Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60—80-е гг
В этот период изменяются функции и задачи учебника истории. Он становится нужен не только для закрепления изученного на уроке, но и для обучения и воспитания учащихся, для осмысления и систематизации содержания курса. Реализовать эти задачи помогают таблицы и схемы, справочный материал, документы, иллюстрации. Вопросы и задания в учебниках давались к документам, иллюстрациям, параграфам и главам.
В 1964 г. в стране устанавливается 10-летний срок обучения в школе. Выдвигается задача сделать это образование обязательным. В мае 1965 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об изменении порядка преподавания истории в школах». Вместо элементарного и систематического изучения курсов историк вводился принцип линейности. В связи с принятыми изменения ми был проведен более экономный отбор содержания учебного материала курсов истории древнего мира и средних веков; курс отечественной истории стали изучать последовательно с 7 по 10 класс; а курс новой и новейшей истории - с 8 по 10 класс; устанавливалась синхронность изложения отечественной и зарубежной истории; вводилось изучение истории союзной республики; закреплялось изучение первоисточников в курсах истории СССР; в программы включалось краеведение с древности до наших дней.
Методика обучения истории в условиях реализации линейного принципа обучения. Последующие изменения в школьных курсах истории были связаны с переходом к всеобщему среднему образованию. В 60-70-е гг. были внесены изменения в историческое образование, в результате сложилась следующая структура.
Структура исторического образования (1967—1993 гг.):
5 класс — эпизодические рассказы по отечественной истории (2 ч. );
6 класс — история древнего мира (2 ч.);
7 класс — история средних веков (2 ч.);
8 класс — отечественная история до конца XVIII в. (2 ч.);
9 класс — новая история, ч. 1; отечественная история XIX в. (3 ч.);
10 класс - новая история, ч. 2; отечественная история с начала
XX в. до 30-х гг.; новейшая история до конца 30-х гг.
(4 ч.);
11 класс - отечественная история до современности; новейшая
история с 1939 г. до современности (3 ч.).
Принятая структура образования сохранялась до 1993 г. На уроки истории в общеобразовательной школе отводилось 18 часов в неделю, 612 часов в год (313 часов - отечественная история; 299 - зарубежная).
В 60—70-е гг. продолжается исследование методики обучения истории такими учеными, как А. А. Вагин, Д. Н. Никифоров, Н. Г. Дайри, П. В. Гора, П. С. Лейбенгруб, Ф. П. Коровкин. Развитие методики обучения истории шло от разработки средств и приемов по оказанию методической помощи учителю к поиску эффективных путей обучения учащихся. Ставилась цель научить школьников самостоятельно приобретать знания и ориентироваться в растущем потоке информации. В дидактике разрабатывались проблемы усиления активности и самостоятельности школьников и учебном процессе, повышения воспитательной роли обучения, интенсификации урока, введения проблемности в обучение.
В 60—80-е гг. целью обучения становится развитие активности и самостоятельности учащихся. Все больше внимания уделяется проблеме активизации их познавательной деятельности, формированию умений, приемов работы, поднимается вопрос о развивающем обучении. Так, А. А. Янко-Триницкая, Н. И. Запорожец изучают умственные операции учащихся; сотрудники кафедры МПГИ - уровни познавательной деятельности, приемы работы, умения и способы познавательной активности, структурно-функциональный подход к отбору содержания, приемы и средства обучения. Специалисты Института содержания и методов обучения Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер поднимают вопрос о проблемности обучения и развитии исторического мышления учащихся и в связи с этим о месте и роли познавательных задач.
В конце 80-х гг. в образовании возникли кризисные явления, порожденные распадом прежней системы общественных отношений. Начался поиск новых образовательных конструкций, соответствующих новым тенденциям развития общества.