ЗАНЯТИЕ 2. Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков
1. Натурализм как отражение позитивистских тенденций в литературе.
2. Эстетика натурализма: творчество братьев Гонкур. Авторские предисловия к их романам.
3. Теория натурализма у Э.Золя (ст. «Экспериментальный роман»). Э.Золя и И.Тэн.
4. Художественная практика натурализма – анализ одного из романов Э.Золя.
5. Темы и мотивы новелл Мопассана (тема франко-прусской войны, тема социальной жизни, тема любви); жанровые особенности.
6. Персонаж и автор. «Тайный рассказчик» в прозе Мопассана.
7. Натуралистические («темперамент») и реалистические (социальная среда) черты прозы Мопассана. Флобер и Мопассан. Мопассан и Золя.
Литература
1. Золя Э. Дамское счастье, Чрево Парижа. Творчество (на выбор).
2. Золя Э. Экспериментальный роман // Э. Золя. Собр. соч. в 26 тт. Т. 24.
3. Мопассан Ги де. Жизнь (роман). Новеллы.
4. Мопассан Ги де. Статьи о литературе: Гюстав Флобер. Бальзак по его письмам. Эволюция романа в девятнадцатом веке // Ги де Мопассан. Полн. Собр. соч. в 12 тт. Т.11. М., 1958.
5. Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Художественное и идейно-философское единство. Саратов, 1984.
6. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. М.: Терра, 1997.
7. Лосев А.Ф. Реализм, натурализм, позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.
8. Тэн И.-А. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: МГУ, 1987.
ЗАНЯТИЕ 3. Драматургия второй половины XIX века
1. Драматургическое творчество Г.Ибсена: общая характеристика.
2. «Пер Гюнт»: проблема личности.
3. «Кукольный дом»: социально-философская проблематика, композиционно-
жанровые особенности.
4. Ибсен и Чехов («Чайка»).
5. Интеллектуальная драма Б. Шоу. Авторское предисловие к пьесе «Дом, где разбиваются сердца»: композиция, содержательные задачи, эстетические функции.
6. Система персонажей и образ капитана Шотовера.
7. Смысл финала. «Интеллектуальный конфликт» и его сценическая функция.
Литература
1. Ибсен Г. Пер Гюнт. Кукольный дом.
2. Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца // Б. Шоу. Полн. собр.пьес в 6 томах. Л., 1978- 1981 (авторские предисловия Б. Шоу смотрите по этому изданию).
3. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // А. Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.
4. История западноевропейского театра. Ч.2. Театр западной Европы XIX-XX веков. 1889-1917. М., 1984.
МОДУЛЬ 2
ЗАНЯТИЕ 4. Характеристика литературных направлений и поэтика модернистского романа
1. Смысл названия романа Ф. Кафки «Замок».
2. Композиция романа: Землемер К. – Замок – Деревня (соотношение и их
взаимодействие в романе). Роль вставных новелл (назовите запомнившиеся
новеллы).
3. Основные темы романа (индивидуальное приключение души, подчиненность
повседневному, одиночество, вина…).
4. Оппозиция «Я» и «ДРУГИЕ» в романе «Замок» («Каждый человек безвозвратно
потерян в самом себе» – из дневниковых записей Ф.Кафки).
5. Роль и функция в романе помощников землемера К.
6. Женские образы романа (Фрида, Амалия, Ольга).
7. Концепция главного героя романа (землемер К.).
8. Философский смысл прихода героя в Деревню.
9. Надежда и абсурд в жизни героев Кафки.
10. Своеобразие писательской манеры Ф.Кафки.
11. Ваш вариант названия романа.
12. Д. Джойс и реформа зарубежного романа XX века.
Литература
1. Кафка Ф. Замок // ИЛ. 1988. №№ 1-3 и другие издания.
2. Кафка Ф. Из дневников // Называть вещи своими именами. М., 1986.
3. Борхес Х.Л. Франц Кафка. «Процесс» // Борхес Х.Л. Собр. соч. в 3-х тт. Рига, 1994. Т.1. С.242.
4. Борхес Х.Л. Кафка и его предшественники // Там же. Т.2. С.89-91.
5. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.
6. Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.
7. История немецкой литературы в 5-ти тт. М., 1976. Т.5. Гл.XIII.
8. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф.Кафки // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.93-101.
9. Колесников А.В. Процесс в замке (об отчуждении в литературе и о литературе) // Философские науки. 1991. № 10. С.150-161.
10. Нечепорук Е. Австрийская литература конца XIX – начала ХХ века в ее связях с философскими и идейными течениями времени // Национальная специфика
произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1982. С.104-110.
11. Сучков Б.Л. Франц Кафка // Сучков Б.Л. Собр.соч. в 3-х тт. М., 1985. Т.2. С.88-158.
ЗАНЯТИЕ 5. Литература критического реализма XX века
1. К предыстории вопроса: варианты моделей идеального государства (Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон, С. де Бержерак, Ф.Рабле, Вольтер, Л.-С.Мерсье, Е.Замятин…).
2. Композиционные особенности романа О.Хаксли «О дивный новый мир» (оппозиция: Заоградный мир – Инкубаторий).
3. Основные темы романов О.Хаксли и Д.Оруэлла (государственное устройство, политика, власть, народ, производство, нравственность, религия…).
4. Забвение истории в тоталитарном государстве («История сплошная чушь» – Форд у О.Хаксли; «подновление» истории в романе Д.Оруэлла).
5. Человек в системе тоталитарного государства:
а) Джон в резервации и Инкубатории;
б) Уинстон Смит на службе и дома: отсутствие свободы.
6. Формы протеста против существующей системы:
а) «отравление цивилизацией» и попытка спастись бегством в мир Природы
(О.Хаксли);
б) мимикрия, тайный бунт против Системы, поражение (Д.Оруэлл).
7. Судьба науки и искусства в романах О.Хаксли и Д.Оруэлла.
8. Художественное начало романов О.Хаксли и Д.Оруэлла.
9. Язык в подчинении: глава «Новояз» романа Д.Оруэлла. Шекспировские аллюзии и их «угасание» в финале романа О.Хаксли.
Литература
1. Замятин Е. И. Мы.
2. Оруэлл Д. 1984.
3. Хаксли О. О дивный новый мир.
4. Евсюков В. Человек и Левиафан. Утопия и антиутопия в свете реальности // Дальний Восток. 1990. № 5. С.151-160.
5. Зверев А. Зеркало антиутопии // Антиутопии ХХ века. М., 1989.
6. Зверев А. Когда пробьет последний час природы // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 26-70.
7. Латынина Ю. В ожидании золотого века. От сказки к антиутопии // Октябрь. 1989. № 6.
8. Недошивин В. Дж.Оруэлл – беглец из лагеря победителей // Иностранная литература. 1990.№ 3. С. 167-176.
9. Сабинина О.Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30-50-х годов ХХ века // Вестник Моск.ун-та. Серия 9. Филология. 1990. № 2. С.51-57.
10. Сорокин Ю.А., Кулешова О.Д. Джордж Оруэлл и принципы его новояза с лингвистической точки зрения // Язык – система. Язык – текст. Язык способность. М., 1995.
11. Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. М., 2007.
12. Шишкина С.Г. Истоки и трансформации жанра литературной антиутопии в XX веке. Иваново, 2009.