Филолог, историк, философ, богослов

В миру Михаил Триволис. В 1518 г. приехал из Греции. Сблизился с церковной оппозицией. Создал кружок образованных московитов. Основал школу русской публицистики. Переводил на русский язык иноземные книги. А М. Курбский считал себя его учеником. Впал в немилость. Обвинен на соборе 1525 г. в ереси, искажении текстов Священного писания, приговорен к заточению в Иосифо-Волоколамском монастыре.

Через шесть лет новые обвинения: еретичество, волхвовство, критика князя и его политики. Новая ссылка. В общей сложности пробыл в заточении почти четверть века. Свои убеждения и твердость духа сохранил до конца жизни. Канонизирован в 1988 г.

Живописец

Появился в русских землях уже взрослым человеком. Европе был известен росписью сорока каменных церквей Византии. Творил в Новгороде и в Москве. По заказу боярина Василия Даниловича и жителей с Ильинской улицы (Новгород) изготовил фрески для церкви Спаса Преображения. Современники считали, что своим искусством заставлял людей содрогнуться, подвигал их борьбу. В Москве расписал церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов. В Благовещенском соборе работал вместе с А. Рублевым и "старцем Прохором с Городца". Затем следы живописца затерялись. Предполагают, что он работал над книжными миниатюрами.

Оценки

Епифаний Премудрый, монах: «Прославленный мудрец, философ зело хитрый... Книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец».

Н. А. Федорова, историк: «Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей...»

Изограф

Создал грандиозные работы: фрески храма Рождества Богородицы, иконы для Успенского собора и Вознесенского монастыря, росписи храма Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре (туда мастер приглашался игуменом Иосифом Волоцким), житийные иконы митрополитов Петра и Алексия.

Дружил с выдающимися людьми своего времени - Вассианом Рыло, Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. Заметим, некоторые из его друзей были идейными противниками (Волоцкий и Сорский).

Умер предположительно в 1508 г.

Иконы «Спас в силах», «Митрополит Алексий» хранятся в Третьяковской галерее.

Оценки

Современники: «Иже и написаша чудно велми»; «... лучший и искуснейший в Русской земле живописец».

Н. А. Федорова, историк: «Творчество ....- ликующая светлая песнь в красках прославляющая добро и красоту...».

Русский воин

Легендарный русский богатырь, сражавшийся против монголо-татарских завоевателей. В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о борьбе его полка (1700 чел.) с татарами. В неравной схватке с врагом был убит. Хан Батый, пораженный мужеством героя, повелел отдать его тело плененным русичам и отпустить их.

Князь

Один из внуков Александра Невского.

По версии Н. М. Карамзина, свое прозвище получил в связи с тем, что всегда носил сумку с деньгами, одаривая нищих и убогих.

В борьбе с другими князьями не пренебрегал никакими средствами, раболепствовал перед монголо-татарами, задаривал жен ханов и вельмож. Огнем и мечом опустошал Тверское княжество. По его настоянию митрополит Феогност отлучил от

церкви и проклял всех жителей Пскова. При нем митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву.

В его правление началось возвышение Москвы. Исправно выплачивая дань монголо-татарам, стремился к самостоятельности во внутренних делах Руси.

Со времени его правления великое княжение на Руси становится наследственным правом московских князей из его династии.

Князь

На 22 - м году жизни стал государем. При нем к Москве были присоединены Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, вятские и рязанские земли, Новгородская республика. Важнейшим достижением было окончание монголо-татарского ига.

В его царствование введен двуглавый орел на гербе Руси, зарождается приказная система управления, составлен судебник, установлены дипломатические отношения с папской курией, Германией, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном и др., появилось название «Россия». К титулу великого князя и государя прибавляются слова «всея Руси».

При нем начата перестройка Кремля, были воздвигнуты Успенский и Благовещенский соборы, заложен Архангельский, многие светские дворцовые здания.

Унаследовал от отца Московское княжество территорией в 400 тыс. км, а сыну своему оставил огромную державу: ее площадь возросла в 5 раз и составила более 2 млн. км.

Оценки

К. Маркс, теоретик социализма: «Изумленная Европа, которая в начале царствования .... едва подозревала о существовании Московского государства, затиснутого между литовцами и татарами, вдруг была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах».

Д. Мильтон, английский поэт и политический деятель: «... первым прославил русское имя, до сих пор неизвестное».

Н. М. Карамзин, историк: «... как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит, как государь на высшей степени величия».

Царь

Значительно расширил России. При нем был принят «Судебник», созван Стоглавый собор.

Обладал блестящей память: наизусть цитировал в обширных выдержках Священное писание. Писал сам, прекрасно знал жития святых, труды византийских богословов, историю Древней Иудеи и Византии.

Был женат семь раз. Старший сын был женат трижды. Однажды отец и сын праздновали свои свадьбы вместе.

Отличался жестокостью. Первый смертный приговор вынес в 13 лет. При нем господствовала формула: «Царь указал, а бояре приговорили».

Византийский суровый облик царя у художника В. М. Васнецова, мудрец на престоле у скульптора М. М. Антокольского, обезумевший от горя отец у художника И. Е. Репина и композитора Н. А. Римского-Корсакова.

Оценки

И. В. Сталин, государственный я политический деятель: «Мудрость ... состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал».

С. М. Соловьев, историк: «При всех жестокостях царя .... его деятельность была шагом вперед к «победе государственных начал».

Н. М. Карамзин, историк: «Может быть, это был своего рода великий век, но только не вовремя, слишком рано явившийся России».

С. В. Бахрушин, историк: «В лице .... мы имели крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их удовлетворение».

Наши рекомендации