Определение емкости и границ городских узловых районов
Городской узловой район — относительно обособленный элемент функционально-пространственной организации города, формирующийся на основе важнейших транспортно-коммуникационных узлов и реализующий в своих пределах комплекс основных видов городской активности. Центральным элементом структуры городского узлового района является транспортно-коммуникацион-ный узел и тяготеющие к нему участки транспортно-коммуникационной сети. Границы городского узлового района определяются удобством функционирования составляющих его объектов и радиусом пешеходной доступности коммуникационного узла. Фактическая граница узлового района зависит от условий его расположения в системе планировки города.
Предлагаемый метод направлен на функциональную дифференциацию территории городского узлового района, а также на определение целесообразности размещения того или иного объекта в пределах исследуемой территории. Метод основывается на зависимости функциональной емкости объектов, размещаемых з пределах городского узлового района, и условий доступности объектов разной функциональной емкости.
Существует прямая зависимость между размещением функциональных объектов в пределах узлового района и интенсивностью их функционирования. Интенсивность функционирования объекта (т) может быть оценена показателем условной суммарной посещаемости:
т = a xw, (1)
где: а — функциональная мощность объекта, измеряемая количеством работающих в одну смену для предприятий, зрительных мест — для зрелищных учреждений, рабочих мест обслуживающего персонала — для учреждений обслуживания; w — частота посещаемости объекта, измеряемая отношением продолжительности времени функционирования объекта в течение суток (tp) и условного времени единичного посещения (ten).
Условная суммарная посещаемость объекта, т.е. общее количество посетителей безотносительно к функциональному профилю, характеризует интенсивность его функционирования или его функциональную емкость. Установлено, что объекты с высокими значениями суммарной посещаемости располагаются, как правило, в интервале расстояний 70—150 м (1—2 мин) от контактных распределителей, тяготеющих к транспортно-коммуникационному узлу; объекты с относительно низкими значениями показателя располагаются на периферии узлового района.
Таким образом, возникает необходимость определения зон размещения объектов разного уровня суммарной посещаемости в пределах узлового района, т.е. необходимость дифференциации его территории. В соответствии с этим в пределах исследуемой территории узлового района выделяются две основные зоны — ядро и периферия. Ядро — область концентрации объектов с высокой
интенсивностью функционирования в пределах комфортной пешеходной доступности транспортно-коммуникационного узла. Периферия — внешняя зона узлового района, где размещаются объекты с более низкими показателями интенсивности функционирования.
Критерием выделения области пространственной локализации ядра городского узлового района может служить плотность функционально-пространственных связей между объектами. Для этой цели может быть использован показатель связности
1 при ty < Т
"it ~
J |
(2) |
у при условии: ку
О при ty > Т,
где: i — индекс оцениваемого объекта;/ — индекс объекта, отличного от /; т,- — суммарная посещаемость объекта i ; ty — время пешеходной доступности по кратчайшему маршруту от / до j ( пороговое значение t = 4 мин).
Анализ связности объектов позволяет объективно выявить ядро узлового района как область высоких значений этого показателя. Более наглядная картина получается, если использовать интегральный показатель — структурно-функциональный показатель объекта, учитывающий не только его связность, но и интенсивность функционирования:
Pj=Qi-dtI, (3)
где: diT — связность объекта (4 мин.); Qi — относительная посещаемость объекта /, определяемая как отношение его суммарной посещаемости mi к общей посещаемости всех объектов узлового района Ъп, выраженное в процентах:
Щ
■100%
(4)
Формальным методом выявления структурообразующего ядра может служить процедура определения точки перегиба на кумулятивной кривой распределения структурно-функционального потенциала. Пороговое значение для определения принадлежности объекта ядру функционально-пространственной организации узлового района устанавливается на основе конкретного распределения значений структурно-функционального потенциала.
Для определения целесообразности размещения объекта в той или иной зоне узлового района может применяться такая характеристика как степень проявления объектом свойств коммуникативности (К), которая может быть определена из соотношения:
is_
m
m + n
•100%
(5)
где: m - количество посетителей объекта в течение суток; п - количество работающих, учащихся и т.д.
Таким образом, применение данного метода дает возможность дифференцировать зону влияния транспортно-коммуникационного узла в зависимости от ее потенциала по критерию доступности и отношения к этому критерию характеристик размещаемых объектов.
Емкость каждой группы объектов может быть определена, исходя из удельного веса каждого объекта в общей структуре передвижений населения:
тх+т2+тъ +... + тп
где: nij — коэффициент, показывающий удельный вес объекта в общей структуре передвижений его зоны влияния; m\,m2.--— соответствующие коэффициенты сопряженных объектов данной зоны влияния.
Источники: 1) Токарева Г. Ш. Формирование и развитие городских узловых районов, 1985; 2) Сосновский В.А. Трансформация функциональной и транспортной структуры исторических центров крупных городов, 1974.
23. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕНТРОВ ТЯГОТЕНИЯ ПО УСЛОВИЮ ДОСТУПНОСТИ
Метод определения границ территории размещения центров тяготения заключается в том, что размеры и форма территории выявляются по факторам, входящим в параметр доступности. Вводятся следующие показатели: «поле тяготения объекта» — территория, за пределами которой вероятность совершения передвижений к объекту пренебрежительно мала. Характеризуется площадью; предельным радиусом (Rum) — затратами времени на передвижение от центра поля до наиболее удаленных по времени точек поля; допустимым радиусом (dt jim) — величиной нормируемых затрат времени на передвижение к центрам тяготения данного ранга; координатами каждого корреспондирующегося объекта. Все перечисленные показатели определяют характеристики параметра доступности, который включает учет двух условий: затрат времени на передвижение к объекту людей и грузов и условий соответствия потенциала места потребностям объекта.
Решение проблемы складывается из последовательного выполнения нижеследующих операций.
1. Определение границ поля тяготения.Объекты тяготения каждого функционального типа ранжируются. Ранжирование производится на основе зависимости dt цт от tUH — среднего интервала между потреблением отдельных видов услуг, включенных в объект. Для каждого ранга устанавливается своя величина d, цт. В
качестве основания для определения количества рангов может служить зависимость между количеством (Nj) услуг, возможностей и др., предоставление которых входит в / -ю функцию, и величиной среднего интервала dt UH между потребностями в этих видах услуг каждого жителя. Для каждого ранга в j -й функции устанавливается величина предельных затрат времени на передвижение (dj \im) для соответствующего г-го ранга:
— Ilog2~
"■\ lim ~~ "■i ' I- + ОХ ^ (1)
d где: L — количество рангов, определяемых указанным способом; Iog2 -г- —
показатель меры информативности; dt— средняя величина затрат времени на передвижение для объектов данного ранга.
2. Определение индекса привлекательностикаждого объекта тяготения из
системы существующих объектов исследуемого функционального типа. Опреде
ление ведется, исходя из учета влияния на него следующих показателей: Кк —
комфортность передвижения; j — мера информативности; Kv — близость к дру
гим объектам тяготения, входящим в цепочку.
3. Построение границ поля тяготения.Построение осуществляется по
следующему принципу. Территория города делится на элементарные терри
ториальные ячейки. На план города наносятся соответствующие объекты тяготе
ния одного из вычлененных рангов. В каждой территориальной ячейке опреде
ляется значение вероятностей совершения передвижения к каждому из суще
ствующих объектов этого ранга, которое может быть определено из соотноше
ния, предложенного Хуффом:
N/h . И~Х2 и _ j и
где: dy — расстояние между z'-й ячейкой иу'-м объектом; Wj — индекс привлекательности у'-го объекта тяготения.
Для того, чтобы полученная информация была более наглядной и удобной для дальнейших преобразований, строится векторная планограмма. Для этого в каждой ячейке по направлениям, соединяющим центр ячейки с существующими объектами, откладывается величина вероятностей совершения передвижений к этим объектам. Границы поля тяготения существующих объектов пройдут по тем ячейкам, в которых максимальные значения Pij окажутся равными для двух и более существующих объектов или будут равны пороговому значению. Граница поля тяготения нового объекта пройдет по ячейкам, в которых Pij окажется пороговым. То есть, выявляются проблемные территории, к которым условия передвижения в существующей системе объектов неудовлетворительны.
4. Определение основных пространственных параметроввыявленного поля тяготения (площади территории, предельного радиуса (Riim), величины допустимого радиуса (dt iim). Предельный радиус измеряется в единицах времени. Поэтому, для того, чтобы определить наиболее удаленные от центра поля тяготе-
ния точки и выявить сам центр, целесообразно провести преобразования метрического изображения поля тяготения с переходом к масштабу времени (анаморфоз). (Метод проведения подобных преобразований см. далее в разделе «Графическое преобразование метрики городского пространства»).
Для определения центра на границе поля тяготения выбирается произвольно ряд равноудаленных друг от друга точек, в совокупности характеризующих конфигурационные особенности границы. От каждой точки строятся изохроны. Далее проводится преобразование метрического изображения территории во временное (анаморфоз). Предельный радиус поля тяготения (Riim) в данном случае — это радиус описанной вокруг полученного анаморфированного изображения окружности. Из условия dj цт = Rjim определяется величина dt цт и ранг объектов тяготения, который соответствует пространственным параметрам поля.
5. Определение местоположения, размера и формы территорииобъекта тяготения по затратам времени на передвижения людей.
В пределах территории поля тяготения определяются зоны с наилучшими условиями доступности основной массы охватываемого населения. Для этого может быть применен известный метод построения объемлющих изохрон М.О. Хауке*:
t = Упк1 ' *-3)
где: t — средневзвешенная величина удаленности любой точки города от центров массового посещения (мин); t — удаленность этой же точки от каждого из учитываемых пунктов посещения; к — коэффициент «вероятности» расселения в зависимости от удаленности точки от пункта; / — посещаемость каждого из учитываемых пунктов посещения, выраженная в относительных величинах (в процентах от суммарной посещаемости всех учитываемых пунктов).
Изолинии средневзвешенной доступности могут быть построены графическим методом, разработанным Надыршиным Н.М**. В результате построения можно выделить границы зон с наилучшими условиями средневзвешенной доступности t — по условию, что t —> min (Рис. 25).
Далее выбирается территория по условию обеспечения доступности, не превышающей нормативные ограничения затрат времени. Для этого выявляются наиболее удаленные точки поля тяготения — вершины описанного выпуклого многоугольника относительно анаморфированного изображения поля, из вершин многоугольника проводятся в поле тяготения дуги окружностей радиусом, равным допустимому. Наименьшая площадка, образованная пересечением этих дуг, и будет являться территорией, рекомендуемой для размещения объекта по условию dj mjn (рис. 26). Если dj цт < R\im , необходимо расчленить исходную территорию выявленного поля тяготения на части для размещения не одного, а нескольких объектов тяготения.
* Хауке М.О. Расселение в городах. Основные закономерности и методы расчета.—М., ЦНИИПградост-роительства, 1965.
** см. метод построения картограмм затрат времени на передвижения (хронографа) Надыршина Н.М.
с |
"7 | 44- | ||||||||||||||||||||
I/ | |||||||||||||||||||||
и | J | ||||||||||||||||||||
/т | I | r > | I j | ||||||||||||||||||
/, | J | ||||||||||||||||||||
л | |||||||||||||||||||||
- | Г | 1 j | js!. | ||||||||||||||||||
У | > | ||||||||||||||||||||
\ | ( | ||||||||||||||||||||
Pmc. 25. Определение границ территории центра тяготения по условию доступности населения
1 — границы поля тяготения; 2 — определение ограничений территории по затратам времени о г наиболее удаленных точек (2.1 — построение изохрон от оси поля тяготения; 2.2—2.3 — построение анаморфированного изображения поля тяготения); 3 — карта объемлющих изохрон; 4 -выявление ограничений территории объекта тяготения по условию соответствия потенциала места потребностям объекта; 5 — определение границ участка центра тяготения по условиям 2, 3. -
Рис. 26. Графический принцип определения границы территории объекта тяготения по условию обеспечения доступности, не превышающей нормативную (на анаморфированном изображении).
6. Карты поля тяготенияс выявленными территориями для размещения объекта тяготения по условиям t —> min и с/, /,„, = Rtim накладываются друг на друга. Далее определяется площадь пересечения выявленных участков территории (рис. 25.5). Площадь их пересечения является территорией, удовлетворяющей требованиям к размещению объекта по двум условиям.
Если площадь пересечения отсутствует, это означает, что в данном поле тяготения не существует рационального решения по размещению объекта тяготения заданного типа и ранга привлекательности, позволяющего обеспечивать требуемый уровень затрат времени на передвижение населения. Следовательно, необходимо изменить параметры поля тяготения, условия доступности или рассмотреть возможность размещения не одного, а нескольких объектов.
Источник: Надыршина Л.И. Графический метод определения территорий объектов тяготения по условию доступности, 1986.
24. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТЯГОТЕНИЯ ПО УСЛОВИЮ СООТВЕТСТВИЯ ПОТЕНЦИАЛА МЕСТА ПОТРЕБНОСТЯМ РАЗМЕЩАЕМОГО ОБЪЕКТА
Потенциал территории оценивается при помощи следующих показателей:
~ среднесуточная резервная плотность общественного транспорта;
~ среднесуточная резервная плотность грузовых дорог;
~ среднесуточная резервная плотность пешеходных путей;
~ резервная плотность сетей общественного транспорта в час пик;
~ резервная плотность грузовых дорог в час пик;
~ резервная плотность пешеходных путей в час пик.
Суть предлагаемого метода состоит в следующем.
1. Поле тяготения делится на элементарные территориальные ячейки. В каж
дой территориальной ячейке определяется значение каждого из перечисленных
потенциалов. Получаются 6 карт оценки территории по каждому из показателей.
2. На каждой из шести карт вычленяются территории, в которых удовлетво
ряется условие РщТ) ^ Рщо) > гле Pj — средневзвешенные возможности транс
портной (пешеходной) сети; Ро — среднесуточные потребности перевозок (лю
дей, грузов). В результате получаем шесть ареалов для дальнейшего анализа.
3. Наложив карты полей тяготения с изображениями всех выявленных ареа
лов, выявляем область территории, принадлежащую всем ареалам. Эта террито
рия соответствует потребностям размещаемого объекта тяготения с необходимы
ми ограничениями по показателям потоков. Отсутствие области пересечения
всех ареалов означает, что в данном поле тяготения не существует места, в кото
ром можно было бы разместить объект тяготения, поскольку в существующих
сетях нет резервов для дополнительного прироста плотности потоков. Т.е. при
решении данной задачи соотносятся существующие возможности сети и органи
зации движения с потребностями размещаемого объекта.
4. Для выявления области, принадлежащей всем шести ареалам, выявленным
по каждому из критериев, в каждой ячейке просчитывается значение потенциала
по каждому из шести показателей по формуле:
где: Рщ — значение к-то показателя в г-й ячейке ареала по отношению к у'-й. Dtj — затраты времени на передвижение из г-й в у'-ю ячейку.
5. Полученные в результате расчетов карты оценки территории приводятся к
единой системе измерения, что позволяет сравнивать и складывать значения по
тенциалов по всем показателям. Для составления интегральной, результирую
щей карты на каждой из карт производится оценка потенциалов ячеек террито
рии в долях от максимального значения, приравненного к единице. Это дает
возможность суммировать значения потенциалов по всем показателям по каж
дой ячейке. В результате получаем интегральную карту потенциалов.
6. На карте интегральных значений потенциалов отбираются ячейки с мак
симальными значениями потенциала и оконтуриваются зоны, включающие эти
ячейки. В результате получаем территорию (определенного размера и формы. ^
определенными координатами местоположения в системе град о строительно:,
объекта), рекомендуемую для размещения объекта тяготения по условию соот
ветствия потенциала места потребностям размещаемого объекта тяготени-
(рис. 25.4).
Источник: Надыршина Л.И. Графический метод ог ределения территорий объектов тяготею-по условию доступности, 1986.