Урок 18. Творчество Д. Мамина-Сибиряка.
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цели:знакомство с творчеством Д. Мамина-Сибиряка; определение значения присказки в сказках; развитие умения соотносить название произведения и его содержанием; развитие речи, творческого воображения; воспитание смелости, храбрости.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Первый урок начинается с проверки творческого задания по сказке А. Пушкина.Четвероклассники заслушивают различные варианты окончания «Сказки о попе и работнике его Балде» и доказательно (под руководством учителя) определяют самые интересные из них. Кроме того, они зачитывают крылатые слова и выражения, предложенные в учебнике после сказки, которые можно использовать в разных эпизодах текста.
3. Следующий этап урока — знакомство с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.Учитель кратко рассказывает биографию писателя, знакомит с его творчеством:
«Мамин-Сибиряк — это псевдоним писателя. Настоящая его фамилия — Мамин, а вторую часть — Сибиряк — Дмитрий Наркисович добавил, потому что родился в Сибири. Этому краю писатель посвятил многие свои произведения. Семья его жила довольно скромно, но в доме было много книг, которые маленький Дмитрий рано стал читать. Отец его сам любил чтение книг и не жалел денег на покупку новых книг. Он привил и своим детям интерес к литературе и любовь к чтению.
Юношей Дмитрий поступил на ветеринарный факультет Петербургского университета. Этот выбор молодого человека был не случайным. Ветеринар — это врач, лечащий животных. Дмитрий любил тайгу, любил всё живое в ней: птиц, зверей, сибирские великаны — деревья. И потому, когда он стал писателем, во многих своих произведениях прекрасно описал природу Сибири, Урала.
Для детей он стал писать, когда у него появились свои дети, которые обожали слушать рассказы отца. Многие произведения Мамина-Сибиряка связаны с животным миром. С заботой и нежностью к зверям и птицам написал он рассказ «Приёмыш» — о маленьком лебеде, который, потерял своих родителей. Старик Тарас приютил птицу, вырастил её и отпустил на волю. Природе и животным посвящены рассказы «Емеля охотник», «Зимовье на Студёной», сказка «Серая шейка», которую мы с вами будем читать.
Любимая доченька Алёнушка просила, чтобы отец каждый вечер, перед сном, рассказывал ей свои сказки. Дмитрий Наркисович не отказывал дочери в такой радости, а когда сказок набралось много, он издал сборник, который назвал «Алёнушкины сказки». Многие сказки посвящены маленьким и забавным живым существам — муравьишке, мышке, козявочке, воробью, коту, зайцу. Сказка Мамина-Сибиряка, которую мы будем сегодня читать, так и называется «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В сказке есть присказка. Вот послушайте её».
4. Учитель читает присказку и спрашивает:«Вдумайтесь в слово присказка. Как вы думаете, для чего писатель в начале сказки даёт присказку?» Четвероклассники понимают, что она настраивает на внимательное слушание сказки. Более того, из данной присказки можно понять, какой папа у Алёнушки. Учащиеся отмечают, что он добрый и ласковый, нежно любит свою дочурку, называет её «красавицей». Отец ласково называет и своих сказочных героев: мышка-норушка, пёстрый Скворец, медведь Мишка.
Физкультминутка
5. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» не сложная в лексическом отношении и легко читается. Поэтому первоначальное чтение текста может в данном случае звучать в исполнении двух-трёх выразительно читающих учащихся.
6. В работе по тексту могут быть использованы следующие приёмы:
• пересказ эпизодов: «Почему заяц решил стать храбрым? Расскажите, как волк решил проучить зайца»;
• выборочное чтение: «Как отнеслись другие зайцы к желанию храбреца? Прочитайте. Найдите в тексте описание волка»;
• анализ действий героя: «Когда заяц вам понравился, а когда нет? Почему?»;
• словесное рисование: «Какие картинки можно нарисовать в сказке?»
7. По сказке следует провести и лексическую работу:1) найти крылатые слова и выражения (душа в пятки ушла, задал стрекоча, своим ушам не верит); 2) определить повторы (вот-вот схватит; ходил он, ходил; ходили-ходили; собрались, сбежались); 3) найти слова с уменьшительно-ласкательным значением (зайчик, мордочка, старушки-зайчихи, ямка, кустик). Следует отметить и то, что автор посмеивается, подшучивает над своим героем. Четвероклассники находят это и в названии, и в тексте сказки.
8. Домашнее задание: прочитать сказку, по желанию сделать в литературной тетради рисунок к ней и подписать его словами из текста.
9. Подведение итогов.
10. Рефлексия.
Урок 19. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цели:
♦ формирование умения длительного внимательного слушания;
♦ выявление первичного эмоционального восприятия;
♦ закрепление умения читать «про себя;
♦ наблюдение за образной авторской речью;
♦ воспитание чуткого отношения к живой природе.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Краткая вступительная беседа
4. Значительная часть этого урока будет посвящена чтению сказки. Она займёт примерно половину урока. Мы предлагаем обязательное чтение всего текста,чтобы не разрушить общего эмоционального впечатления от произведения.
5. Обычно сказка вызывает у слушателей яркие эмоции и чувства.Дети, затаив дыхание, ожидают развязки истории, волнуются за её главную героиню.
И на вопрос «Когда и за кого вы переживали, волновались?» в основном приводят примеры из текста о кульминационных моментах в судьбе Серой Шейки («Когда Серая Шейка осталась одна», «Когда стала замерзать полынья», «Каждый раз, когда к полынье подходила Лиса, было особенно страшно за бедную уточку»).
Учитель, подталкивая детей к дальнейшему размышлению, спрашивает: «А волновались ли вы, когда в лесу появился охотник? Почему?».
Физкультминутка
Четвероклассники определяют ещё один острый момент в тексте: когда охотник целился в лису и выстрелил. Вот здесь на смену волнению приходит радость: лиса убегает, а в полынье остаётся уточка. И вновь эмоции меняются: что же будет с уточкой? как охотник отнесётся к ней? Волнение, переживание за судьбу Серой Шейки заканчиваются счастливым аккордом — она спасена!
Важно, чтобы дети ещё раз пережили этот каскад эмоций, который поможет им углубиться в суть определяющих идейное значение моментов произведения.
6. Чтобы улеглись эмоции, в оставшееся время урока можно предложить учащимся перечитать первую часть сказки «про себя» и поразмышлять над тем, какими они представляют её героев.
7. Домашнее задание: прочитать I и II части сказки; выделить в тексте описание природы и сделать устные рисунки к ним.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Урок 20. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цели:
закрепление умения пересказывать произведение, составлять характеристику героев;
закрепление умения выборочного чтения;
развитие внимания к образности художественного языка;
воспитание заботливого отношения о братьях наших меньших.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Урок начинаю с беседыпо воспроизведению событий, описанных в I и II частях сказки:
• Расскажите, как птицы готовились к отлёту в тёплые края.
• Что случилось в семье Селезня и Утки?
• Почему ссорились мать и отец Серой Шейки?
• Какие чувства обуревали Серую Шейку, когда семья готовилась к отлёту?
• Как мать успокаивала свою дочь-калеку?
4. Следующая часть урока — составление характеристики героев путём выборочного чтения и обобщения прочитанного.
• Каким вам представился Селезень? Подтвердите текстом. (Рассудительный, спокойный, выдержанный.)
• А как его характеризовала старая Утка? Найдите в тексте. (Ленивый, не любит дочь-калеку.) Согласны ли вы с такой характеристикой?
• Какие черты характера присущи Утке-матери? (Хлопотливая, беспокойная, немного сварливая, но очень смелая, нежная и сильно любящая мать.)
• Докажите текстом, что утка была любящая и нежная мать. Найдите в тексте, как она горевала, предвидя скорую разлуку со своей дочерью-калекой. («Она старалась казаться весёлой и плакала потихоньку от всех», перед отлётом: «Старая Утка не спала всю ночь...», «У старой Утки изболелось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку».)
• Найдите в тексте описание состояния и настроение Серой Шейки в начале II части, в середине и в конце. Проанализируйте, как они меняются. (В начале: «Она не знала,
что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка»; в середине: «У неё ещё в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного предчувствия...» и в конце: «Неужели я совсем одна? — думала
Серая Шейка, заливаясь слезами...»)
Физкультминутка
5. В третьей части урока — работа на пейзажными зарисовками.Поскольку в домашнем задании учащиеся заостряли своё внимание на пейзажных зарисовках в тексте, то беседа далее строится следующим образом:
• Какие картины природы даны в I части сказки? Зачитайте.
• Как время изменило состояние природы во II части?
Найдите в тексте.
• Что вы изобразите на пейзажном рисунке?
• Какими нарисуете берёзы и осины?
• Как изобразите ветер? Небо?
• Какие краски вам для этого понадобятся?
6. На четвёртом этапе урока можно поработать над художественными особенностями языка сказки.В ней есть крылатые слова и устойчивые выражения: живут душа в душу, хоть трава не расти, замять разговор. Учитель приводит эти примеры из текста и спрашивает у четвероклассников, как называются такие выражения.
Кроме того, можно поработать и над подбором синонимов к ряду выражений, например: жалобно, курлыкали, провожала глазами, сжалось сердце, не ведать отчаяния и др.
7. Домашнее задание: прочитать III и IV части сказки; подготовить художественный пересказ текста.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Урок 21. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Цели:развитие умения художественного пересказа; закрепление умения выборочного чтения; развитие внимания к образности художественного языка; закрепление умения составления характеристики героев; развитие образного мышления, творческих способностей; воспитание любви ко всему живому.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Первая часть урока посвящена художественному пересказу текста,т.е. использованию в пересказе сказочных слов и выражений. Чтобы вовлечь в пересказ как можно больше учащихся, его следует организовать «цепочкой». Учитель следит за пересказом, при необходимости корректирует, дополняет, уточняет ответы детей.
4. После пересказа — углубленная работа по III и IV частям сказки. По III части текста важно:
• выявить, как произошла встреча Серой Шейки с Зайцем, и одновременно установить, что сближает героев. Необходимо найти в тексте слово беззащитность и добавить
ещё слова для характеристики Зайца: предусмотрительный, заботливый (предупреждает уточку об опасности), догадливый (говорит, что при опасности она может нырнуть в воду), трусливый («постоянно дрожу от страха»), сочувствующий («какая несчастная эта Серая Шейка»);
• проследить через выборочное чтение, как менялись картины природы;
• определить, как вела себя лиса при каждой встрече с
Серой Шейкой (выразительным чтением подчеркнуть хитрость героини).
Физкультминутка
5. В работе с IV частьюсказки следует:
• определить самый кульминационный (острый) момент в тексте («наконец грянул выстрел»);
• составить характеристику охотника — добрый (зайцев распугал и называет их «лукавыми»), доброжелательный, ласковый, заботливый («...добыл Серую Шейку из полыньи и положил её за пазуху»);
• определить отношение автора к старичку (писателю нравится его герой — добродушный человек, недаром он называет его не старик, а старичок, охотник обращается к уточке словами с уменьшительно-ласкательным значением — «яичек нанесёшь да утяток выведешь», а слово «глупая» он произносит в значении «бедная»).
6. Следующую часть урока можно посвятить творческой работе: предложить учащимся придумать продолжение сказки и при этом не забыть о сказочной концовке. Кроме того, можно вспомнить содержание русской народной сказки «Лиса и охотник», в которой хитрая лиса, притворившись мёртвой, попадает на воз к старичку, таскает у него из мешка рыбку, а затем исчезает. Учащимся предлагается сравнить героинь из этих сказок.
7. Домашнее задание: просмотреть каждую часть сказки и озаглавить их, заглавия записать в тетрадь по литературному чтению; вспомнить сказки X. К. Андерсена.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Урок 22. Внеклассное чтение «Знаменитые русские и белорусские сказочники»
Урок 23. Творчество X. К. Андерсена. Сказка «Ромашка»
Цели:
♦ знакомство с биографией писателя;
♦ выявление эмоционального отношения к прочитанному;
♦ развитие памяти, воображения, мышления.
♦ воспитание душевной чуткости;
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Проверка первой части домашнего задания (заглавия к частям сказки «Серая Шейка»)
3. Беседа о творчестве X. К. Андерсена:
«Ханс Кристиан Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе. Отец его был сапожником, мать — прачкой (стирала бельё для богатых людей). Мальчик рос в бедности, но очень любил свой маленький огород — ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько цветущих вазонов на окнах. А ещё он любил фантазировать, выдумывать невероятные истории. Первым слушателем его сказочных историй был кот Карл. Он не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, хитрецов, трубочистов, говорящих растений и животных.
В Оденсе был театр. Там мальчик впервые увидел сказочную пьесу. Она произвела на него такое впечатление, что Андерсен на всю жизнь полюбил театр.
Но на посещение спектаклей у мальчика не было денег. И тогда он решил сочинять пьесы сам. Мальчик подружился с расклейщиком театральных афиш и стал помогать ему. За это он получал по одной афише каждого спектакля.
Андерсен приносил афишу домой и, прочитав название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою историю с тем же названием, что было на афише. Мальчик был в своём театре и актёром, и музыкантом, и художником, и певцом.
Родители хотели, чтобы их сын стал хорошим портным, и в 12 лет ему пришлось уже работать. А учился он по вечерам в школе для бедных. Чтению же мальчик отдавал всё свободное время.
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Тогда юноша решается уехать в столицу Дании — Копенгаген. Кем только ни пришлось ему работать: и башмачником, и певцом, и танцором, и актёром.
Но всё же писательский дар победил. Он начал активно писать свои сказочные истории. В них он оживлял обычные предметы, растения, животные. Писатель вводил их в сказочную обстановку, наделяя человеческими чертами характера.
X. К. Андерсен написал 156 сказок. Он стал добрым советчиком детей, а значит, и всех людей, потому что все взрослые были когда-то детьми.
Сказки X. К. Андерсена очень мудрые, как жизнь. Сам автор говорил, что сказки вырастают из действительности.
И неслучайно несколько сборников своих произведений он так и назвал — «Сказки и истории».
4. А теперь давайте вспомним:
• С какими сказками и сказочными историями этого замечательного сказочника вы уже знакомы?
• Какие герои населяют эти сказки?
• Чем они вам нравятся или не нравятся?
• Чем вам интересны сказки Андерсена?»
Безусловно, многие четвероклассники уже знакомы с такими известными сказками X. К. Андерсена, как «Снежная королева», «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Свинопас» либо через самостоятельное чтение, либо через просмотр мультфильмов или детских фильмов с экранизацией его произведений. Детям нравится необыкновенная, увлекательная фабула его сказок, в которых простодушная наивность героев переплетается с глубокой жизненной мудростью, реальная действительность — с вдохновенным поэтическим вымыслом, благодушный юмор — с тончайшей иронией и сарказмом. Удивительное соединение забавного и чудесного действительно являются своеобразным почерком писателя. Его сказки имеют ещё одну особенность: они не забываются и одинаково интересны для читателей разных возрастов.
Физкультминутка
5. После беседы учитель читает сказкуX. К. Андерсена «Ромашка». По окончании чтения необходимо выдержать паузу, так как эмоции детей напряжены, они опечалены грустной концовкой сказки. Здесь корректен только один вопрос:
• Какое настроение вызвала у вас сказка? Почему?
6. Домашнее задание: прочитать сказку и подготовиться к подробному пересказу I части (до абзаца «И ромашка попала в клетку к жаворонку»)
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
Урок 24. X. К. Андерсен «Ромашка»
Цели:
♦активизаций эмоций, чувств, памяти учащихся;
♦развитие умения подробного пересказа;
♦закрепление умения выборочного чтения;
♦развитие умения устного рисования;
♦воспитание бережного отношения к природе.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Урок начинается с выборочного чтения и анализа первой части текста.Учитель задаёт вопросы:
• Где происходят сказочные события? Прочитайте.
• Как автор описывает ромашку? Найдите в тексте.
• Почему она была весела и счастлива? Как об этом пишет автор?
• Какие цветы росли в садике? Найдите их описание.
• Чем они отличались от ромашки?
• Почему жаворонок прилетел к ромашке?
• Прочитайте, как он отнёсся к этому цветку.
• Что случилось утром?
• Как ромашка отнеслась к пленнику? Найдите в тексте.
• Прочитайте, как ромашка тоже попала в плен.
Такая работа по воспроизведению событий сказки поможет учащимся более подробно запомнить целый ряд эпизодов и описаний, что станет хорошей основой для подробного пересказа.
Физкультминутка
3. После пересказа, который следует организовать «цепочкой»,можно предложить четвероклассникам устно нарисовать сказочные эпизоды:
1.Рождение ромашки.
2. Ромашка и песня жаворонка.
3.Цветы в садике.
4.Встреча ромашки с жаворонком.
5.Девушка в садике.
6.Жаворонок в западне.
7.Ромашке грозит неволя.
4. Домашнее задание: прочитать вторую часть сказки и подготовиться к подробному пересказу.
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия.
Урок 25. X. К. Андерсен «Ромашка»
Цели:
♦ закрепление умения выборочного чтения;
♦ развитие умения подробно пересказывать, творчески интерпретировать текст, умения составлять характеристики героев;
♦ определение художественного своеобразия сказки;
♦ воспитание бережного отношения к природе.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся выборочно перечитывают вторую часть сказки, анализируют её и готовятся к подробному пересказу.
3. Четвероклассники отвечают на следующие вопросыи выполняют задания:
• Как вёл себя жаворонок в неволе? Прочитайте, на что он жаловался.
• Как вела себя ромашка в неволе? Прочитайте, о чём она думала.
• Найдите в тексте описание гибели жаворонка.
• Как относится автор к этой трагедии — смерти птички?
• Какие слова и выражения в тексте указывают на то, что писатель сочувствует страданиям бедной птички и переживает о случившемся? (Использование уменьшительно-ласкательных слов: крылышки, головка, сердечко; называет её «бедной птичкой»; выражение «жалобно пропищала» — вызывает сочувствие к умирающей невольнице.)
• В каком состоянии находилась ромашка в ночь гибели жаворонка? Прочитайте.
• Как повели себя мальчики, увидев мёртвого жаворонка? Найдите в тексте.
• Прочитайте последний абзац сказки. Какое настроение он создаёт?
• Как вы думаете, почему Андерсен вызывает у читателей настроение печали, грусти, переживания?
Последний вопрос заставит учащихся задуматься над смыслом сказки, определить, что автор рассказал нам эту историю, чтобы предупредить людей от необдуманных поступков, чтобы вызвать у читателей сочувствие и бережное отношение ко всему живому.
Физкультминутка
4.Следующий этап урока — определение действующих лиц сказки и составление их характеристик.
Ромашку характеризуем по её внешнему описанию и отношению героини к окружающему миру. Можно использовать отрывки из текста: «жёлтое, круглое, как солнышко сердечко её было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей — лепестков»; она была «бедненьким, простеньким цветочком, которого никто не видит и не замечает в густой траве». Она была веселой и счастливой, радовалась солнцу, ветру, жаворонку. Встретив жаворонка, ромашка не возгордилась, а была «радостно застенчива». Когда жаворонок попал в беду, «ромашке всей душой хотелось помочь пленнику», «её мучала мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке». То есть ромашка была чуткой к чужой беде. Она хотела, но не могла утешить птичку, потому что не умела говорить, хотя «как ей хотелось!»
Жаворонок представляется в начале сказки «счастливой порхающей певуньей-птичкой». В западне его песня из счастливой превратилась в грустную: «Тяжело-тяжело было у бедной птички на сердце — она была в плену». Жаворонок любил волю, Божий мир и очень тяжело переживал неволю. Изнывая от жажды, жаворонок не тронул бедную ромашку, которая была для него теперь зелёным деревом. Он сочувствует горю ромашки, но умирает «от тоски и муки».
Мальчики (автор не называет их имён, думая, что так могли поступить и некоторые другие мальчики) представлены в сказке в нескольких эпизодах: они посадили жаворонка в клетку, срезали дёрн с ромашкой, забыли поставить в клетку воду для птицы и полить дёрн; и, наконец, плачущие, «по-царски» похоронили жаворонка, а дёрн с ромашкой выбросили на пыльную дорогу.
Таким образом, характеризуем героев как беспечных, безответственных, хотя чувствительных и страдающих от произошедшей беды.
5. Определение художественных особенностей сказки.Учитель напоминает учащимся, что X. К. Андерсен писал сказки и сказочные истории.
— Может быть, правомерней назвать эту сказку сказочной историей?
Четвероклассники должны определить, что в сказке рассказана история, которая могла произойти в действительности, только .ромашка и жаворонок одушевлены в сказке и действуют как живые, думающие и разговаривающие существа.
6. Активизировать творческие способности учащихся поможет предложение учителя придумать другое окончание сказки — со счастливым концом.Лучший вариант придуманного конца сказки учитель отмечает и анализирует.
7. Домашнее задание: самостоятельно прочитать сказку X. К. Андерсена «Принцесса на горошине» или другую сказку (по выбору).
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Урок 26. X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»
Цели:
♦продолжение знакомства с творчеством X. К. Андерсена;
♦ закрепление умения выборочного, выразительного чтения;
♦ развитие речи, памяти, творческого мышления;
♦ развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
♦ воспитание интереса к книге и чтению.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Первая часть урока направлена на воспроизведение сказки «Принцесса на горошине» и закрепление таких умений четвероклассников, как выборочное и выразительное чтение.
3. Учитель предлагает учащимся следующие вопросыи задания:
• Где происходит действие в сказке?
• Почему принц никак не мог жениться?
• Найдите и прочитайте описание бури.
• Как автор описывает появление у ворот замка принцессы? Прочитайте.
• Что предприняла старая королева, чтобы выявить, настоящая ли принцесса попала в замок? Найдите в тексте.
• Как спала принцесса? Прочитайте её ответ «про себя» и подумайте, какие чувства героини необходимо выразить при чтении (возмущение, капризность, сетование).
• Что автор говорит о горошине в конце сказки?
• Как вы думаете, почему X. К. Андерсен так закончил сказку?
Физкультминутка
4. Вторая часть урока посвящается рассказам учащихсяо самых интересных эпизодах из самостоятельно прочитанных сказок X. К. Андерсена.
5. Домашнее задание: продолжить чтение сказок X. К. Андерсена (по выбору).
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия.
Урок 27. X. К. Андерсен «Штопальная игла»
Цели:
♦ развитие умения читать «про себя»;
♦ обучение умению выявлять идейную сущность произведения;
♦ развитие умения составлять план прочитанного, подробно пересказывать текст по плану;
♦ развитие творческих способностей учащихся.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3.Чтение учителем сказки X. К. Андерсена «Штопальная игла».
4.Выявление первичного восприятия.(Понравилась сказка? Чем? Что в ней необычного?)
5.Чтение сказки учащимися «про себя».
6.Анализ прочитанного (см. методический аппарат к тексту в учебнике).
7.Выявление идейной сущности сказки.
8.Коллективное составление плана сказки.
9.Подробный пересказ сказки по плану.
10. Творческая работа: сочиняем сказку «Добрый и злой карандаш».
Особого внимания требует творческая работа.Учитель предлагает четвероклассникам сочинить сказку, в которой главный действующий герой — какой-нибудь предмет, например карандаш. Название сказки целесообразно также озвучить, чтобы выбрать направление движения сюжета. Чтобы ввести учащихся в сказку, учитель задаёт вопросы:
• Как вы думаете, что может делать добрый красный карандаш? (Рисовать, писать, штриховать, исправлять ошибки и т.д.)
• А что может делать злой чёрный карандаш? (Пачкать на стенках, на партах; задаваться, что он всё может; заглядывать в замочные скважины и т.д.)
Физкультминутка
Когда таких ответов о действиях карандашей будет много, можно предложить ребятам следующий план сказки:
1. Встреча двух карандашей — красного и чёрного.
2. Скромность красного и вычурность чёрного карандаша.
3. Дела красного карандаша.
4. Проделки чёрного карандаша.
5. Грифель чёрного карандаша сломался.
6. Чёрный карандаш застрял в замочной скважине.
7. Картина, нарисованная красным карандашом.
11. Коллективный рассказ сказки по плану.
12. Домашнее задание: сочинить свою сказку, в которой главные действующие лица — предметы.
13. Подведение итогов.
14.Рефлексия.
Урок 28. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»
Цели:
♦ знакомство с творчеством Цакариаса Топелиуса;
♦ выявление эмоционального восприятия текста;
♦ развитие творческого потенциала учащихся;
♦ воспитание оптимизма и гуманизма.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Урок начинается с прослушивания сказок, сочинённых четвероклассниками. В классе выбирается жюри из трёх-четырёх учеников, которые после прослушивания сказок под руководством учителя оценивают рассказчиков: выявляют, чем интересна сказка, что в ней удалось, а что хотелось бы услышать по-другому.
3. Знакомство с творчеством финского писателя Цакариаса Топелиуса.
«Цакариас Топелиус родился в Финляндии в 1818 году в семье врача. Его отец любил литературу и был собирателем финского фольклора. Особенно ему нравились финские народные песни — руны, которые он записывал прямо из уст исполнителей.
Топелиус-младший, т.е. его сын, также с детства увлекался народным творчеством, любил стихи шведских и финских поэтов, пробовал сам сочинять стихи. Для детских газет и журналов он писал сказки, пьесы, стихи, которые с удовольствием принимали его читатели. Многие из этих произведений писатель затем включил в сборники, которые назывались «Детское чтение». Их при жизни Цакариаса Топелиуса вышло восемь.
На создание детских сказок писателя воодушевил известный датский сказочник X. К. Андерсен. В сказках Андерсена Цакариаса привлекало то, что необычное часто становилось обычным, а обычное переставало быть повседневным и превращалось в сказочное. Люди, явления природы, предметы становились волшебными, хотя они были близки к реальному миру. Эту особенность сказочной манеры датского сказочника и усвоил Цакариас Топелиус.
В своих сказках он с особой симпатией изобразил жизнь детей, суровую и величественную природу Финляндии. Сказки писателя близки и к устному народному творчеству финского народа, они согреты теплом, весельем, добрыми чувствами автора.
Лучшие сказки писателя переведены на русский язык. Среди них волшебная сказка «Кнут-музыкант», в которой использованы мотивы финского фольклора и народные поверья об эльфах, гномах, спящем дереве-великане. Мальчику в сказке помогают добрые силы природы и волшебная дудочка.
Одна из лучших сказок Топелиуса — героическая сказка «Сампо-Лопарёнок». Её герой — храбрый семилетний мальчик Сампо, который борется с горным королём, забравшим солнце. Выиграть сражение Сампо помогает золоторогий олень и его добрый учитель.
Есть у Топелиуса и сказки, в которых он оживляет природу. С одной из таких сказок — «Солнечный Луч в ноябре» — мы сегодня с вами познакомимся. Нести
свет, тепло, радость жизни — таково предназначение Луча, а значит и человека».
Физкультминутка
4. Затем учитель читает сказкуЦ. Топелиуса «Солнечный луч в ноябре».
5. После чтения выявляется эмоциональное восприятие:
• Что привлекло вас в сказке?
• Что показалось необычным?
• Что особенно понравилось?
6. Если на уроке остаётся время, учащиеся перечитывают сказку «цепочкой».
7. Домашнее задание: прочитать текст, найти самые поэтические строчки с описанием природы.
8. Подведение итогов.
9. Рефлексия.
Урок 29. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»
Цели:
♦ формирование умения анализировать художественный текст;
♦ развитие умения составлять план текста, делать словесные рисунки;
♦ закрепление умения пересказывать текст по плану;
♦ воспитание стремления делать добрые дела и совершать добрые поступки.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сказка Ц. Топелиуса очень поэтичная, образная, поэтому особое внимание при работе с ней уделяем анализу художественных средств и приёмов создания образов.
а) В первой части сказки, где описываются изменения в природе в ноябре, автор создаёт целое художественное полотно. Очень важно увидеть каждую составляющую этой большой картины поздней осени, чтобы ощутить её поэтичность и неповторимость.
Первая картина осени, изображённая автором, — подготовка муравьев к зиме. Описание этой картины перечитывает один из учащихся, а учитель предлагает сделать к ней словесный рисунок и постараться ничего не упустить.
Также, путём выборочного чтения и словесных рисунков, ребята описывают осеннюю землю, траву и лиственные деревья, сосны, работу ветров, замерзающие волны.
б) Следующий этап работы с данным отрывком текста — определить самые поэтичные строчки(это уже и проверка домашнего задания), а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например, иней на земле сравнивается с семью миллионами жемчужин; стебельки трав и деревья оделись в тёмные, печальные платья (использование приёма одушевления); ветра получают определение — «резвые сыновья воздуха» и тоже изображены как живые существа (приём персонификации, одушевления). Этот же приём использован автором и при описании волн, которые «напевали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твёрдым ледяным покровом».
Кроме того, важно выявить настроение, созданное описанием осени, и найти слова, которые подчёркивают печаль, грусть, замирание природы.
в) Следующая часть текста — появление Солнечного Луча и встреча с ним героев.
— Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле,— говорит учитель.
Физкультминутка
2. Четвероклассники читают описания встреч Солнечного Лучас недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с весёлыми школьниками, с девочкой, посадившей отросточек мирты, со старушкой, искавшей ключи. В этой части текста важно подчеркнуть, каким был Солнечный Луч по отношению к тем, с кем он встречался. Ведь недаром автор называет его «добрый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела.
3. Особое внимание необходимо уделить последнему абзацу сказки, в котором Цакариас Топелиус ненавязчиво, мудро призывает читателей совершать добрые дела: «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело».
4. Учитель может предложить детям вспомнить хорошие дела, которые они совершили за прошедшую неделю. Этот разговор с четвероклассниками будет педагогически оправдан, ибо литература была, есть и будет вечным учебником жизни.
5. Составление плана текста.Он может быть и более сложным, например:
1. Природа поздней осенью:
а) муравьи,
б) травы, деревья,
в) ветры,
г) море.
2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре:
а) муравьев,
б) кузнечика,
в) школьников,
г) девочки,
д) старушки.
3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.
6. Если на уроке ещё останется время, то можно начать подробный пересказ сказки по плану «цепочкой». Другим вариантом окончания урока может стать чтение и анализ «Жемчужин народной мысли».
7. Домашнее задание: подготовить по плану подробный пересказ сказки.
8. Подведение итогов.
9.Рефлексия.
Урок 30. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
Цели:
♦ знакомство с творческой биографией С. Лагерлёф;
♦ развитие познавательного интереса учащихся;
♦ формирование умения длительного слушания.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Урок начинается пересказом сказки Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре» по составленному плану.
3. Затем учитель знакомит четвероклассников ещё с одной скандинавской писательницей — из Швеции — Сельмой Лагерлёф:
«Сельма Лагерлёф — известная писательница из Швеции конца XIX — начала XX века. Она первая женщина-академик и лауреат одной из самых престижных в мире премий — Нобелевской — за лучшее произведение для детей «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Родилась Сельма в одном из живописных уголков Западной Швеции и провела своё детство в большом доме с тенистым садом и замечательной природой вокруг. Девочка подолгу гуляла в аллеях сада, радуясь деревьям, птицам, разглядывая насекомых и мечтая.
Девочка, как и её мать, хотела стать учительницей, чтобы нести детям радость открытий, чтобы научить их не только читать и писать, но и быть добрыми, честными, любознательными и, конечно же, счастливыми. Сельма Оттилия выросла и действительно стала преподавать в начальной школе.
Одновременно она увлеклась литературой и писала книги. Ей хотелось познакомить шведских детей с их родной страной, её природой. Однако писательница не знала, с чего же начать свою книгу. И вот однажды, гуляя по саду, где прошло её детство, она увидела поразительную картину: крошечный человечек отчаянно отбивался от нападавшей на него совы. При виде писательницы сова взлетела на дерево, а человечек по имени Нильс рассказал Сельме Лагерлёф историю своей жизни. Эта история и стала основой для её будущей книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Вместе со своим главным героем Нильсом писательница путешествует по родной Швеции и рассказывает об истории своей страны, её памятниках, природе. Все эти сведения объединил сказочный сюжет. Злой гном превратил драчливого, непослушного и ленивого мальчика Нильса в крошечного человечка. Колдовские чары гнома рассеются только в том случае, если Нильс, отправившись в далёкое путешествие с гусем Мартином, сможет преодолеть все испытания и вернуться домой.
Но удивительное в этой книге не только путешествие Нильса, но и чудесное превращение драчуна и забияки, не желавшего учиться, не щадящего ни животных, ни птиц, в доброго человека. Научившись понимать язык живой природы, мальчик научился понимать страдания, печали, радости всех живых существ. Как это произошло, и расскажет нам повесть-сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Мы познакомимся с вами только с первыми главами книги. А продолжение этой сказочной истории вы можете прочитать самостоятельно, взяв книгу писательницы Сельмы Лагерлёф в библиотеке». (Учитель показывает книгу.)
Физкультминутка
5. Комбинированное чтение«учитель - ученик». Несколько первых абзацев читает учитель, а затем подключаются хорошо читающие учащиеся.
6. Текст желательно прочитать до конца, чтобы можно было выявить первичное его восприятие:
• Чем привлекла вас повесть-сказка?
• Какие эпизоды показались вам особенно интересными?
• Какие чувства появлялись у вас во время чтения?
7. Домашнее задание: прочитать первую главу и определить черты характера героя, исходя из данной главы.
8. Подведение итогов.
9.Рефлексия.
Урок 31. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
Цели:
♦ закрепление умения выборочного чтения;
♦ формирование умения оценивать поступки героев, составлять их характеристики; ♦ развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
♦ воспитание прилежания, доброты.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Значительная часть урока посвящается работе с первой главой книги.
Первоначально внимание учителя сосредоточивается на воспроизведении текста: его пересказе и выборочном чтении. Для этой цели могут быть использованы следующие вопросы:
• Кто такой Нильс?
• Почему в воскресный день он остался один?
• Что наказали Нильсу его родители? Прочитайте.
• Как Нильс готовил уроки? Расскажите.
• Что заставило Нильса проснуться? Прочитайте.
• Кого увидел Нильс на сундуке? Найдите в тексте.
• Что предпринял Нильс по отношению к гному?
• Почему герой получил затрещину?
3. Следующий этап урока — составление характеристики героя:
• Найдите в тексте и прочитайте описание характера Нильса. (Отрывок от слов «С виду — мальчик как мальчик...» до предложения «Так прожил он до двенадцати лет». )
• Какие черты характера присущи герою?
Учащиеся должны определить из этого отрывка такие черты характера героя, как драчливость, жестокость, бессердечность. Учитель записывает эти слова на доске, а учащиеся — в тетрадь.
• Как характеризует Нильса нежелание делать уроки?
Учащиеся отмечают такую черту характера, как леность. Кроме того, можно предложить им найти отрывки в тексте, которые подтверждают то, насколько герой ленив. На слова отца: «Смотри, из дому ни на шаг!» Нильс про себя подумал: «Так я и буду тратить воскресный день на уроки!», и хотя он уселся за стол, но «смотрел не столько в книгу, сколько в окно».
Кроме того, учитель может подтолкнуть мышление детей для определения таких качеств героя, как непослушание, своенравие, при чтении следующего отрывка:
«Ушли бы скорее,— думал Нильс, поглядывая на отцовское ружьё, которое висело на стене.— Мальчишки от зависти лопнут, когда увидят меня с ружьём».
Кроме того, Нильсу хотелось не учить уроки, а «петь, и кричать, и шлепать по лужам, и драться с соседскими мальчишками».
• Какую черту характера Нильса подтверждает его отношение к гному?
( Жестокость) Найдите это в тексте.
Четвероклассники читают отрывки: «И Нильс стал прикидывать, какую бы штуку сыграть с удивительным гостем...» и «Один взмах — и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза...».
Физкультминутка
4. Далее учитель переходит к словарной работе над текстом.Он может предложить учащимся поразмышлять над значением таких устойчивых выражений из текста, как «сладу с ним не было никакого», «считал ворон», «берись за ум». К данным выражениям четвероклассники могут подобрать синонимы типа: «никто не мог справиться», «бездельничал», «исправляйся».
5. Прочтение учащимися поэтического описания весны, построенного на использовании метафор: «весна уже успела переспорить зиму», «буковый лес расправил свои ветки...» Четвероклассники должны увидеть необычность описания и создать к этому отрывку словесный рисунок.
6. Если на уроке остаётся время, можно продолжить чтение второй главы до абзаца «Бедному Нильсу пришлось бы совсем плохо...»
7. Домашнее задание: прочитать текст до указанного выше абзаца, подготовиться к подробному пересказу.
8. Подведение итогов.
9.Рефлексия.
Урок 32. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
Цели:
♦развитие умения воспроизводить и анализировать текст;
♦формирование умения оценивать поступки героев;
♦развитие умения выразительного чтения прозаического текста;
♦формирование умения творческого пересказа;
♦воспитание доброжелательности, добросердечности.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Первую часть текста второй главы учащиеся воспроизводят подробно по предложенному учителем плану.
• Расскажите, как Нильс ощущал себя маленьким человечком:
1. Нильс и предметы вокруг него.
2. Нильс и зеркало.
3. Решение Нильса измениться.
4. Нильс и воробей.
5. Нильс и домашние птицы.
3. После воспроизведения текста по частям можно предложить учащимся попробовать стать на место героя и пересказать отрывок от имени Нильса,употребляя местоимение первого лица — «я». Эту работу учащиеся могут выполнять «цепочкой».
Физкультминутка
4. Следующий этап работы — ролевое чтение.Учитель назначает чтецов: автора, Нильса, воробья, петуха, кур, гусей.
Задача ролевого чтения — во-первых, хорошо ознакомиться с текстом, чтобы вовремя вступать в чтение, во-вторых, войти в образ и выразительно прочитать свои слова. Поэтому учитель даёт возможность всем учащимся внимательно просмотреть текст, пометить, когда каждый из действующих лиц вступает в чтение, и подумать, каким тоном голоса, с каким выражением прочитать свои слова. Слова воробья, петуха, кур и гусей могут попробовать произнести затем и другие учащиеся класса, а учитель определит, у кого из них получилось лучше выразить состояние и чувства героев и почему.
5. Учитель интересуется, какие новые черты характера героя раскрываются в отрывке. Это желание мальчика исправиться, измениться: «Никогда, никогда больше Нильс никого не обидит! Он станет самым послушным, самым примерным мальчиком». Эти строчки один из учащихся читает вслух.
6. Домашнее задание: прочитать текст до конца, подумать над тем, как дальше будут разворачиваться события, ведь книга называется «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
7. Подведение итогов.
8.Рефлексия.
Урок 33. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
Цели:
♦ формирование умения составлять характеристику героя;
♦ развитие умения выразительного чтения прозаического текста;
♦ развитие речи, творческого воображения;
♦ воспитание доброжелательного отношения ко всему живому.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
2. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Вторую часть текста из второй главы можно условно разделить на два эпизода: «Нильс и кот», «Нильс и гуси».
В пересказахпервого эпизода текста дети отмечают, подтвердилось ли желание героя измениться, ведь он решил, что «никогда больше никого не обидит».
И действительно, поначалу Нильс «обрадовался коту, как родному», начал вежливо к нему обращаться и говорить ласковые слова: «милый котик», «будь добр». Но кот не забыл обиду на Нильса, он помнил жестокие проделки, издевательства мальчишки и попытался ему об этом напомнить.
И тогда к Нильсу вновь возвращаются его злость и жестокость, он готов опять дёргать кота за хвост.
В данном случае кот оказывается благороднее, добрее мальчика. Он помнит заботливое отношение к себе матери Нильса и, проучив героя, покидает его «тихонько мурлыкая, как и полагается доброму домашнему коту».
Таким образом, в процессе пересказа характеристика героя дополняется путём наводящих вопросов учителя.
Кроме того, важно выяснить вместе с учащимися, как относится к своему герою писательница. Видно, что она не скрывает своего отрицательного отношения к жестоким проделкам Нильса. Она описывает их так подробно, чтобы вызвать у читателей неприязненное отношение к герою, осудить его поступки и постараться никогда не относиться к животным грубо и жестоко.
2. После подробного пересказа второй части текста («Нильс и гуси») следует поработать над развитием речичетвероклассников.
Во второй главе текста есть такие устойчивые словосочетания, как «след простыл», «будто ни в чём не бывало». Можно предложить учащимся подобрать к ним синонимы, например, к словосочетанию гнома «след простыл» — «гном пропал», «быстро скрылся», «исчез». Ко второму словосочетанию — «как ни в чём не бывало» — «как ни в чём не виноват», «будто ничего не случилось».
Физкультминутка
5. Далее четвероклассники работают над выразительным чтением текста,заранее продумав, каким тоном и интонацией прочитать слова кота, Нильса, гусей.
6. Заключает урок творческая работа — дальнейшее прогнозирование текста.Учитель может подсказать в общих чертах движение сюжета произведения, например; «Нильс вместе с гусями полетит в тёплую Лапландию. Дорога туда будет долгая и трудная. У него появятся новые друзья — предводительница гусиной стаи — гусыня Акки, заботливая Белочка, добрый Аист. Не избежит герой и встречи с врагами стаи — хищным и хитрым Лисом, злым Вороном, кровожадным Орлом. Однако, пережив все испытания, Нильс весной вернётся с гусем Мартином домой уже другим мальчишкой». Эта сюжетная линия в творчестве детей может дополнится интересными подробностями.
7. Домашнее задание: придумать своё продолжение повести-сказки; по желанию — полностью прочитать текст всей книги (это задание можно дать в конце первого урока по теме после прочтения всего текста).
8. Подведение итогов.
9.Рефлексия.
Урок 34. Повторяю и творю. Общение по теме «Великие сказочники мира»
Цели:
♦подведение итогов работы по теме;
♦ развитие творческого воображения, памяти, умения отстаивать свою точку зрения; ♦ воспитание коммуникабельности.
♦ снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. После прослушивания вариантов продолжения повести-сказки, их анализа и оценки учитель переходит к основной части урока — подведению итогов работы по теме «Великие сказочники мира».
Первая рубрика «Вспомните»направлена на воспроизведение основных прочитанных в разделе произведений, их героев, на выяснение отношения к ним учащихся. Поэтому учитель может дать детям задание: просмотреть все сказки раздела по учебнику, уточнить их авторов, вспомнить главных героев. И тогда выполнить первое задание учащимся будет несложно.
4. Второе задание, в котором четвероклассники должны сравнить названия пушкинских и народных сказок, направлено на развитие творческого мышления, умения сравнивать и сопоставлять. Учащиеся должны прийти к выводу, что пушкинские сказки были созданы на основе народных, так как в них есть общие герои и предметы, а действия, порой, развиваются одинаково. Пользуясь богатством сюжетов народных сказок, А. С. Пушкин обрабатывал их, вносил изменения, новых героев, а прозаический сказочный текст поэтизировал. Его сказки, написанные в стихотворной форме, обогащают наш язык новыми словами и выражениями, развивают нашу речь.
Физкультминутка
5. Рубрика «Расскажите»возвратит четвероклассников к творчеству X. К. Андерсена, позволит им вспомнить любимые сказки этого автора, их героев, а некоторые из сказок даже коротко пересказать. Кроме того, учащиеся будут вспоминать и других известных русских и зарубежных сказочников и их произведения.
6. Закрепление знаний учащихся. Это поможет сделать материал рубрики «Определите».Четвероклассники не только определят вид сказок, но и приведут доказательства своих ответов.
7. Несложным, но интересным будет задание «Ответьте»,в котором учащимся необходимо найти ответы на загадки-вопросы.
8. В заключение урока четвероклассники придумывают волшебную сказку,в которой будут действовать предложенные герои и предметы. Чтобы сказка получилась интересной, а материал был логично и последовательно изложен, к ней следует коллективно составить план.
9. Домашнее задание: задания, направленные на обобщение знаний и умений по теме.
10. Подведение итогов.
11.Рефлексия.