Экскурсия как основная форма организации культурно-просветительного туризма
Культурный туризм – это такой туризм, когда целью путешествия является «получение информации о какой-то местности, о ее культурных ценностях». Основным способом осуществления такой деятельности является экскурсия. В связи с этим культурным туризм относят только такую деятельность, когда экскурсия является основной деятельностью туриста. За всю историю отечественного экскурсоведения существовало немало определений экскурсий, отражающих ее сущность. В конце ХIXв. экскурсию определяли как проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо для собирания трав и т.п. Коней XX – начало ХХI века экскурсия определялась как «целенаправленное освоение действительности через аудиовизуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода», - Святославский.
Таким образом, в процессе эволюции из прогулки, преследующие практические цели экскурсия превратилась в мощное средство культурно-просветительной работы.
Общими признаками являются следующие: 1. наличие экскурсантов, 2. наличие квалифицированного экскурсовода, 3. протяженность экскурсии во времени от одного до шести академических часов, 4. протяженность экскурсии в пространстве, т.е. наличие заранее составленного маршрута, 5. показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного расположения, 6. целенаправленность проведения экскурсии, что предполагает заблаговременную подготовку экскурсии, а именно, определение целей, задач, отбор объектов, выбор аудитории и т.п., 7. активная деятельность участников экскурсии. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, тур, лекцию, просмотр видео или кинофильма и т.п. Перечисленные признаки лишены мероприятия обозначенные термином «гидизм». Под гидизмом понимают бессистемный, беглый осмотр достопримечательностей с помощью гида в порядке появления объектов перед экскурсантами (туристами). Отечественные теории экскурсионного дела рассматривают гидизм как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии.
Экскурсия как вид деятельности выполняет ряд функций, которые делятся на основные и дополнительные. Основные функиии: 1. информативно-познавательная: любая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурно-исторической или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний. Экскурсанты в процессе экскурсии узнают что-то новое либо углубляют и конкретизируют имеющиеся знания. В зависимости от вида экскурсии (тематическая или обзорная) экскурсанты получают разный объем информации. 2. воспитательная: экскурсия не только передает знания по определенной теме, но и помогает экскурсантам выработать отношения к тому, что они узнали, поэтому перед экскурсоводом встает задача оказать влияние на формирование мировоззрения экскурсантов, норм поведения, речевого этикета. В экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: нравственная и эстетическая, политическая и патриотическая и т.п. Например, этнографические экскурсии воспитывают уважение к культуре и традициям разных народов и т.п. Важной частью экскурсии, как воспитательного процесса, является после экскурсионная работа экскурсантов. Она становиться возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по теме экскурсии. 3. развлекательно -досуговая: экскурсовод должен помнить, что экскурсия это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, это способ проведения досуга. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов и большим объемом материала, т.е. превращается в сугубо познавательный процесс, с другой стороны, следует иметь в виду, что только развлечением существовать экскурсии не исчерпывается, следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно установить паритет между удовлетворением познавательной и развлекательной потребностей экскурсанта. Дополнительные: 1. эстетическая - проявляет себя в двух ипостасях: а) на экскурсии важно показать красоту окружающего мира, обратить внимание на объекты, которые кажутся привычными и обычными, б) важно не просто передать информацию, но и сделать это красиво с помощью правильной речи, эффективных жестов и т.п. 2. коммуникативная - в основе экскурсии лежит духовно-информационный тип общения.