Модуль 1. история античной литературы
ЗАНЯТИЕ 1. Термин и понятие «античная литература»
1.Термин и понятие "античная литература", ее исторические, хронологические и локальные границы.
2. Цель и задачи курса.
3. Периодизация истории античной литературы.
4.Значение античной литературы для развития европейской и русской культуры.
Литература
1. Античная цивилизация. М., 1973.
2. Античность как тип культуры. М., 1988.
3. Боннар А. Греческая цивилизация. T.I - 3. М., 1992.
4. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII - XIX вв. – М.-Л., 1964.
5. Иванов В. Дионис и прадионисийство //Архаический ритуал в фольклорных и
раннелитературных памятниках. – М., 1988.
6. Майофис М. "Рука времени", "божественный Платон" и гомеровская рифма в
русской литературе первой половины 19 века: Комментарий к непрочитанной
поэме Н.И. Гнедича // Новое литературное обозрение - 2003 - №2 .
7. Мальчукова Т.Г. Античность и мы. Книга для учителя. Петрозаводск, 1991.
8. Мальчукова Т.Г. Античные традиции в русской поэзии. Петрозаводск, 1990.
9. Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. – М., 1977.
10. Савельева Л.И. Античность в русской поэзии конца XYIII – начала XIX века.
Казань, 1980.
11. Савельева Л.И. Античность в русской романтической поэзии (поэты пушкинского
круга). Казань, 1986.
ЗАНЯТИЕ 2. Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии
1. Понятие о мифе.
2. Классификация мифов. Примеры из различных мифологий.
3. Основные этапы развития древнегреческой мифологии. Хтонический период.
4. Олимпийская мифология: греческий пантеон. Примеры из произведений искусства
разных эпох, в которых используются образы олимпийских богов.
5. Греческие герои и их подвиги.
6. Древнегреческие мифы о превращениях как разновидность этиологических мифов.
Литература
1. Мифологический словарь. М., 1990.
2. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1980-1982.
3. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972.
4. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.
6. Легенды и сказания древней Греции и Рима. М., 1987.
7. Успенские В. и Л. Мифы древней Греции. М., 1977.
8. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М., 1977.
9. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.
10. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской
литературе. М., 1966.
11. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
12. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. АСТ,1997
13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
14. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
15. Парандовский Я. Мифология. М., 1971.
16. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
17. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.
18. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
19. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
20. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
21. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986.
22. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
ЗАНЯТИЕ 3. Древний эпос
1. «Гомеровский вопрос».
2. Троянская война: миф и история.
3. Особенности композиции "Илиады". Характер развития сюжета.
4. Люди и боги в гомеровских поэмах.
5. Эпический стиль гомеровских поэм.
6. Развернутый комментарий первой песни «Илиады».
Литература
1. Виницкий И. Теодиссея Жуковского: гомеровский эпос и революция 1848-1849
годов // Новое литературное обозрение - 2003 - № 2.
2. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVII-XIX вв. М.-Л., 1964.
3. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.
4. Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.
5. Портнов А. Был ли Гомер слепым // Техника-молодежи. 1991. № 1.
6. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.
7. Шталь И.В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. М., 1978.
8. Штоль Г. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. М., 1991.
ЗАНЯТИЕ 4. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры
1. Разновидности греческой лирики. Фольклорные корни лирики.
2. Греческая элегия
А). Идеал гражданина полиса в военных и политических элегиях (Каллин, Тиртей,
Солон);
Б). Нравоучение в элегии : дидактика или житейская мудрость (Феогнид);
В). "Юность почтенная" и "старость презренная" в элегиях Мимнерма.
3. Ямбография: творчество Архилоха. Семонид Аморгский о происхождении
женщин.
4. Сольная мелика.
А). Основные темы поэзии лесбосских меликов;
Б). Картины природы в стихах Алкея и Сапфо;
В). Анакреонт и "анакреонтика";
Г). Сравните Эроса Сапфо. Ивика, Анакреонта, Архилоха;
Д). Сопоставьте разработку "застольной темы" у Алкея, Анакреонта, Ксенофана.
5. Хоровая мелика.
А). Образный строй лирики Алкмана: "знаю все напевы птичьи";
Б). Композиция и герои пиндаровских од; "пиндарический стиль".
Литература
1. Античная лирика. М., 1968 (БВЛ).
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
- Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики. Кишинев, 1973.
- Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.
- Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
- Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.
- Толстой И.И. Сапфо и тематика ее песен // Статьи и фольклоре. М.-Л., 1966.
- Тахо-Годи А.А. Античная гимнография // Античные гимны. М., 1988.
- Ярхо В.Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя Лирика. М., 2001.
ЗАНЯТИЕ 5.Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра
Ритуальные корни трагедии. Ф. Ницше о происхождении трагедии.
Аристотель о трагедии: определение трагедии; части трагедии; виды узнавания;
характеры; виды трагедии; категория катарсиса.
"Эдип-царь" Софокла как классический образец трагического жанра. Проблема рока в трагедии:
a)Образ Эдипа: Эдип как правитель государства; Эдип и Тиресий; Эдип и Креонт;
путь Эдипа от незнания к знанию – от пролога к эксоду; тема личной
ответственности за содеяное
b) Значение партий хора: хор как действующее лицо; тема соблюдения
божественных законов; тема изменчивости человеческого счастья
c)Композиция трагедии, развитие действия, искусство перипетии
Основной конфликт "Антигоны" Софокла.
a)Образ главной героини трагедии
b) Г. Гегель, В.Г. Белинский, В.С. Соловьев о характере конфликта "Антигоны"
c)Актуальность этической проблематики трагедии в ХХ веке.
Творчество Еврипида – новая стадия в эволюции древнегреческой трагедии:
индивидуализация и психологизация драмы.
Основной конфликт трагедии "Медея".
Любовная страсть как тема в "Ипполите".
Знаете ли Вы значение следующих терминов: агон, антистрофа, коммос, парод,
перипетия, пролог, протагонист, девтерагонист, эксод, эписодий, анагнорисис?
Фольклорные корни комедии.Своеобразие комического хора /"парабаса", "коматтион", "пнигос", "ода", эпиррема"/.
Комедиография Аристофана: основные направления творчества.
Эстетическое кредо Аристофана. Литературно-художественная дискуссия в
комедии "Лягушки":
a) Спор о задачах поэтического искусства: Эсхил – Еврипид
b) Идеал трагического героя
c) Тема почитания "старых" богов
d) Дискуссия о трагическом стиле
11.Традиционное и злободневное в комедии "Лягушки"
a) Элементы обрядовых празднеств плодородия; традиции народного балагана:
Дионис и Ксанфий
b) Исторические реалии в комедии
c) Функции хоров
Литература
1. Античная драма. М., 1970.
2. Аристотель. Поэтика /любое издание/.
3. Аристофан: Сб. статей. М., 1957.
4. Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. Казань, 1978.
5. Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1984.
6. Головня В.В. История античного театра. М., 1972.
7. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
8. Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982.
9. Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988.
10. Каллистов В. Античный театр. М., 1970.
11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Ницше Ф. Собр. Соч. в 2-х т. Т. 1.
М., 1990.
12. Погосова В. Идея прощения в "Ипполите" Еврипида //Вестник древней истории –
2003 - №2 .
13. Соболевский Е.И. Аристофан и его время. М., 1957.
14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. в
2-х т. М., 1988.
15. Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии
//Статьи о фольклоре. М. – Л., 1966.
16. Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960.
17. Фрейденберг О.М. "Эйрена" Аристофана //Архаический ритуал в фольклорных и
раннелитературных памятниках. М., 1988.
18. Чистякова Н.А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла //
Классическая филология. М., 1959.
19. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.
20. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Трагедия: Собр. трудов. М., 2000.
21. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла "Антигона. М., 1986.
22. Ярхо В.Н. Эсхил и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
23. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.
ЗАНЯТИЕ 6. Культура эллинизма. Греческая литература римского периода
- Сущность понятия «эллинизм». Новые культурные центры: эллинизация Востока и
ориентализация Запада.
Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски
новых литературных форм.
Идиллии Феокрита.
Античный роман и развитие повествовательных жанров в Греции и Риме.
М.М. Бахтин об античном романе:
a) Три типа античного романа
b) Особенности авантюрного романа: схема сюжета, авантюрный хронотоп
c) Взаимоотношения героя и бытовой обстановки в авантюрно-бытовом романе
Греческий эротический роман: "Дафнис и Хлоя" Лонга как прообраз пасторального
романа.
Литература
1. Античный роман. М., 1969
2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической
поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
3. Веселовский А.Н. Греческий роман // Избранные статьи. М. – Л., 1939.
4. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
5. Греческий роман. М., 1988
6. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2001.
7. Протопопова И.А. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001.