II. До основания Петербурга
II. До основания Петербурга
1) Наш край в древние времена
2) Наш край – защитник русских земель
3) Крепости на территории края
4) Монастыри на территории края
5) Земли под властью Швеции
6) Земли в составе Московии
7) Контрольная работа «До основания Петербурга»
III. Первое столетие Петербурга
1) Основание Санкт-Петербурга
2) Новый город – новая столица
3) Памятники истории и культуры XVII в.
4) Знаменитые жители новой столицы
5) Окрестности Петербурга в эпоху Петра
6) Екатерининский Петербург
7) Санкт-Петербург – центр российской науки и искусства
8) Известные деятели науки, литературы и искусства
9) Пригороды столицы во времена Екатерины
10) Контрольная работа «Первое столетие Петербурга»
IV. Второе столетие Петербурга
1) Карта города в первой половине XIX в.
2) События российской истории и их отражение в памятниках Петербурга
3) Дворцовая площадь – парадная площадь столицы
4) Стрелка Васильевского острова – деловой центр столицы и центр российской культуры и науки
5) Карта города во второй половине XIX века
6) Жители Петербурга
7) Вокруг столицы
8) Контрольная работа «Второе столетие Петербурга»
V. XX век
1) Расцвет столицы в начале века
2) Изменение облика столицы в начале XX века
3) Хроника революций
4) Социалистический Ленинград
5) Блокада Ленинграда
6) Возрожденный Ленинград
7) Современный город
8) Контрольная работа «XX век»
9) Контрольная работа – обобщение изученного материала
I. Введение: «На краю России»
Урок № 1. Краеведение – познание своего «отчего дома»
Краеведение – это _____________________________________________________________
_____________
_____________
_____________
Наследие – это ________________________________________________________________
_______________________________________
Согласны ли вы, что особенность памятников истории и культуры края состоит в том что, они находятся рядом с нами, и мы можем их увидеть? Объясни.
____________________________________________________
Что относят к письменным источникам?
- ______________________________________
- ______________________________________
- ______________________________________
- ______________________________________
Традиция – это _______________________________________________________________
__________________________
Какие традиции есть в вашей семье? _________________________________________________________________
Объясните выражение: «Историю изучают для того, что бы не совершать ошибок прошлого в настоящем и будущем»?
___________________________
Урок № 2. Климат и природа края
Наш край расположен на северо-западной границе России, неподалеку от Балтийского моря.
Рассмотрите карту и впишите, с кем гранит Ленинградская область:
|
|
| ||||
|
Назовите крупные озера и реки Петербурга и Ленинградской области?
- ____________________________
- ____________________________
- ____________________________
- ____________________________
- ____________________________
- ____________________________
- ____________________________
Перечислите дары природы нашего края?
|
II. До основания Петербурга
Урок № 1. Наш край в древние времена
Где расселялись древние жители края?
- Ижоряне - ______________________
- Вожане - ______________________
- Вепсы - ______________________
- Корелы - ______________________
Сравнить занятие Ижорян и Славян? | |
Ижоряне | Славяне |
|
|
Где находиться Старая Ладога?
__________________________
Кто такие Варяги?
__________________________
Чем занимались жители Ладоги в далеком прошлом?
_______________________________________
_____________
__________________________
В чем состояла трудность возведения крепости?
____________________________
Урок № 2. Наш край – защитник русских земель
Почему часто нападали на невские земли?
_______________________________________
Кто такой Александр Невский и чем он прославился?
______________
Урок № 3. Крепости на территории края
Перечислите сохранившиеся крепости на территории нашего края?
- ______________________________
- ______________________________
- ______________________________
- ______________________________
- ______________________________
- ______________________________
Главной целью крепости является - __________________________
Занятия жителей крепостей в мирное время?
_________________________________________________________________
_____________
Урок № 4. Монастыри на территории края
Как государство поощряло строительство монастырей?
- _____________________________
- _____________________________
В чем государство видело пользу от строительства монастырей на территории края?
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
Урок № 5. Земли под властью Швеции
Как стала называться крепость «Орешек» __________________________
Где шведы построили новую крепость?
________________
Почему уходили от шведов жители Ижорсой земли?
_______________________________________
Составьте по тексту учебника и иллюстрациям план-рассказа о жизни Нотебурга в XVII веке?
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
Урок № 6. Земли в составе Московии
Что такое «смутное время»
________
Какие земли принадлежали Московии?
____________
Для чего крестьяне в восточной части края, строили дома так, что помещения располагались высоко над землей
____________
Для чего дом и двор строили под одной крышей?
________________
На какие части делилась крестьянская изба?
____________
Кто такие:
- Леший - ______________
- Водяной - ______________
- Домовой - ______________
III. Введение: «Первое столетие Петербурга»
Урок № 1. Основание Санкт-Петербурга
Отгадайте загадки и впишите ответ:
На болоте родился,
Три раза крестился,
Врагу не сдавался,
Героем остался.
Ответ:_________________________
На болоте родился,
Три раза крестился,
В окружении был,
В плен не попал-
Героем стал.
Ответ: ________________________
Кто изображен на портрете, и чем он знаменит?_______________________________
Дата основания Санкт-Петербурга:_______________________________________________
Почему Петр выбрал имя для города Санкт-Петербург? __________________________
Назовите самый «трусливый» остров Санкт-Петербурга?____________________________
В чем состоял плюс острова, на котором Петр I решил возвести крепость?______________
___________________________
Петропавловская крепость
Бастио́н — укрепление пятиугольной формы.
Куртина – стена, соединяющая два бастиона.
Равелин - оборонительное сооружение впереди крепостного вала.
Кронверк -дополнительное оборонительное укрепление.
Перечислите 6 бастионов Петропавловской крепости:
1. __________________________
2. __________________________
3. __________________________
4. __________________________
5. __________________________
6. __________________________
Чьим именем называются равелины Петропавловской крепости
______
Урок № 2. Новый город – новая столица
На каком острове жили мастеровые люди, которые обслуживали крепость
__________
Как называется первый дом города?
__________
Как называлась первая площадь города?
_____________
Где была расположена первая площадь Санкт-Петербурга?
__________________________
Почему Троицкая церковь была главным храмом Петербурга в Петровское время?
__________________________
Верфь – это _______________________
__________________________________
__________________________________
Какую пользу мог приносить город, только что основанный на невских берегах?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Что произошло в 1712 году?
_____________
Урок № 3. Памятники истории и культуры XVII в.
Какие здания напоминают о том, что Васильевский остров должен был стать центром столицы, соотнесите с иллюстрацией.
- _________________________________
- _________________________________
- _________________________________
№ 1. ________________________________
______________
__________________________
№ 2. ________________________________
______________
__________________________
№ 3. ________________________________
______________
__________________________
Урок № 4. Знаменитые жители новой столицы.
Что сделал Петр I для зарождения нашего города?
____________________________________________________
Назовите первого архитектора нашего города?
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Чем знаменит Ефим Никонов?
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Чем знаменит Алексей Федорович Зубов?
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Урок № 5. Окрестности Петербурга в эпоху Петра
Как возник Невский проспект
_____________
_____________
____________________________________________________
Александро-Невская лавра названа в честь великого князя, за какие заслуги он удостоился это чести
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Зачем нужен был монастырь около Петербурга
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Что означает название «Петергоф»? Как оно возникло?
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Цель создания города-крепости Кронштадта
____________________________________________________
Благодаря каким промышленным предприятиям возникли следующие поселения:
Сестрорецк __________________________________________________________________
Красное Село ________________________________________________________________
Ижора ______
Урок № 6. Екатерининский Петербург
Что становится центром Петербурга в эпоху правления Екатерины?
_____________
Что такое «Петровский трезубец»
__________________________
Назовите улицы входящие в «трезубец»
1. _______________________________
2. _______________________________
3. _______________________________
Назовите архитектора памятника «Медный всадник»
_______________________________
_______________________________
Кто лепил голову для памятника
_______________________________
_______________________________
Кто вылепил змею для монумента
________________________________
________________________________
В память о каких заслугах установлен памятник Екатерине II.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Урок № 7. Санкт-Петербург – центр российской науки и искусства
Эрмитаж – это ________________________________________________________________
Публичная библиотека – это ____________________________________________________
Академия наук – это ___________________________________________________________
Какие науки развивались в академии _____________________________________________
____________________________________________________
Кого и чему обучали в следующих учебных заведениях.
Смольный институт ___________________________________________________________
_______________________________________
Воспитательный дом __________________________________________________________
_______________________________________
Морской кадетский корпус _____________________________________________________
_____________
Сухопутный шляхетный кадетский корпус _______________________________________
_____________
В каком году и кем была организована Академия художеств, почему ее называли «Академией трех знатнейших художеств»
____________________________________________________
Урок № 8. Известные деятели науки, литературы и искусства
Михаил Ломоносов
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Гавриил Державин
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Дмитрий Левицкий
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Владимир Боровиковский
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Федот Шубин
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Урок № 9. Пригороды столицы во времена Екатерины
Как называлась резиденция Екатерины II
__________________________
Назовите архитектора Екатерининского дворца?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Какие предприятия были основаны в:
Усть-Рудице - ___________________________________________
Шлиссельбурге - ___________________________________________
Найдите и впишите стихотворение, в котором описано Царское Село
___________________________
___________________________
___________________________
____________________________________________________