Художественный мир М.А. Булгакова

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

  1. Символизм и символисты.

1.1. Символ и принципы символизма. Понятие о жизнетворчестве (Черубина де Габриак и Макс. Волошин).

1.2. Поэзия Вячеслава Иванова: символистическая образность, средства художественной выразительности, смыслы (показать на примере 5-7 произведений поэтов).

1.3. Поэзия К.Д. Бальмонта: поэтика, образность, идейный смысл (показать на примере 5-7 произведений поэтов). Почему Бальмонт был кумиром молодежи начала ХХ века?

1.4. Поэзия И.Ф. Анненского: переходный этап от символизма к акмеизму. Проанализировать 5-7 стихотворений сборника «Кипарисовый ларец»: предметность слова, образность.

  1. Акмеизм.

2.1. Художественные принципы акмеизма. Смысл названия.

2.2. Поэзия Н.С. Гумилёва: образность и акмеистичность сборника «Чужое небо», православное отношение к войне в сборнике «Колчан», философское осмысление жизни в сборнике «Огненный столп», отношение к читателю, православие поэта. (показать на примере стихотворений из названных сборников: «Современность», «Девушке», «Сомнение», «Памяти Анненского», «Война», «Пятистопные ямбы», «Смерть», «Восьмистишие», «Память», «Слово», «Душа и тело», «Шестое чувство», «Слоненок», «заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Звездный ужас»).

2.3. Поэзия О.Э. Мандельштама: образность, предметность слова, культура в творчестве поэта, осмысление жизни, религиозность, трагизм мироощущения (показать на примере стихотворений «Кинематограф», «Адмиралтейство», «Бессонница. Гомер.»,»В разноголосице девического хора», «TRISTIA», «Возьми на радость из моих ладоней», «В Петербурге мы сойдемся снова», «Я наравне с другими», «Концерт на вокзале»,, «Кому зима – арак и пунш»,»Век», «Я вернулся в мой город», «За гремучую доблесть», «мы живем под собою не чуя страны»).

  1. Футуризм.

3.1. Художественные принципы футуризма, эпатаж, словотворчество.

3.2. Эгофутуризм Игоря Северянина: образность, личностное «Я» поэта, словообразование (показать на примере 5-7 стихотворений поэта).

3.3. Футуризм В. Хлебникова: показать на примере стихотворений «Заклятие смехом», «Кузнечик», «Мы желаем звездам тыкать», «Когда умирают кони», «Перевертень» и др.

Литература

Тексты произведений поэтов Серебряного века

1. Акимов В. Сто лет русской литературе: От Серебряного века до наших дней / В. Акимов. – СПб.: Воскресение, 1995. – 277 с.

2. Верник О.А. Поэзия Н.С. Гумилёва в контексте литературы Серебряного века: Монография / О.А. Верник. – Луганск: Альма-матер, 2007. – 397 с.

3. История русской литературы ХХ века: В 4 Кн. / под ред. Л.Ф.Алексеевой. - М.: Наука, 2005.

4. Русская литература ХХ века: В 2 т. / Под ред. Л.П. Кременцова. - М.:Просвещение, 2005.

5. Русские писатели ХХ века: Библиографический словарь: В 3 т. - М.:Энциклопедия, 2000.

6. Басинский П.В. Русская литература конца XIX–начала ХХ века и первой эмиграции: Пособие для учителя / П.В. Басинский, С.Р. Федякин – М.: Изд. центр Академия, 1998. – 528 с.

7. Клинг О. Серебряный век через сто лет («Диффузное состояние» в русской литературе начала ХХ века) / О. Клинг // Вопросы литературы. –2000. – №6. – С.83 – 113.

8. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890 – 1917 годов / Сост. словаря и Приложения, автор коммент. М. Шруба. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 448 с.

9. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: Учеб. / А.Г. Соколов – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 1999. – 432 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

1. Особенности первой волны эмиграции. Литературные центры и писательские организации, журналы и издательства.

2. Эмигрантский период в творчестве И.А.Бунина, Н. Тэффи, Саши Черного, В. Набокова, Г. Газданова.

3.Литература второй волны эмиграции: общая характеристика. Д.Кленовский, И.Елагин, Н.Моршен, О.Анстей, Б.Ширяев, Н.Нароков, С.Максимов и другие.

4. Характеристика литературы третьей волны эмиграции. В.Аксенов, И.Бродский, В.Войнович, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Н.Коржавин, Э.Лимонов, В. Максимов, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, А.Солженицын, Д.Рубина. Творчество А.И.Солженицына в эмиграции

Литература

1. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций / Т.П. Буслакова.-М.: Просвещение,2003. – 397 с.

2. Очерки литературы русского зарубежья. –М.: Кузнецкий мост,2001. – 398 с.

3. Современное русское зарубежье . – М.: Наука,1998.-322с.

4. Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко / Д.А. Левицкий. – М.: Молодая гвардия,1999.-397с.

5. Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына / П.Е. Спиваковский. – М.: УМСА-пресс,2008. – 317 с.

6. Литература русского зарубежья. 1920-1940. – М.: Наука,2003. – 214 с.

7. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья / О.Н. Михайлов. – М.: Россия,2005.-388с.

8. Раев М. Россия за рубежом / М. Раев. – М.: Владос,1994.-229с.

9. Дальние берега: портреты писателей эмиграции. – М.: Искусство,1994. – 412 с.

Седых А. Далекие, близкие / А. Седых. – М.: Просвещение,1995. – 229с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Художественный мир М.А. Булгакова

1.Творческая биография М. Булгакова.

2.М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»:

2.1. История создания романа, жанровая уникальность и особенности композиции произведения.

2.2. Уникальность и гуманизм образа Иешуа

2. 3. Понтий Пилат: историческая достоверность и вымысел, суть конфликта с Иешуа и самим собой

2.4. Темы Любви и судьбы художника в романе. Вечность образов Мастера и Маргариты. Критическое изображение литературной среды 20-30-х годов

2.5.Силы зла в романе. Образ Воланда (Исторические и литературные прототипы, Воланд в системе образов романа «Мастер и Маргарита»). Свита Воланда: Коровьев-Фагот, Азазело, Бегемот, Гелла (традиции в создании образов, функции, идейное и художественное своеобразие)

3. Сатирическое осмысление современности в “Собачье сердце”. Характеристика образов, проблематика, идейный смысл повести. Современность произведения.

ЛИТЕРАТУРА

Тексты произведений

1. Тексты произведений

2. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие / А. Зеркалов // Наука и религия.-1987.-№8 -№9. – С. 25-41.

3. Кушлина О. Мотивы черной магии в русской литературе / О. Кушлина, Б. Смирнов // Новое литературное обозрение.-2001.-№4.- С.18-31.

4. Маргулев А. «Товарищ Дант» или «бывший регент» / А. Маргулев // Литературное обозрение.-1991.-№5.-С.33-41.

5. Назарець В.М. Булгаков тайный / В.М. Назарець // Зарубіжна література в навчальних закладах.-2001.-№4.- С.10-18.

6. РазуменкоТ. Иешуа, Воланд и другие / Т. Разуменко//Зарубіжна література в навчальних закладах.-2000.-№12.-С.22-31.

7. Чудакова М.О. Условие существования / М.О. Чудакова // В мире книг.-1994.-№12.-С.80-94.

8. Яблоков Е.А. «Я часть той силы…» / Е.А. Яблоков // Русская литература.-1988.-№2.-С.25-34.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Немецкоязычная литература ХХ века.

Й.Рот «Иов», Т.Манн «Смерть в Венеции»

1. Художественное своеобразие и проблематика романа Й.Рота «Иов»

1..1. Жизнь и творчество Й.Рота

1.2. Материнство и вера в образе Двойры.

1.3. Мендл Зингер: эволюция образа.

1.4. Тема отцов и детей в произведении.

1.5. Смысл названия.

2. Художественное своеобразие и проблематика новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции»

2.1. Жизнь и творчество Т.Манна.

2.2. Тема творческой лаборатории писателя, понимание философии «вопреки». Преломление творческого мировосприятия в образе Ашенбаха, внутренний мир героя.

2.3. Тадзио: красота и любовь в новелле.

2.4. Предзнаменования смерти в новелле.

2.5. Имагологическая проблематика новеллы (т.е. восприятие героем чужого/ другого – другой страны, людей иной национальности, самоощущение в другой стране)

Литература

Тексты произведений

Практические занятия № 5

Наши рекомендации