Занятие 5. Особенности становления и развития цивилизаций Востока в Средние века
При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 80−83, 101−104, 162−173
1. Отметьте основные особенности развития цивилизаций Востока в Средние века
А) отсутствие феодализма в классическом варианте
Б) динамическое развитие феодализма
В) цикличность развития восточных цивилизаций
Г) поступательное политическое развитие
Д) дестабилизирующая роль кочевых племен
Е) религиозное единство
Ж) нет единой периодизации
З) многообразие религиозно-филосовских учений
И) меньшая степень динамизма и «запаздывание» в развитии восточных обществ
Внесите правильные ответы
2. Столицей Римской империи город Византий стал
А) 330 г.
Б) 476 г.
В) 395 г.
Г) 1453 г.
3. К особенностям развития Византии относятся
А) географическое положение
Б) высокий уровень развития завоеваний
В) сложный этнический состав население
Г) власть опиралась на дружину
Д) сильное централизованное государство
Е) наличие вассально-сеньориальной системы
Ж) сохранение крупных городов с развитым ремеслом и торговлей
И) высокий уровень грамотности населения
К) сочетание античных и восточно-христианских элементов
Л) особое положение православной церкви
Внесите правильные ответы
4. Дайте определение следующим терминам
А) теократия
Б) халифат
В) ислам
Г) мусульманство
Д) Кааба
Ж) шиизм
З) суннизм
И) Коран
5. Соотнесите события и даты
События | Даты |
1. начало мусульманского летоисчисления | А) 661 г. |
2. смерть Мухаммеда | Б) 750 г. |
3. приход к власти Омейядов | В) 1453 г. |
4. создание Кордовского халифата | Г) 622 г. |
5. завоевание арабами Константинополя | Д) 892 г. |
6. | Е) 632 г. |
Запишите ответ
6. Заполните сравнительную таблицу развития государств Востока в Средние века
Особенности развития | Индия | Китай | Япония |
этапы развития государств | |||
Политического развития | |||
Экономического развития | |||
Социальная структура общества | |||
Философско-религиозные учения |
7. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания.
«Василевс– помазанник Божий – обладал безграничной властью. Однако удержаться на престоле в Византии было нелегко. Самая неограниченная монархия европейского средневековья, императорская власть в Византии, оказывалась самой непрочной. Император помыкал синклитом, самовластно распоряжался войском, покупал щедротами духовенство, пренебрегал народом. Но если при коронации ставшая традицией теория «Божьего выбора» не находила воплощения в формальной церемонии согласия на царство со стороны синклита, войска, церкви и народа, оппозиция могла сделать это «упущение» знаменем борьбы против «незаконного» василевса. Императора обожествляли как Божьего избранника, не было страшнее преступления, чем «оскорбление величества». Но мятеж против него как личности, недостойной трона, не осуждался, если мятежники выходили победителями …
Об идеальном василевсе у византийских авторов сказано немало. Обычно при этом подчеркивают четыре «главных» добродетели: мужество, целомудрие, мудрость и справедливость. Василевс должен быть подобен философу: не подвержен гневу, умерен, со всеми одинаково ровен, беспристрастен и милостив. …Но главным достоинством василевса чаще всего объявлялось наличие у него «страха Божия» (основы целомудрия), ибо моральная узда являлась единственным средством ограничения волеизъявления василевса. …Император, делящий с воинами мужественный и искусный в бою, вызывал уважение, тяготы походной жизни, но превыше всего ценились благочестие и благотворительность василевса».
1) Выпишите выделенные термины и дайте им определение
________________________________________________
2) Перечислите особенности императорской власти в Византии
______________________________
3) Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
______________________________
4) Какими качествами должен был обладать император?
________________________________________________
5) Почему византийцы ценили именно эти качества императора?
______________________________