Тема 7. Европейская государственная помощь и поддержка нуждающимся в XVII - XIX вв
Тенденции оформления новой парадигмы помощи и поддержки в XVII - XIX вв. Становление общественных и государственных подходов к поддержке нуждающихся в Германии. Французская модель помощи и защиты уязвимых слоев населения. Развитие общественной помощи в Англии.
Тема 8. Европейские модели социальной работы и социального обеспечения в XX в.
Система социального обеспечения и социальной работы в европейских странах. Германская система социальной работы и социального обеспечения в XX в. Социальная работа и система социальной защиты во Франции. Модель социальной работы и социального обеспечения в Великобритании.
Тема 9. Российская практика общественного призрения и частной благотворительности в XVIII - начале XX вв.
Общественное призрение и частная благотворительность в период с XVIII до начала XX века. Общественное призрение в период петровских реформ. Социальная деятельность земских органов самоуправления. Образование городских дум и активизация социальной работы. Органы городского самоуправления и формы социальной помощи нуждающимся. Частная и общественная благотворительность. Социальная защита служащих гражданских ведомств. Военнослужащие в системе социального обеспечения. Социальное призрение заключенных. Рабочее социальное законодательство в России: его зарождение и развитие. Социальное обеспечение в Советский период.
Раздел III. Практика социальной работы в современных условиях
Тема 10.Особенности социальной работы. Социальная работа как вид деятельности.Тенденции и перспективы развития современной системы социальной работы.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. По теме 1 - 4 часа
Цель занятия: рассмотреть этапы, формы социальной помощи, а также отечественные и зарубежные модели практики социальной работы, изучить методы и принципы данной дисциплины, проанализировать группы источников изучения истории социальной работы.
Содержание занятия: дать сравнительный анализ отечественной и зарубежной парадигм помощи. Раскрыть особенности периодизации истории социальной работы в России в сравнении с историей социальной работы за рубежом. Выступление студентов с докладами. Выполнение практических заданий.
2. По теме 2 – 2 часа
Цель занятия: изучить религиозные представления о милосердии и благотворительности в мировых религиях.
Содержание занятия: сделать сравнительный анализ взглядов, представлений мировых религий о милосердии, благотворительности, сострадании и прощении.
3. По теме 3 – 4 часа.
Цель занятия: рассмотреть исторические архетипы профессиональной работы, возникшие в результате дифференциации труда и общественных отношений в ранних государствах. Проанализировать влияние факторов, влияющих на становление практики социального законодательства, формы помощи.
Содержание занятия: выступление студентов с докладами. Определить те факторы, которые влияют на становление практики социального законодательства, форм помощи, в области попечения сирот. Рассмотреть деятельность первых христианских монастырей.
4. По теме 4 – 2 часа.
Цель занятия: дать представления о традициях помощи и взаимопомощи древних славян, рассмотреть основные тенденции и модели родовой системы поддержки.
Содержание занятия: рассмотреть основные виды и формы помощи у восточных славян. Определить те факторы, под влиянием которых складывались гуманистические традиции восточных славян. Проанализировать филантропическую деятельность князей Киевской Руси.
5. По теме 5 - 4 часа.
Цель занятия: дать предоставления о тенденциях отечественной практики общественной помощи с древних времен до периода государственных регламентаций в средневековой Руси. Раскрыть этапы, тенденции церковной и государственной благотворительности и общественной помощи.
Содержание занятия: раскрыть историческое значение княжеского нищелюбия. Дать сравнительную характеристику княжеского нищелюбия отечественных исследователей XIX и XX вв. Дать сравнительную характеристику практики локализации нищенства в России и за рубежом в XV- XVII вв. Определить основные тенденции государственной системы помощи, которые складывались в период Московского царства.
6. Тема 6 – 2 часа.
Цель занятия: рассмотреть основные социально-исторические тенденции формирования конфессиональной и светской помощи, показать механизм оформления социального законодательства в контексте государственных мер против распространения бедности и профессионального нищенства.
Содержание занятия: изучить особенности частной благотворительности в период средневековья. Проанализировать гуманистическую концепцию благотворительности в период Средневековья. Проанализировать деятельность Мартина Лютера в борьбе с нищенством и организации попечения бедных. Проанализировать деятельность первых работных домов на Западе в средние века.
7. Тема 7 – 2 часа.
Цель занятия: раскрыть государственные подходы европейских государств к локализации профессионального нищенства, этапы развития законодательства в европейских странах, определить тенденции исторических форм практики социальной работы.
Содержание занятия: определить какие социально- исторические тенденции послужили развитию новой парадигмы помощи и поддержки в XVII - XIX вв. Раскрыть сущность и отличие гамбургской и эльберфельдской систем помощи. Какие идеи Великой французской революции оказали влияние на становление системы помощи и поддержки в XIX в.
8. Тема 8 – 2 часа.
Цель занятия: рассмотреть основные тенденции становления социальной работы в системе социального обеспечения в европейских странах. Раскрыть особенности системы социальной работы и социального обеспечения в Германии, Франции, Великобритании.
Содержание занятия: определить черты, которая приобретает социальная работа в Европе в XX веке. Какие тенденции характеризуют социальную защиту в Англии в первой половине XX века. Дать сравнительную характеристику системы социальной защиты Франции и Германии. Показать отличия системы социального обеспечения Германии и Англии.
9. Тема 9 – 2 часа.
Цель занятия: раскрыть тенденции общественного призрения и частной благотворительности в период империи. Рассмотреть особенности формирования институтов помощи и поддержки в период петровских реформ, в пореформенный период. Раскрыть направления социальной деятельности земских органов. Рассмотреть деятельность органов городского самоуправления и формы социальной помощи нуждающимся. Изучить деятельность правительства по социальной поддержке государственных служащих, раскрыть специфику государственного и общественного призрения военнослужащих в XVIII – XIX вв. Рассмотреть систему социального обеспечения в советский период. Рассмотреть систему наказаний и исправлений в мировой практике, историю попечительства и посещения тюрем в России.
Содержание занятия: определить тенденции, которые проявляются в системе общественного призрения в период империи. Покажите особенность формирования институтов помощи в период петровских реформ. Какие исторические тенденции повлияли на становление земской и городской системы помощи. Проанализировать деятельность первых русских благотворительных заведений: богадельных домов, изб, лечебниц, приютов, убежищ. Определить формы социального призрения защитников Отечества в XVIII - XIX вв.
10. Тема 10 – 4 часа.
Цель занятия: изучить особенности становления социального обеспечения в России, современную систему социальной работы, ее тенденции и перспективы развития.
Содержание занятия: раскрыть суть новой государственной системы социальной защиты населения. Назовите направления социальной работы в современных условиях. Каковы особенности благотворительности в современных условиях. Раскройте сущность программ, направленных на защиту детства в России. Проанализируйте деятельность одной из благотворительных организаций в г. Тольятти. Ознакомится с содержанием и направлениями работы одной из социальных служб на территории г. Тольятти. Подготовить обзор номеров журнала «Российский журнал социальной работы», «Социальная защита», «Социальная работа» и др. о проблемах истории социальной работы в России. Выступление студентов с докладами.
V. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, в том числе контрольных работ, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам.
Самостоятельная работа организуется, обеспечивается и контролируется кафедрой. Время для нее отводится не менее 3-4 часов ежедневно.
№ темы | Темы занятий | Всего время, часов | Содержание самостоятельной работы и распределение времени |
Теоретико-методологические проблемы истории социальной работы | 1. Изучение конспекта лекций и рекомендованной литературы – 2 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2 часа. 3. Выполнение практических заданий – 2 часа. | ||
Религиозные представления о милосердии и благотворительности | 1. Изучение рекомендованной литературы – 2 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2 часа | ||
Древнейшие формы помощи и взаимопомощи в государствах Древнего мира | 1. Изучение рекомендованной литературы – 6 часа 2. Подготовка и выполнение практического занятия –2 часа 3. Выполнение практических заданий – 2 часа | ||
Древнейшие формы помощи и взаимопомощи в славянских общинах | 1. Изучение рекомендованной литературы – 4 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2 часа | ||
Средневековая Русь: парадигма общественной помощи и монастырской благотворительности в X - XVII вв. | 1. Изучение рекомендованной литературы – 4 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 4 часа | ||
Европейское Средневековье: монашеские ордена и монастыри, городская взаимопомощь нуждающимся | 1. Изучение рекомендованной литературы – 4 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 4 часа | ||
Европейская государственная помощь и поддержка нуждающимся в XVII - XIX вв. | 1. Изучение конспекта лекций и рекомендованной литературы – 2 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2 часа 3. Выполнение практического задания – 2 часа | ||
Европейские модели социальной работы и социального обеспечения в XX в. | 1. Изучение рекомендованной литературы – 4 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 4 часа | ||
Российская практика общественного призрения и частной благотворительности в XVIII - начале XX вв. | 1.Изучение рекомендованной литературы – 4 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 6 часа 3. Выполнение практических заданий – 4 часа | ||
Актуальные проблемы социальной работы в современной России | 1. Изучение рекомендованной литературы – 2 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2 часа 3. Выполнение практических заданий – 3 часа | ||
Всего |
VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
- Благотворительность как составная часть милосердной деятельности.
- Отечественная модель становления истории социальной работы.
- Зарубежная модель становления истории социальной работы.
- Научная периодизация истории социальной работы в России и за рубежом.
- Принципы и методы изучения курса «История социальной работы».
- Группа источников изучения курса «История социальной работы».
- Особенности библейских представлений о помощи нуждающихся.
- Буддизм о сострадании и благотворительности.
- Иудаизм о сострадании и милосердии.
- Индуизм о человеколюбии и веротерпимости.
- Каратативная деятельность католической церкви.
- Развитие форм помощи и поддержки в Древней Греции.
- Особенности практики помощи в Древнем Риме.
- Зарождение христианских традиций благотворительности.
- Инфантицид и социальное сиротство.
- Церковно-монастырская парадигма помощи и поддержки в Средневековье.
- Благотворительная деятельность монашеских орденов.
- Развитие городской системы помощи и поддержки в Германии.
- Развитие городской системы помощи и поддержки во Франции.
- Развитие городской системы помощи и поддержки в Англии.
- Проблема нищенства за рубежом в эпоху Средневековья.
- Мирская деятельность общин в период Средневековья.
- Появление и функционирование работных домов в средние века.
- Становление общественных и государственных подходов к поддержке нуждающихся в Германии в XVII - XIX вв.
- Французская модель помощи и защиты уязвимых слоев населения в XVII - XIX вв.
- Развитие общественной помощи в Англии в XVII - XIX вв.
- Деятельность христианской благотворительной организации «Армия спасения» во второй половине XIX в.
- Виды, формы помощи и взаимопомощи у восточных славян.
- Историография быта и нравов восточных славян.
- Формы княжеской благотворительности в киевской Руси в IX - XIV вв.
- Становление и развитие государственного призрения в России (вторая половина XVII - первая половина XIX вв.).
- Благотворительная деятельность ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны.
- Крещение Руси и нищелюбие как морально - нравственный феномен православия.
- Культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами.
- Императорское Человеколюбивое общество и его филантропическая деятельность.
- Благотворительная деятельность Екатерины II.
- Становление детского призрения в России во вторая половина XVII - первая половина XIX вв.).
- Реформы Петра Великого в области общественного призрения.
- Формы великокняжеской благотворительности в древней Руси.
- Особенности монастырско-церковных форм призрения в Древней Руси.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ