Урок 49 (110). Взаимоотношения человека и природы
в повествовании в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба»
Цели урока: показать нравственные идеалы писателя; раскрыть философский смысл цикла «Царь-рыба».
Оборудование урока: портрет В. П. Астафьева.
Методические приемы: аналитическая беседа, доклад ученика.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Виктор Петрович Астафьев (1924—2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность — лишь некоторые черты его неординарной личности.
II. Реализация индивидуального домашнего задания
Слушаем доклад-сообщение ученика по биографии В. П. Астафьева.
III. Слово учителя
Критик А. Ланщиков писал о том, что для поколения Астафьева «характерно было то, что этому поколению в юности пришлось пережить два потрясения: потрясение войной в тылу и потрясение войной на войне». Об этом, например, повесть «Пастух и пастушка», о которой мы говорили во время изучения темы «Литература о войне». К теме войны Астафьев обращался постоянно, она не отпускала писателя до самой его смерти. Его интересовала не столько война, сколько то, как она действует на человека, как влияет на его судьбу и характер. Судьба и характер «простого человека» — главная и постоянная тема произведений Астафьева. «Простую жизнь» он показывает без прикрас. При этом он создает многоцветную, широкую панораму жизни народа из множества сюжетов и массы персонажей.
В «повествовании в рассказах» «Царь-рыба» (1976) Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.
IV. Аналитическая беседа
— Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?
— Каким образом показывает автор единство человека и природы?
— Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?
— В чем проявляется позиция автора по отношению к «браконьерам»?
— Какую роль играет композиция рассказов, построение произведения?
— Каково значение лирических зарисовок?
V. Вопросы и задания (частично могут выполняться индивидуально в работе по карточкам)
1. Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба
— Как эти эпиграфы связаны между собой?
— Какую авторскую позицию они выражают? Нет ли уже в эпиграфах своеобразного предуведомления читателя о характере содержания произведения? Если да, то в чем это предуведомление заключается?
2. Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения... Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».
— В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»?
— Как определяет Астафьев жанр «Царь-рыбы»? Какие возможности, по сравнению с романом, такой жанр открывает писателю? Что сближает «Царь-рыбу» с романом и чем она от него отличается?
3. Размышляя о предполагавшейся романной форме «Царь-рыбы», Виктор Астафьев замечает: «Возможно, композиционно книга была бы стройнее, но мне пришлось бы отказаться от самого дорогого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных выступлений, которые в такой форме повествования вроде бы и не выглядят отступлениями».
— Что отличает композицию «Царь-рыбы»? Почему в ней нет особой стройности?
— В чем заключается публицистичность астафьевского повествования в рассказах? Какие «свободные выступления» вы отмети ли в нем? Какова их роль в «Царь-рыбе»?
4. Литературовед Н. А. Молчанова утверждает, что «в повести «Царь-рыба» с особой силой и выразительностью проявился астафьевский дар рассказчика, «проговаривающего» свои сочинения, дар исконно русский, национальный, определяющий специфик классического русского рассказа».
— В чем своеобразие астафьевского дара рассказчика?
— Какие возможности открывает перед читателем «проговаривание» своих сочинений?
— В чем заключается специфика классического русского рассказа, если судить по «Царь-рыбе»?
5. Т. М. Вахитова пишет о «Царь-рыбе»: «В тесном соседстве оказываются жанровые сцены с сочным народным юмором и гротеском, грустные воспоминания, поэтические впечатления, размышления о судьбе мира и человечества; этот разнородный материал в сюжетном плане объединен образом рассказчика, в стилистическом — авторской интонацией».
— Найдите в «Царь-рыбе» примеры «тесного соседства» юмора и грустных воспоминаний, гротеска и поэтических впечатлений, размышлений о судьбе мира и человечества. О каком отношении к действительности и возможностям ее отражения в литературе свидетельствует такое соседство?
— Действительно ли самый разнородный материал астафьевской повести объединен не только образом рассказчика, но и «авторской интонацией»? Какова авторская стилистика в «Царь-рыбе»?
6. Писатель Г. Горышин утверждает: «“Царь-рыба” — это произведение, возникшее из непосредственной потребности выговориться — о самом главном для автора, наболевшем. Выговориться без обиняков, без оглядки на какие-либо пределы и рамки жанра. Он написал не роман, не повесть; повесть трансформировалась в повествование. Автору необходимо было рассказать обо всем том, что составило содержание «Царь-рыбы», поэтому он полностью доверился своему дару рассказчика-импровизатора».
— Что в «Царь-рыбе» является для ее автора самым главным, наболевшим?
— Есть ли в астафьвском повествовании особенности, позволяющие говорить о нем как о рассказчике-импровизаторе? Какие главы «Царь-рыбы» выразительно свидетельствуют об импровизационном характере астафьевского повествования?
7. В. Курбатов считает, что важную для него проблему Виктор Астафьев продолжает «Царь-рыбой», широким многоголосым «повествованием в рассказах», как он определяет свой, можно уверенно сказать, любимый жанр. Двухчастная эта книга не из-за величины поделена надвое. Здесь мысль преображена, тема проигрывается на других инструментах и бесконечно углублена самим ходом повествования, в его процессе.
Изначально эта тема проста...»
— В чем проявляется «многоголосое» повествование? Какие голоса различимы в этой повести?
— Согласны ли вы с тем, что «эта книга не из-за величины поделена надвое». Каковы причины двухчастного строения Книги?
— Какая тема является главной в «Царь-рыбе»? «Проста» ли эта тема? Почему?
8. М. С. Кургинян считает, что для Виктора Астафьева в «Царь-рыбе» «особенно характерна интерпретация памяти как основы человеческого общения, которое, в свою очередь, строится на присущем человеку чувстве личного и общего прошлого».
— Является ли в «Царь-рыбе» память средством, основой человеческого общения? В чем проявляется эта функция памяти?
— Выделяется ли в повести личное и общее прошлое? Чем представлено и то и другое?
9. Л. Якименко отмечал: «Книга Астафьева удивительно тонка в деталях, в ней метко схвачены характеры, достоверно даны факты. Читая ее, не можешь не оценить свободу и ясность авторской мысли, мягкую иронию, которая помогает объективно исследовать предмет».
— Какие особенно яркие, тонкие детали вы можете отметить?
— Справедливо ли утверждение, что для «Царь-рыбы» характерны метко схваченные характеры? Каких героев можно выделить как особо ярких, запоминающихся?
— Какой предмет стремится объективно исследовать писатель в «Царь-рыбе»? Как проявляется в этом исследовании «свобода и ясность авторской мысли», а также мягкая ирония?
10. Литературовед А. И. Хватов заметил, что в «повести «Царь-рыба» многочисленна и художественно действенна взаимосвязь образов Акима и Гоги Герцева. Это два типа современного молодого человека, соотнесенность которых рельефно очерчивает позицию автора».
— Какая взаимосвязь существует между двумя героями «Царь-рыбы»? В чем проявляется ее «многочисленность
— Насколько справедлива мысль ученого о том, что соотнесенность Гоги Герцева и Акима «рельефно очерчивает позицию автора»? Какой представляется вам эта позиция?
11. Литературовед С. Ломидзе заметила: «Аким вышел как живой, но тем видней, что он не «якорь жизни»: и сам за жизнь тол ком не зацепился и неизвестно, зацепится ли когда-нибудь. В характере этом — глубина, которую я лично не возьмусь мерить...»
— Какие основания были у ученого, чтобы утверждать, что «Аким вышел как живой»?
— Как вы понимаете утверждение ученого о том, что Аким не «якорь жизни»? Выразите свое отношение к этому.
— В чем глубина этого характера в его роль в содержании повести?
12. В связи с обширной цитатой из Екклезиаста в финале «Царь-рыбы» исследователь Л. Ф. Ершов замечает, что «из библейского текста вычитываетея актуальный смысл, достигается та «масштабность и универсальность» выводов, что присущи именно философскому жанру...»
— Какой «актуальный смысл» ясен из библейского текста? Как библейский смысл сочетается с рассказанным в «Царь-рыбе»?
— Согласны ли вы с тем, что благодаря библейскому тексту выводы «Царь-рыбы» приобретают «масштабность и универсальность». В чем, заключаются приобретение «масштабности и универсальности» выводов «Царь-рыбы»?
13. «Астафьев спорит с Екклезиастом, выступая против его проповеди фатализма. Истинный прогресс состоит в том, чтобы механизация не опережала процесс гуманизации, бездуховность не теснила устои нравственности, а милосердие распространялось бы на живую и неживую природу. Такой вывод прочитывается в контексте произведения Астафьева, извлекается в результате сопоставления финала и предшествующего повествования» (Л. Ф. Ершов).
— Справедлива ли мысль ученого о том, что «Астафьев спорит с Екклезиастом, выступая против его проповеди фатализма»?
— Приводит ли сопоставление «финала и предшествующего повествования» к выводу о необходимости распространения милосердия «на живую и неживую природу»?
14. Валентин Распутин писал: «Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена был и добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях. Однако литература — это не «шприцевание», а только его предложение и доказательство. Чтобы оно стало частью человека, необходимо потрудиться и ему, человеку».
— Что означает мысль писателя о том, что «талант Виктора Астафьева — это талант действия в убеждения»? Как этот талант проявляется в «Царь-рыбе»?
— Как выражена в произведениях Астафьева мысль о том, что он «против зла в любых долях», но при этом не понимает литературу как «шприцевание добра, а только как «его предложение и доказательство»?