Часть 2. расчет и выбор посадок сопряжений
Выбор соответствующих допусков и посадок при соединении деталей зависит от необходимых эксплуатационных свойств механизмов. Выбор посадок является не только технической, но и экономической задачей, правильное решение которой во многом способствует не только обеспечению качества изделий, но и эффективности производства.
Обычно конструкторы в своей практике пользуются сравнительно небольшим количеством разного вида посадок (не более 10), несмотря на то, что рекомендованных к применению посадок в системе допусков значительно больше. Основаниями для определения необходимых параметров посадки могут быть результаты аналитических расчетов, экспериментальных исследований, а также накопленный производственный опыт.
В настоящее время применяют три метода выбора допусков и посадок:
1 Метод прецедентов (метод аналогов)заключается в том, что конструктор отыскивает в однотипных или других машинах, ранее сконструированных и находящихся в эксплуатации, случаи применения составной части (узла), подобной
проектируемой, и определяет допуск и посадку. Этот метод приемлем только в случае полной тождественности (полного сходства, равенства) составных частей.
2 Метод подобия являетсяпо существу развитием метода прецедентов. Он возник в результате классификации деталей машин по конструктивным и эксплуатационным признакам и выпуска справочников с примерами применения посадок. Для выбора допусков и посадок по этому методу нужно установить аналогию конструктивных признаков и условий эксплуатации проектируемой составной части (узла) с признаками, указанными в справочниках. Однако в указанных материалах конструктивные и эксплуатационные показатели классифицируют часто общими выражениями, не отражающими количественных значений параметров, что затрудняет выбор посадок.
Общим недостатком методов прецедентов и подобия является сложность определения признаков однотипности и подобия, возможность применения ошибочных допусков и посадок.
3 Расчетный методявляется весьма приближенным, так как не может учитывать всех факторов, влияющих на свойства посадок при разных допущениях. Такие методики расчетов, в том числе на ЭВМ, применяют для предварительного определения тех величин зазоров или натягов в посадках, которые могли бы обеспечить исполнение заданных функций в предполагаемых условиях эксплуатации.
Какому из перечисленных способов стоит отдать предпочтение вопрос неоднозначный, так как затрагивает очень многие проблемы. В любом случае новые опытные образцы изделий перед запуском в серийное производство проходят целый ряд стендовых или натурных испытаний, по результатам которых отдельные посадки могут быть подкорректированы.