и наказаний, убежала. Через два года школа закрылась.
В XVIII веке распространилось обучение грамоте у частных лиц. Некоторые удмурты, живя по соседству с русскими, отдавали детей своих для обучения грамотным русским крестьянам. Так, например, в Слободском уезде обучал грамоте русский крестьянин Анифим Бушмакин. Местные власти усмотрели в его благородном деле «противозаконное» и стали препятствовать его деятельности. Правда, доброхоты, обучавшие удмуртских детей грамоте в частных школах, в большей части были невежественными людьми, имели только начальную подготовку. Домашнее обучение у частных лиц было в большей степени распространено у северных удмуртов. Детей же южных удмуртов могли обучать лишь в «новокрещенских школах». В них готовили будущих попов и чиновников. За двадцать лет (1754— 1773 гг.) из этих школ выпустили 101 мало-мальски грамотного удмурта. Большинство из них становились служителями в удмуртских приходах.
Известную роль в распространении грамотности среди удмуртов сыграли в конце XVIII века народные училища. В XVIII веке появилась удмуртская письменность. В 1775 году была составлена первая грамматика удмуртского языка. Создатель удмуртской письменности - священник Василий (Вениамин) Григорьевин Пуцек-Григорович.
Культура и искусство Удмуртии с самого начала развивались в едином русле с культурой русского народа. На удмуртской земле в XVIII веке временно или постоянно трудились профессиональные художники, архитекторы, иконописцы, географы, специалисты Академии наук и Академии художеств. Их опыт и знания помогали росту культуры в крае.
Критерии оценивания:
№ задания | Критерии оценивания | Баллы |
Задание № 1 | За каждое правильное предложение – 1 балл | 10 баллов |
Задание № 2 | За каждое сформулированное понятие – 1 балл За рассказ – 5 баллов | 8 баллов |
Задание № 3 | За каждое предложение – 1 балл | 5 баллов |
Задание № 4 | За каждый приведенный пример – 1 балл | 2 балла |
Задание № 5 | За каждый приведенный пример – 1 балл | 3 балла |
Аккуратность выполнения записей в тетради | 1 балл |
Максимальный балл за работу в целом – 29 баллов.
Оценка «5» - 26 - 29 баллов
Оценка «4» - 22 - 25 баллов
Оценка «3» - 18 - 21 балла
Оценка «2» - менее 18 баллов