II. До основания Петербурга

II. До основания Петербурга

1) Наш край в древние времена

2) Наш край – защитник русских земель

3) Крепости на территории края

4) Монастыри на территории края

5) Земли под властью Швеции

6) Земли в составе Московии

7) Контрольная работа «До основания Петербурга»

III. Первое столетие Петербурга

1) Основание Санкт-Петербурга

2) Новый город – новая столица

3) Памятники истории и культуры XVII в.

4) Знаменитые жители новой столицы

5) Окрестности Петербурга в эпоху Петра

6) Екатерининский Петербург

7) Санкт-Петербург – центр российской науки и искусства

8) Известные деятели науки, литературы и искусства

9) Пригороды столицы во времена Екатерины

10) Контрольная работа «Первое столетие Петербурга»

IV. Второе столетие Петербурга

1) Карта города в первой половине XIX в.

2) События российской истории и их отражение в памятниках Петербурга

3) Дворцовая площадь – парадная площадь столицы

4) Стрелка Васильевского острова – деловой центр столицы и центр российской культуры и науки

5) Карта города во второй половине XIX века

6) Жители Петербурга

7) Вокруг столицы

8) Контрольная работа «Второе столетие Петербурга»

V. XX век

1) Расцвет столицы в начале века

2) Изменение облика столицы в начале XX века

3) Хроника революций

4) Социалистический Ленинград

5) Блокада Ленинграда

6) Возрожденный Ленинград

7) Современный город

8) Контрольная работа «XX век»

9) Контрольная работа – обобщение изученного материала

I. Введение: «На краю России»

Урок № 1. Краеведение – познание своего «отчего дома»

Краеведение – это _____________________________________________________________

_____________

_____________

_____________

Наследие – это ________________________________________________________________

_______________________________________

Согласны ли вы, что особенность памятников истории и культуры края состоит в том что, они находятся рядом с нами, и мы можем их увидеть? Объясни.

____________________________________________________

Что относят к письменным источникам?

  • ______________________________________
  • ______________________________________
  • ______________________________________
  • ______________________________________

Традиция – это _______________________________________________________________

__________________________

Какие традиции есть в вашей семье? _________________________________________________________________

Объясните выражение: «Историю изучают для того, что бы не совершать ошибок прошлого в настоящем и будущем»?

___________________________

Урок № 2. Климат и природа края

Наш край расположен на северо-западной границе России, неподалеку от Балтийского моря.

Рассмотрите карту и впишите, с кем гранит Ленинградская область:

 
 
СЕВЕР:

II. До основания Петербурга - student2.ru

           
 
ЗАПАД:
 
ВОСТОК:
 
   
ЮГ:

Назовите крупные озера и реки Петербурга и Ленинградской области?

  • ____________________________
  • ____________________________
  • ____________________________
  • ____________________________
  • ____________________________
  • ____________________________
  • ____________________________

Перечислите дары природы нашего края?

II. До основания Петербурга - student2.ru

       
    II. До основания Петербурга - student2.ru
 
Рыба:

II. До основания Петербурга

Урок № 1. Наш край в древние времена

Где расселялись древние жители края?

  1. Ижоряне - ______________________
  2. Вожане - ______________________
  3. Вепсы - ______________________
  4. Корелы - ______________________
Сравнить занятие Ижорян и Славян?
Ижоряне Славяне
  1. _________________________
  2. _________________________
  3. _________________________
  4. _________________________
  5. _________________________
 
  1. _________________________
  2. _________________________
  3. _________________________
  4. _________________________
  5. _________________________

Где находиться Старая Ладога?

__________________________

Кто такие Варяги?

__________________________

Чем занимались жители Ладоги в далеком прошлом?

_______________________________________

_____________

__________________________

В чем состояла трудность возведения крепости?

____________________________

Урок № 2. Наш край – защитник русских земель

Почему часто нападали на невские земли?

_______________________________________

Кто такой Александр Невский и чем он прославился?

______________

Урок № 3. Крепости на территории края

Перечислите сохранившиеся крепости на территории нашего края?

  1. II. До основания Петербурга - student2.ru ______________________________
  2. ______________________________
  3. ______________________________
  4. ______________________________
  5. ______________________________
  6. ______________________________

Главной целью крепости является - __________________________

Занятия жителей крепостей в мирное время?

_________________________________________________________________

_____________

Урок № 4. Монастыри на территории края

Как государство поощряло строительство монастырей?

  • _____________________________
  • _____________________________

В чем государство видело пользу от строительства монастырей на территории края?

  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________

Урок № 5. Земли под властью Швеции

Как стала называться крепость «Орешек» __________________________

Где шведы построили новую крепость?

________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

Почему уходили от шведов жители Ижорсой земли?

_______________________________________

Составьте по тексту учебника и иллюстрациям план-рассказа о жизни Нотебурга в XVII веке?

  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________
  • _____________________________

Урок № 6. Земли в составе Московии

Что такое «смутное время»

________

Какие земли принадлежали Московии?

____________

Для чего крестьяне в восточной части края, строили дома так, что помещения располагались высоко над землей

____________

Для чего дом и двор строили под одной крышей?

________________

На какие части делилась крестьянская изба?

____________

II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru

Кто такие:

  • Леший - ______________
  • Водяной - ______________
  • Домовой - ______________

III. Введение: «Первое столетие Петербурга»

Урок № 1. Основание Санкт-Петербурга

II. До основания Петербурга - student2.ru Отгадайте загадки и впишите ответ:

На болоте родился,

Три раза крестился,

Врагу не сдавался,

Героем остался.

Ответ:_________________________

На болоте родился,

Три раза крестился,

В окружении был,

В плен не попал-

Героем стал.

Ответ: ________________________

Кто изображен на портрете, и чем он знаменит?_______________________________

Дата основания Санкт-Петербурга:_______________________________________________

Почему Петр выбрал имя для города Санкт-Петербург? __________________________

Назовите самый «трусливый» остров Санкт-Петербурга?____________________________

В чем состоял плюс острова, на котором Петр I решил возвести крепость?______________

___________________________

Петропавловская крепость

II. До основания Петербурга - student2.ru

Бастио́н — укрепление пятиугольной формы.

Куртина – стена, соединяющая два бастиона.

Равелин - оборонительное сооружение впереди крепостного вала.

Кронверк -дополнительное оборонительное укрепление.

Перечислите 6 бастионов Петропавловской крепости:

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

Чьим именем называются равелины Петропавловской крепости

______

Урок № 2. Новый город – новая столица

На каком острове жили мастеровые люди, которые обслуживали крепость

__________

Как называется первый дом города?

II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru __________

Как называлась первая площадь города?

_____________

Где была расположена первая площадь Санкт-Петербурга?

__________________________

Почему Троицкая церковь была главным храмом Петербурга в Петровское время?

__________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

Верфь – это _______________________

__________________________________

__________________________________

Какую пользу мог приносить город, только что основанный на невских берегах?

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Что произошло в 1712 году?

_____________

Урок № 3. Памятники истории и культуры XVII в.

Какие здания напоминают о том, что Васильевский остров должен был стать центром столицы, соотнесите с иллюстрацией.

    1. _________________________________
    2. _________________________________
    3. _________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru

№ 1. ________________________________

______________

__________________________

№ 2. ________________________________

______________

__________________________

№ 3. ________________________________

______________

__________________________

Урок № 4. Знаменитые жители новой столицы.

Что сделал Петр I для зарождения нашего города?

____________________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

Назовите первого архитектора нашего города?

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru Чем знаменит Ефим Никонов?

___________________________________________

___________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru ___________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

Чем знаменит Алексей Федорович Зубов?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Урок № 5. Окрестности Петербурга в эпоху Петра

Как возник Невский проспект

_____________

_____________

____________________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

Александро-Невская лавра названа в честь великого князя, за какие заслуги он удостоился это чести

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Зачем нужен был монастырь около Петербурга

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

Что означает название «Петергоф»? Как оно возникло?

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Цель создания города-крепости Кронштадта

____________________________________________________

Благодаря каким промышленным предприятиям возникли следующие поселения:

Сестрорецк __________________________________________________________________

Красное Село ________________________________________________________________

Ижора ______

Урок № 6. Екатерининский Петербург

Что становится центром Петербурга в эпоху правления Екатерины?

_____________

Что такое «Петровский трезубец»

__________________________

Назовите улицы входящие в «трезубец»

II. До основания Петербурга - student2.ru

1. _______________________________

2. _______________________________

3. _______________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

Назовите архитектора памятника «Медный всадник»

_______________________________

_______________________________

Кто лепил голову для памятника

_______________________________

_______________________________

Кто вылепил змею для монумента

________________________________

________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru

В память о каких заслугах установлен памятник Екатерине II.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Урок № 7. Санкт-Петербург – центр российской науки и искусства

Эрмитаж – это ________________________________________________________________

Публичная библиотека – это ____________________________________________________

Академия наук – это ___________________________________________________________

Какие науки развивались в академии _____________________________________________

____________________________________________________

Кого и чему обучали в следующих учебных заведениях.

Смольный институт ___________________________________________________________

_______________________________________

Воспитательный дом __________________________________________________________

_______________________________________

Морской кадетский корпус _____________________________________________________

_____________

Сухопутный шляхетный кадетский корпус _______________________________________

_____________

В каком году и кем была организована Академия художеств, почему ее называли «Академией трех знатнейших художеств»

____________________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru

Урок № 8. Известные деятели науки, литературы и искусства

II. До основания Петербурга - student2.ru

Михаил Ломоносов

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru Гавриил Державин

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru II. До основания Петербурга - student2.ru

Дмитрий Левицкий

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Владимир Боровиковский

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Федот Шубин

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Урок № 9. Пригороды столицы во времена Екатерины

Как называлась резиденция Екатерины II

__________________________

II. До основания Петербурга - student2.ru Назовите архитектора Екатерининского дворца?

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Какие предприятия были основаны в:

Усть-Рудице - ___________________________________________

Шлиссельбурге - ___________________________________________

Найдите и впишите стихотворение, в котором описано Царское Село

___________________________

___________________________

___________________________

____________________________________________________

Наши рекомендации