Блоковое (тематическое) обучение
Этапы | Формы уроков |
1. Повторение предыдущей темы и введение в новую тему | установочная проблемная лекция учителя; обзорные лекции по содержанию всей новой темы; киноурок |
2. Овладение знаниями | лабораторно-практические занятия по картографии, составлению схем, сравнительных таблиц, изучению документов; комбинированный урок; урок-конкурс; обучающие экскурсии с обобщением материала на основе межпредметных связей |
3. Углубление знаний, создание условий для оперирования ими | уроки решения задач, обучающие семинары |
4. Итоговое рассмотрение и обобщение темы | консультация, коллоквиум, собеседование, повторительно-обобщающий урок, семинар, лекция, конференция, экскурсия, зачет |
Идея кодировки знаний (наличие опорных схем-конспектов) возникшая еще в 60-хгг. до сих пор актуальна и активно внедряется учителями-новаторами в качестве инновации в обучение истории.
Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения — символы исторических событий и явлений.
Опорный сигнал – ассоциативные символы (знаки, слово, схема, рисунок и т.д.), заменяющий некое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, наглядная конструкция, заменяющая систему фактов, понятий как взаимосвязанных элементов части учебного материала.
Изображение исторических явлений в схематических пособиях выполняют роль условных знаков, символов и служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы.
Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, отобразить их в условной форме, с тем чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целостности. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющие обращать внимание на логику его изложения, на главные факты и легко запоминать их.
Как же проходит подготовка опорных конспектов? Прежде все го начинающему учителю надо хорошо знать содержание школьного учебника: сначала он читает его целиком, насквозь, а потом по темам. Читая темы, учитель проводит структурно-функциональный анализ текста, вместе с тем определяя, какие параграфы учебника можно объединить для изучения на одном уроке. За тем учитель переходит к созданию листов конспекта с опорными сигналами. Раскрывая тему, на одном листе он может поместит от 1 до 4 подтем (блоков). Количество подтем или блоков будет зависеть от сложности учебного материала. На этом же листе следует указать домашнее задание, дешифровку сигналов. Если учебник включает 60 параграфов, то листов-конспектов, учитывая объединение параграфов, будет значительно меньше. Правда, сюда же включаются листы с конспектами по краеведческому материалу, блоки по воспроизведению планов на местности, картосхемы. Разработав листы по содержанию всего курса, учитель снимает с них небольшие по размеру копии — раздаточный материал. Листы с опорными сигналами по теме урока должны быть одинаковы по содержанию. В противном случае с ними нельзя будет организовать общую коллективную работу в классе.
На уроках воспроизводят также иконические модели или пиктограммы. Это простейшие рисунки, которыми учитель сопровождает свой рассказ при изучении нового материала. Такие рисунки более приемлемы в средних классах. Этапы работы с пиктограммами и иконическими моделями подробно показаны на схемах.
Работа с сигналами (по П.О.) включает в себя этапы:1. изучение истории в классе (у доски с мелом учитель, дети – работают со своими конспектами); 2. самостоятельная работа дома; 3. первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта; 4. устное проговаривание опорного конспекта (опрос); 5. второе повторение – обобщение и систематизация (взаимоконтроль).