Изобретение славянской грамоты

У истоков письменности всего славянского мира стоят два брата — Константин (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885). Родились они в греческом городе Солуни. Константин получил образование при дворе византийского императора Михаила III и стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию. Мефодий был управителем одной из славянских стран. Ему предлагали принять сан архиепископа, но он отказался от него и стал игуменом монастыря Полихрон на берегу Мраморного моря.

В 863 году византийский император отправляет братьев в Моравию проповедовать христианство. В те времена Моравское княжество становится самым крупным славянским государством. Задолго до отъезда Константин создает глаголицу — первую славянскую азбуку и с помощью Мефодия переводит с греческого на славянский несколько богослужебных книг.

В Моравии братья проповедуют христианство на родном для населения языке, и это вызывает протест немецкого духовенства. Его представители утверждают, что общение верующего с Богом должно обязательно осуществляться на одном из трех «священных» языков — еврейском, греческом или латинском.

В 865 году Константин принимает монашество и новое имя — Кирилл. Еще через год братья были обвинены в ереси и вызваны в Рим, где Кирилл через три года умер. Мефодий все же вернулся в Моравию, уже в сане архиепископа, и вновь подвергся гонениям за распространение славянской грамоты. В 882 году он вернулся в Византию.

В Болгарии и Хорватии глаголица распространилась очень широко. Возникли монастыри, в которых продолжали переводиться и переписывались богослужебные книги. В Болгарии в эпоху царя Симеона (X век) ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого литературного устава создали кириллицу. Глаголица была создана на основе греческой литературной скорописи. Четкие буквы кириллицы выглядят более торжественно и строго.

О жизни и деятельности великих солунских братьев можно прочитать в житиях Кирилла и Мефодия.

Взятие Олегом Царьграда

Южным соседом восточных славян была Византийская империя — главный торговый партнер Руси. Постоянные торговые связи не исключали, однако, военных столкновений. Несметные богатства империи издавна влекли жаждавших добычи славянских и варяжских князей.

В 907 году поход на Царьград предпринял Олег. Летопись утверждает, что его войско включало варягов и воинов всех восточнославянских племен. Среди них упоминаются уличи и тиверцы, с которыми Олег воевал, и даже вятичи, которые тогда еще не подчинялись власти киевских князей. Число боевых кораблей у Олега летописец определяет в две тысячи. Очевидно, сведения о размахе похода преувеличены. И все же это был не обычный грабительский набег, а крупный поход, объединивший значительные силы Киевской Руси.

Момент, выбранный Олегом, был благоприятен для нападения, так как византийских войск в Константинополе почти не было: они защищали восточные окраины империи от очередного арабского нашествия. При подходе флотилии Олега греки замкнули гавань цепью и преградили русским ладьям доступ к городу. Тогда русские высадились на берег и разграбили пригороды Константинополя, а затем князь велел поставить ладьи на колеса и, подняв паруса, двинуться к стенам Царьграда. Греки предложили Олегу откуп. В ходе переговоров Олег получил дань и добился значительных льгот для приезжающих русских купцов и послов, которых теперь в течение всего их пребывания в Византии должна была содержать императорская казна. Византийцы также обязались снабжать их всем необходимым на обратную дорогу. Самым главным было то, что русские купцы освобождались от уплаты налогов Византии: «И да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем» (мыт— пошлина).

Уходя из Византии, Олег, согласно легенде, повесил на вратах Константинополя свой щит: это был распространенный знак примирения.

Четыре года спустя, в 911 году, в Константинополь прибыло новое посольство, отправленное Олегом. Был подписан новый договор, значительно расширивший взаимные обязательства. Союз с Византией способствовал процветанию Руси.

Наши рекомендации