Архивное дело: подходы к интерпретации
В исследованиях, затрагивающих вопросы организации и функционирования архивов, фигурирует несколько понятий для обозначения данной сферы деятельности: «наука об архивах», «архивное дело», «архивоведение». Что скрывается за этими понятиями, являются ли они тождественными или обозначают различные аспекты изучения деятельности архивов?
В отечественной справочно-энциклопедической литературе одно из первых упоминаний об архивоведении или науки об архивах встречается в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890—1907 гг.). Это далеко не случайно, поскольку главным редактором энциклопедического словаря был профессор И. Е. Андреевский—автор курса лекций «Наука об архивах», вышедшего в свет в 1885—1887 гг. С этого времени понятие «архивоведение» упоминается и в некоторых других энциклопедических изданиях, в частности в «Большой энциклопедии» под редакцией С. Н. Южакова и П. Н. Милюкова (СПб., 1900—1909. ТТ. 1-20).
Однако, начиная с 1910-х гг. (по данным отечественного исследователя Т.И. Хорхординой,—после 1911 г.), этот термин перестает использоваться в рамках отечественной науки. Ни в одном из советских энциклопедических изданий (от Большой советской энциклопедии под ред. О. Ю. Шмидта, вышедшей в свет в 1926—1947 гг., до словарей 1980-х гг., включая Советскую историческую энциклопедию под ред. Е. М. Жукова) об архивоведении нет ни одного упоминания. Его заменяет термин «теория и практика (техника и методика) архивного дела», научная сущность которого не определялась.
В Советском энциклопедическом словаре (М., 1983. С. 81.) «архиво-ведение» вообще не определяется ни как наука, ни как научная или учебная дисциплина. В данном словаре содержится следующее определение: «Архивоведение занимается разработкой методов сбора, систематизации и хранения документов, изучением истории организации архивного дела[1]». Даже первый в мире специализированный научно-исследовательский институт, организованный в СССР в 1966 г., вместо предложенного его будущим директором В.В. Максаковым названия «ВНИИ архивоведения» стал называться «ВНИИ документоведения и архивного дела».
В 1980-е гг. в СССР предпринимались попытки (в частности, В. Н. Автократовым) возродить теоретическое архивоведение как фундаментальную научную дисциплину, которая бы учитывала целостный характер архивоведения как истории науки об архивах и становления ее теоретического ядра—учения об архивном фонде как естественно-историческом организме. Однако они не завершились успехом.
В настоящий момент, по мнению некоторых отечественных исследователей, в частности Т. И. Хорхординой, О. М. Медушевской и других, архивоведение как наука утратила свои научные кондиции. Это обстоятельство они связывают с тем, что в свое время государственный бюрократический аппарат навязал архивистам свой, «делопроизводственный», учрежденческий подход к архивам как «депозитарию» ведомственных бумаг вместо более широкого взгляда на архивы как на материально фиксированный образ эволюционного и коэкзистенциального единства человечества.
Эта мысль не является в полной мере новой и оригинальной, поскольку еще в период зарождения отечественного архивоведения был высказан ряд подобных мыслей. В частности, А. П. Воронов в учебнике «Архивоведение» (СПб., 1904) писал о том, что «библиотека есть нечто, тогда как архив есть некто», а также о вечно живой сущности архивных организмов, которые должны продолжать жить самостоятельно в архивах. Профессор И. Е. Андреевский в своей работе «Наука об архивах», изданной еще в 1880‑е гг., указывал, что «наука об архивах пытается в настоящее время всем четырем видам архивов (юридическим, правительственным, чисто историческим и частным) сообщить единство. Достижение такового в отдельной стране может иметь последствием единение архивов целого мира, обеспечение будущих научных работ.
Одним из последних отечественных исследователей, кто пытался соединить гуманитарные принципы строительства архивов в стройную науку, называют имя И. Л. Маяковского. В 1920-е гг. он попробовал объединить все «культурные силы России» вокруг идеи создания многоуровневой системы архивов – и государственных, и ведомственных, и семейных, и церковных, т.е. всех документальных фондов, собраний и коллекций, отражающих материальную и духовную жизнь человека. Однако и эта попытка была пресечена со стороны власти.
В современном отечественном архивоведении друг другу противостоят две основные тенденции в интерпретации архивного дела:
1) архивное дело – это самостоятельная научная дисциплина;
2) архивное дело – это деятельность по обслуживанию потребностей прежде всего государственных учреждений в информации, содержащейся в архивных документах.
Последний подход нашел и свое правовое закрепление, в частности, в документе «Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах» понятие «архивное дело» определяется как деятельность по организации хранения, учета и использования архивных документов.
Таким образом, можно констатировать не только неоднозначность интерпретаций понятия «архивное дело», но и неопределенность его будущего развития.