Связь истории русского языка с другими дисциплинами
Лекция 1.
Введение
План:
1. Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины.
2. Связь истории русского языка с другими дисциплинами.
3. Основные источники изучения исторической грамматики.
4. Методы изучения истории русского языка. Вклад в изучение истории русского языка отечественных и зарубежных лингвистов.
5. Периодизация древнерусского языка.
Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины
Русский язык - это основной предмет будущей специальности студента-филолога. Но современное состояние языка, на котором мы говорим сейчас, есть результат длительного развития его в предшествующие эпохи. Русский язык, как и любой другой из живых языков мира, развивается, совершенствуется и обогащается. Процесс развития языка обусловливается внутренними и внешними причинами. Изучением движущих сил этого процесса и результатов языковых изменений занимается предлагаемая в данном пособии дисциплина. Она предполагает изучение всех языковых уровней в историческом развитии: фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики. Таким образом, предметом исторической грамматики русского языка является процесс становления фонетических и грамматических норм современного русского языка.
Важным моментом при определении предмета данной учебной дисциплины является временной фактор. В качестве исходного периода мы возьмём древнерусский язык конца X-XI вв., однако многие признаки древнерусского языка, особенно фонетические, берут начало в праславянском языке, поэтому будем повторять процессы, происшедшие в праславянский период, известные студентам из курса старославянского языка. Конечная точка этого периода – современный русский язык. Итак, мы будем наблюдать эволюцию языковых процессов с конца X-XI в. по настоящее время, производя экскурсы в праславянский период. При этом следует иметь в виду, что фонетическая и грамматическая системы русского языка развивались непрерывно.
Главная задача дисциплины – проследить эволюцию систем (фонетической и грамматической) и языковых средств, раскрыть основные законы и закономерности фонетических и грамматических процессов в русском языке, установить причинно-следственные связи. В курсе исторической грамматики важна не простая констатация фактов, а выяснение причин, вызывающих те или другие изменения.
В состав практических задач курса входит:
А) Историческое объяснение явлений современного русского языка, что имеет большое значение в процессе преподавания русского языка в школе и в вузе: беглость гласных, наличие разносклоняемых существительных в русском языке и др.
Б) Объяснение архаизмов, которые могут встретиться в языке писателей 18-19 вв.
Например, в романе Тургенева «Новь»: Ее отец… дослужился генеральского чина.
У Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» (18 в.): Едущу же мне из Едрова, Анюта из мысли моей не выходила.
В) Научить пониманию древних рукописей: читать, переводить и анализировать памятники древнерусской письменности.
Г) Расширить лингвистический кругозор.
Выполнение поставленных задач усилит лингвистическую подготовку будущих учителей русского языка и литературы.
Связь истории русского языка с другими дисциплинами
Связь с историей народа
История языка чувствительна к историческим изменениям в обществе. Например, группировка древних феодальных диалектов соответствует делению Руси на феодальные княжества. Захваченные Литовским княжеством южнорусские земли в XIII-XIV веках обусловили сохранение древнейших типов аканья и яканья на этой территории, так как эти диалекты долгое время развивались в изоляции от основной массы диалектов русского языка. Петровские преобразования с ориентацией на западноевропейские страны привели к огромному количеству лексических заимствований из западноевропейских языков в XVIII в.
Связь с современным русским языком
Многие процессы, которые происходили в разные периоды развития русского языка, находят отражение в современном русском языке в виде рефлексов. Анализ современных языковых фактов дал возможность определить закономерности развития языка в предшествующие периоды. В свою очередь современный русский язык как систему нельзя понять без его истории, что признают даже сторонники структурализма.
Связь с историческим комментарием к современному русскому языку
Исторический комментарий к современному русскому языку как учебная дисциплина имеет другую цель обучения, но зиждется она полностью на знаниях, полученных по исторической грамматике русского языка.
Связь с русской диалектологией
Диалекты отражают ранние этапы развития русского языка. Они являются живыми свидетелями его истории, поэтому история языка напрямую связана с русской диалектологией.
Связь со старославянским языком
Историческая грамматика русского языка непосредственно связана со старославянским языком, так старославянский язык сыграл большую роль в становлении русского языка.
В то же время следует хорошо уяснить соотношение этих двух языков: старославянского и древнерусского.
1. Это разные языки, которые параллельно развивались. Один из них – южнославянский (старославянский), а другой – восточнославянский (древнерусский).
2. Оба они восходят к праславянскому языку-основе, который был общим для всех славян.
3. Старославянский язык, если судить по времени появления памятников письменности, древнее древнерусского. Письменность у южных славян появилась в IX в., а у восточных – в конце X в. Поэтому старославянский язык ближе к праславянскому языку, чем древнерусский. Но это не означает, что факты древнерусского языка надо возводить к старославянским фактам. Их можно только сопоставлять, сравнивать, но не возводить один к другому.
Связь с «Введением в славянскую филологию» и славянскими языками
Сопоставление со славянскими языками является надёжным источником для изучения истории русского языка.