Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 1 страница
по дисциплине «Экскурсоведение»
- История развития экскурсионного дела на белорусских землях.
- Сущность, признаки и функции экскурсий.
- Классификация экскурсий.
- Этапы и ступени подготовки новой экскурсии.
- Выбор и обоснование темы экскурсии. Определение её цели и задач.
- Подбор и изучение источников информации при подготовке новой экскурсии.
- Отбор и изучение экскурсионных объектов.
- Разработка маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута.
- Составление экскурсионных текстов. Отличия между контрольным и индивидуальным текстами экскурсии.
- Формирование «портфеля экскурсовода». Условия отбора наглядных пособий, требования к их внешнему виду и оформлению.
- Составление технологической карты экскурсии.
- Заключительная ступень подготовки новой экскурсии: рецензирование документов, приём (сдача) и утверждение экскурсии.
- Сущность и требования методики проведения экскурсии.
- Показ, как основной элемент экскурсии. Методические приёмы экскурсионного показа.
- Рассказ в экскурсии. Методические приёмы экскурсионного рассказа.
- Особые методические приёмы проведения экскурсий.
- Внеречевые средства общения в экскурсионной работе. Классификация жестов.
- Техника проведения экскурсии.
- Особенности подготовки и проведения обзорных (многоплановых) экскурсий.
- Особенности подготовки и проведения исторических экскурсий.
- Особенности подготовки и проведения загородных и производственных экскурсий.
- Особенности подготовки и проведения природоведческих экскурсий.
- Особенности подготовки и проведения литературных экскурсий.
- Особенности подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий.
- Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.
- Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий.
- Экскурсия в педагогической практике.
- Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
- Определение понятия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода.
- Основные требования к личности экскурсовода.
- Профессиональное мастерство экскурсовода: сущность, слагаемые и пути совершенствования.
- Культура речи экскурсовода.
- Планирование экскурсионных услуг. Изучение спроса в области экскурсионного обслуживания.
- Качество экскурсионного обслуживания. Типичные недостатки при проведении экскурсий.
- Повышение эффективности экскурсионной деятельности.
Ответы к теоритической части к государственному квалификационному экзамену
по дисциплине «Экскурсоведение»
1. История становления экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.
Основные этапы развития экскурсионной деятельности:
1) дореволюционный (конец XIX в. - до 1917 г.) - зарождение экскурсионной деятельности. Первые описания путешествий по Беларуси были опубликованы в 1853-1856 гг. в журнале “Современник” известным белорусским публицистом и этнографом П.М. Шпилевским. Он провел исследования географического, филологического, этнографического характера, а результат изложил доступным для читательского восприятия языком. Беларусь в его описании – край богатой истории, талантливого народа, самобытной мифологии. Такие труды П.М. Шпилевского, как ”Поездка в западные губернии”, "Западнорусские очерки", "Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках" и особенно "Путешествие по Полесью и белорусскому краю" известны многим поколениям белорусов.
Идея первых организованных поездок во время летних каникул принадлежала учителям гимназий Витебска. В 1860-е гг. они вместе с учащимися старших классов отправлялись в туристические поездки но Западной Двине.
2) советский (с 1917 по 1945 г.). Если до Октябрьской революции путешествия, туризм как вид отдыха были доступны лишь представителям имущих классов, то после 1917 г. характер туристического движения изменился коренным образом, в него включились широкие массы трудящихся. Центрами туристической работы стали фабрично-заводские клубы. В 1931 г. в Минске сформировалось Оргбюро Белорусского общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), а на периферии (в Витебске, Бобруйске, Орше, Жлобине) открывались районные бюро. Вопросы туризма и отдыха освещались в книгах и журналах ("Асвета", "Камунистычнае выхаванне"), велось составление экскурсионного путеводителя по БССР. В 1936 г. в Минске открылась Детская туристская станция, а после войны - Республиканская детская туристско-экскурсионная станция, а также областные в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951), Бресте (1953), Гомеле (1957).
3) Современный. Как это ни парадоксально, Беларусь довоенная считалась бесперспективной для туризма. Начиная с 1951 г. ситуация изменилась. Например, "Беларустурист" — одна из старейших туристических организаций — ведет отсчет своей деятельности с 23 июня 1951 г. Экскурсионные бюро создавались в Могилеве, Гродно, Гомеле, Витебске, Барановичах. И в каждом из них в первую очередь разрабатывалась обзорная экскурсия но городу, готовились и проводились также исторические, архитектурно-градостроительные, природоведческие, производственные, музейные экскурсии. Основным направлением республиканских бюро путешествий и экскурсий, была военно-историческая тематика. При этом осуществлялся дифференцированный подход к аудитории (школьники, колхозники, молодежь и т.д.). Традиционными становились "поезда дружбы", перемещавшиеся между республиками. Аренда теплоходов позволила совершать водные путешествия по Днепру, Сожу, Волге. Было освоено более 90 маршрутов. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. развернулась подготовка кадров с высшим образованием. В1975 г. 2000 экскурсоводов проводили экскурсии по 900 темам. К 1987 г. в системе туристическо-экскурсионных организаций Беларуси было разработано и проводилось примерно 1,5 тыс. экскурсий. Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путешествий и экскурсий были созданы специальные курсы повышение квалификации.
С началом перестройки повсеместное введение хозрасчета обернулось кризисом экскурсионного дела. Люди перестали ездить на экскурсии. Большинство бюро прекратили заниматься экскурсионной деятельностью, за несколько лет экскурсионное обслуживание пришло к полному забвению. Турфирмы занялись шоп-турами. К началу 1990-х гг. в бюро практически не осталось методистов и экскурсоводов.
1991 год стал переломным этапом в развитии экскурсионного дела в Республике Беларусь. С обретением государственной независимости и переходом на совершенно иные принципы государственного устройства, старые подходы к экскурсионному делу стали неприемлемыми. Те огромные масштабы экскурсионной деятельности, которые были в СССР, исчезли в одночасье. Появилась проблема организации собственной экскурсионной программы в Республике Беларусь. А это требовало квалифицированных кадров на уровне отдельного государства. Другой проблемой развития экскурсионного дела стала проблема финансирования экскурсионной деятельности. Огромную роль в развитии экскурсионного дела периода становления государственной независимости Республики Беларусь сыграло географическое положение нашего государства. Открытие границ и возможность путешествовать благоприятно отразились на географии экскурсионных маршрутов в Республике Беларусь. Обязательным пунктом пребывания наших граждан стало посещение соседних стран Литвы и Польши.
Однако нарастание социально-экономического кризиса отрицательно сказалось на развитии экскурсионного дела в Республике Беларусь. Наметился отток квалифицированных экскурсоводов в другие сферы деятельности, почти полностью прекратилась методическая работа в экскурсионном бюро, оказались невостребованными многие тематические экскурсии, начался процесс дисквалификации экскурсоводов, ввиду отсутствия единого координационного экскурсионного центра, а также из-за отсутствия какого-либо правового оформления данного вида деятельности. Всё это привело к резкому снижению качества того небольшого количества экскурсий, которые ещё проводились в республике.
По мере становления рыночных отношений стихийное развитие туризма постепенно начало приобретать определённые отраслевые признаки. Прежде всего, началось формирование нормативно-правовой базы туризма. Появились нормативные документы, которые регулировали туристическую деятельность в РБ. В 1995 г. было сформировано Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, благодаря которому восстановилась управляемость туристическим сектором страны со стороны государства. Туризм стал деятельностью, подлежащей лицензированию, что должно было повысить качество туристических услуг, уровень туристического и экскурсионного обслуживания.
23 сентября 1996 г. была организована Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Это добровольная организация, некоммерческое юридическое лицо. Заседания проводятся раз в месяц, членских взносов нет. Цель - разработка концепции и стратегии туристическо-экскурсионной деятельности в Республике Беларусь, создание банка данных экскурсионных объектов и маршрутов, разработка и проведение экскурсий.
В настоящее время действует Положение «О порядке и условиях проведения профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков». УП «Национальное агентство по туризму» согласно приказу МСиТ РБ от 17.08.2007 года № 802 «О проведении профессиональной аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков» назначено аттестующим органом.
2. Сущность, признаки и функции экскурсий.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия). Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»3. В современном значении сущность экскурсии - это индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными, познавательными или иными целями.
Согласно последней редакции Закона РБ «О туризме», экскурсия - туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.
Общими признаками для всех экскурсий являются: а) протяженность по времени проведения; б) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов); в) наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; г) наглядность, зрительное восприятие; д) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту; е) целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы; ж) активная деятельность участников (наблюдение, изучение объектов).
Любая экскурсия построена на следующих принципах: научность (информация о явлениях и событиях дается с позиций объективной оценки и научного стиля изложения материала), идейность, правдивость, связь теории с практикой, доходчивость, убедительность.
С учетом идейно-политической направленности функциями экскурсий являются: информационная, воспитательная, обеспечивающая содержательность отдыха, общеобразовательная, расширяющая культурный и специальный (технический) кругозор, формирующая интересы человека, экономическая, специализированная (подготовка и переподготовка кадров).
Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы. В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Экскурсия – целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных объектах, проходящий под руководством экскурсовода в соответствии с темой в естественно воссозданных условиях. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом, подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.
3. Классификация экскурсий.
Классификация экскурсий – это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам признаками (параметрами). Каждая группа экскурсий имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы и далее на классы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения.
Параметры, положенные в основу классификации экскурсий - содержание, тематика, состав и количество участников, место проведения, форма проведения, способ передвижения, продолжительность, цикличность.
По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые, затрагивающие несколько тем) и тематические. В свою очередь тематические экскурсии подразделяются на несколько групп, каждая из которых далее классифицируется на подгруппы: природоведческие, экологические, исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников, городских и сельских жителей и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, в пути следования (дорожный обзор), комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10—20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
— экскурсия-спектакль.
По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывающие одну тему) и тематические (объединенные общим названием).
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3—4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
4. Этапы и ступени подготовки новой экскурсии.
К процессу разработки новой экскурсии относятся следующие этапы:
1) выбор темы экскурсии;
2) определение её цели и задач;
3) подбор литературных источников;
4) определение и изучение других источников информации;
5) ознакомление с экспозициями и фондами музеев;
6) отбор и изучение экскурсионных объектов;
7) разработка маршрута экскурсии;
8) объезд (обход) маршрута;
9) создание контрольного текста экскурсии;
10) отбор дополнительного наглядного материала;
11) выбор методических приёмов;
12) составление технологической карты экскурсии;
13) формирование индивидуального текста;
14) получение заключения о тексте и технологической карте экскурсии;
15) проведение пробной экскурсии;
16) утверждение экскурсии.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
Ø Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
Ø Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
Ø Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
- Выбор и обоснование темы экскурсии. Определение её цели и задач.
Тема экскурсии - это главная мысль экскурсии, предмет экскурсионного показа и рассказа, стержень, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. На выбор темы влияет потенциальный спрос на те или иные виды экскурсии. Часто тема подсказывается заказом фирмы.
Тему экскурсии не следует отождествлять с ее названием (заголовком). В зависимости от состава экскурсионной группы и задач одна и та же экскурсия может иметь несколько названий. Это ее имя, а при выборе имени желательно учесть ряд рекомендаций:
• избегать всякого рода штампов, обезличивающих тему;
• не использовать аббревиатуры и сокращения по слогам;
• не применять иностранные слова, которые могут вызвать
двусмысленные ассоциации.
Общие требования к названию экскурсии:
• индивидуальность;
• точность;
• образность;
• легкость в запоминании и воспроизведении;
• благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций;
• содержательный смысл.
Полное удовлетворение этих требований — сложная задача, поэтому разработчику экскурсии необходим творческий подход к поиску заголовка темы.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д.
Цель носит общий характер, а задачи конкретны и локальны. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
6. Подбор и изучение источников информации при подготовке новой экскурсии.
В процессе подготовки материалов по теме экскурсии начинается с тщательного подбора литературных источников. При этом изучению подлежат следующие литературные источники: указы Президента, Законы и др. нормативно-правовые документы, а также специальная, научная, учебная, справочная, краеведческая и художественная литература. Кроме того, осуществляется подбор статей, опубликованных в периодической печати.
Работа по подбору литературных источников заканчивается составлением списка. При значительном количестве отобранных изданий список можно разделить на две части: основная литература и дополнительная.
Кроме литературных изданий для подготовки экскурсии большое значение имеют другие источники информации:
- экспонаты экспозиций и фондов музеев;
- материалы государственных и личных архивов;
- фотодокументы;
- звуко- и видеозаписи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий;
- научно-популярные, хронико-документальные, учебные и художественные видео- и кинофильмы.
Этот этап заканчивается составлением перечня источников материалов по теме экскурсии с указанием местонахождения и названия материалов.
При изучении любого источника информации по теме экскурсии рекомендуется использовать следующие виды записей:
· Конспект – краткое логическое изложение произведения, включающее следующие элементы: план прочитанного, тезисы, фактический материал. Различают следующие виды конспектов: свободный, тематический, хронологический, комбинированный.
· Тезис – краткая запись документа (произведения) в целом или отдельных его частей, как правило, словами конспектирующего. Иногда тезисы могут составляться в виде ответов на вопросы.
· Цитата – точная выдержка (выписка) из произведения (документа). Обычно делается на отдельных карточках, где кроме самой цитаты ещё указываются: фамилия автора, название произведения, место его издания, издательство, год издания. Том, раздел, страница, название и местонахождение библиотеки, архива, музея, где хранится произведение (документ).
· Выписка – краткая запись наиболее важных положений, примеров, фактов, формулировок. Выписку делают после прочтения всего документа, когда уже сложилось общее впечатление.
- Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Экскурсионный объект – это предмет, по которому можно судить о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи, о развитии общества в тот или иной период, о природе страны, состоянии ее науки, культуры, искусства. В качестве экскурсионных объектов могут выступать: памятные места, связанные с историческими событиями; здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), здания культурного назначения и другие постройки. Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.; экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок; памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.; памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
· по содержанию – одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
· по функциональному назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами;
· по степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов. Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Рекомендовано включать в обзорную экскурсию 15-20 объектов, а в тематическую – 5-10.
Существует методика балльной оценки объектов на основе определённых критериев, применение которой позволяет отобрать необходимые экскурсионные объекты в оптимальном количестве. Экскурсионный потенциал объекта показа при применении этой методики оценивается в баллах с использованием набора наиболее существенных критериев: познавательной ценности, известности, экзотичности, выразительности.
По познавательной ценности объекты можно отнести к памятникам международного (3 балла), национального (2 балла) и местного (1 балл) значения.
По известности объекты также можно разделить на три группы: а) имеющие мировую известность, широко описанные в туристско-краеведческой литературе, отмеченные на туристских картах, схемах, путеводителях (3 балла); б) известные в республике, отмеченные на туристских и краеведческих учебных картах (2 балла); в) известные узкому кругу лиц — специалистам, местным жителям, описанные лишь в специальной литературе (1 балл).
Экзотичность экскурсионного объекта определяется частотой встречаемости подобных объектов, наличием аналогов в местах постоянного проживания туристов. В зависимости от количества лиц, для которых данный объект представляется экзотичным, оценка может изменяться от 1 до 3 баллов:
3 балла — если объект экзотичен для иностранных туристов;
2 балла — если объект экзотичен для населения республики;
1 балл — если объект экзотичен для небольших групп населения.
Выразительность оценивается через масштабность объекта и фон, его окружающий. Масштабность оценивается от 1 (мемориальная доска) до 3 баллов в зависимости от размеров объекта и возможности его осмотра. Оценка фона определяется в 3 балла, если фон с объектом составляют единый ансамбль (дворцово-парковые ансамбли), в 2 балла, если фон подчеркивает, выделяет объект, и в 1 балл, если фон не имеет значения для осмотра объекта (здание с мемориальной доской).
Также критериями отбора могут выступать: сохранность объекта, информативность, доступность. В современных условиях развития экскурсионного дела в Республике Беларусь целесообразно учитывать также такие критерии, как устойчивость к нагрузкам и емкость.
Собранная информация об экскурсионных объектах оформляется в виде карточки форматом 11 х 15 см. Карточка (паспорт) объекта включает сведения, разносторонне характеризующие экскурсионный объект. Ее реквизитами являются:
• наименования объекта: а) первоначальное; б) современное; в) бытующее "в народе";
• перечень событий, связанных с объектом (указываются даты этих событий);
• местонахождение объекта;
• почтовый адрес;
• принадлежность территории, на которой он расположен (предприятие, колхозное или другое хозяйство и пр.);
• описание объекта (дата сооружения, материал изготовления, стиль (архитектурный, художественный), характеристика, текст мемориальной надписи);
• данные об авторах объекта;
• сохранность объекта (дата реставрации, реконструкции, прогнозируемые изменения);
• отметка об охране объекта (на кого возложена, когда, чьим решением);
• безопасно ли его посещение;
• перечень экскурсий, в которых объект используется;
• источники сведений об объекте (литературные, архивные и другие);
• фотографии или другой иллюстративный материал;
• дата составления карточки, фамилия составителя.
В зависимости от вида экскурсии возможно дополнение паспорта другими сведениями.
Составление карточек (паспортов) объектов завершает этап отбора.
8. Разработка маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута.
Маршрут экскурсии - это тщательно разработанный путь перемещения экскурсионной группы, связанный с процессом последовательного показа объектов и рассказа о них. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Экскурсионные маршруты могут разрабатываться по следующим принципам:
♦ хронологическому - показ объекта сопровождается рассказом о его возникновении;
♦ тематическому - изложение материала в соответствии с темой. Данный принцип прослеживается в большинстве экскурсий, особенно исторической тематики и литературно-биографических;
♦ комплексному - тематико-хронологическому.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.