Боккаччо жизнь и творчество

Введение

Джованни Боккаччо известен, прежде всего, как великий основоположник гуманистической культуры европейского Возрождения. В его произведениях раскрыта исторически новая концепция действительности, по «ренессански революционная» для сознания средневекового человека.

Согласно ей, центром Вселенной является цельная личность, внутренне свободный человек, руководствующийся в своих поступках чаяниями сердца. На передний план выступает земной материальный мир и признается ценность общественной жизни[1]. Аскетические идеалы видятся неприемлемыми для вольной души, не знающей ограничений и страха.

Творчество Боккаччо уходит глубоко корнями в народно-городскую культуру Позднего Средневековья. Тем прочнее и ярче выражены его гуманистические сюжеты, будучи развернутыми на фоне обширной национальной почвы[2]. Дух его произведений дышит воздухом бунтующей Флоренции и чарующего, ласкового Неаполя.

Вклад и новаторство Боккаччо не ограничивается раскрытием сущности гуманизма (хотя уже одно это достижение, несомненно увековечивает память о нем). Он создает новеллу Возрождения, закладывает основы ренессансной поэтики, эпической поэмы и пасторали, а также психологического романа Нового времени.

Особый интерес для нас представляет поэма «Фьезоланские нимфы», написанная на сюжет античной мифологии, и элегия «Фьямметта», в которой мастерски раскрывается душевная драма покинутой влюбленной. Хотелось бы проследить возможный прототип главных героинь произведений, навеявший столь необычные для того времени сюжеты. Выяснить мотивы, которыми был движим Боккаччо, вынашивая свои творческие замыслы. И сопоставить характеры, испытываемые чувства, побуждения и поведение двух юных девушек.

Боккаччо жизнь и творчество

Личная жизнь великого гения тесно переплетается с написанием того или иного произведения, наделяя каждое из них особенным душевным состоянием, которому подвластен автор. Именно собственные переживания Боккаччо ложатся в основу многих его зарисовок, задавая тон повествованию и вдохновляя на создание различных образов героев. Поэтому кратко обговорим некоторые факты из биографии Боккаччо.

Жизнь и творческая деятельность Джованни Боккаччи распадаются на три периода: неополитанский, затем период зрелости во Флоренции – примерно десятилетие между 1343-1353 годами, и заключительный - обращение к научному знанию вследствие душевного кризиса[3].

В Неаполь четырнадцатилетний Джованни был отослан, после того, как его отец женится вновь и отношения между ними окончательно портятся. Предполагалось, что там Джованни закончит обучение торговому делу, но ни коммерция, ни позже каноническое право так и не находят не малейшего отклика в душе юноши. Все свободное время Джованни посвящает изучению авторов классической древности, мир которых открывает для него библиотекарь короля – Паоло Перуджино. Из увлечений того времени юного Боккаччо следует отметить также непримиримый интерес к астрономии.

В то время Неаполь является резиденцией короля Роберта Анжуйского, широко образованного просветителя и покровителя Петрарки[4]. Роберт Анжуйский привлекал к своему двору искуснейших поэтов и талантливейших ученых, среди них и оказался Боккаччо. В этом изысканном обществе Джованни ухаживает за придворными дамами, воспевая их в своих стихах. Однако предметом его самого серьезного увлечения явилась лишь одна из них – Мария д’Аквино.

Годы, проведенные в Неаполе, были счастливейшим временем в жизни Боккаччо. Вместе с тем они ознаменовались интенсивным поэтическим творчеством, когда он сформировался как писатель. Характерно то, что почти во всех его произведениях этого периода, присутствует образ Марии, а именно в: поэмах «Филострато» (около 1335), «Тезеида» (около 1339-41) и романе «Филоколо» (около 1336-38), основанных на сюжетах средневековых романов[5]. Марию, которую мы видим в них – никто иная как будущая Фьямметта.

В 1343 году король Роберт умирает, с ним канун в небытие и прежние радости Боккаччо при дворе. Оставаться в Неаполе видится далее просто бессмысленным. В 1349 году, по смерти отца, Джованни обосновывается во Флоренции, где и проводит остаток жизни. В этот период были созданы самые значительные шедевры писателя: пасторальный роман «Амето»(1341-1342), повесть «Фьяметта» (1343--1344), «Фьезоланские нимфы» (1345), и вершина творчества итальянского гуманиста - «Декамерон» (1350-е)[6].

По окончании работы над «Декамероном» и последовавшего за ним «Корбаччо», Боккаччо в течение остальных двадцати лет своей жизни ничего не пишет на родном языке (за исключением биографии Данте). Он полностью отдается написанию ранее начатых и новых латинских трактатов, посвященных своей старой страсти – классической древности. Отличительной чертой заключительного периода можно назвать победу гения ученого над гением национального поэта и писателя.

На протяжении этих трех периодов поэтическое и научное дарование Боккаччо раскрывается нам с абсолютно разных сторон. Но одно остается неизменным – проекция происходящих с ним событий на его плодотворнейшую литературную деятельность.

Прототип «Фьямметты» и его отзвуки в «Фьезоланских нимфах»

Темой доклада поставлена проблема женских образов; поэтому, мне кажется, необходимым, сначала обратится к реальному прототипу, породившему в сознании Боккаччо столь насыщенные литературные образы.

Музой Боккаччо, как уже говорилось в прошлой главе, является знатная дама Мария д’Аквино. Мария д’Аквино предположительно - внебрачная дочь короля Роберта Анжуйского, которая была замужем за одного из видных придворных. (Хотя важно оговорить, что историческими свидетельствами не подтверждается факт существования Марии, потому некоторые ученые полагают развитие этой теории несостоятельной)[7].

Первый раз Боккаччо повстречал её в церкви Сан-Лоренцо в страстную субботу в 1338[8] году или ранее в 1336[9] году.

Пылко влюбленный Боккаччо добивается ответной взаимности от Марии, которая недолго сопротивлявшись, полностью разделяет его чувство. Боккаччо пребывает в безумном счастье, которое находит свое отражение в наличие образа Марии повсеместно практически во всех творениях влюбленно. Однако его блаженство оказывается недолговременным. Ветреная красавица начинает ему изменять, а потом и вовсе покидает поэта. Боккаччо всячески пытается завоевать обратно утерянную любовь, но безуспешно. Так продолжается до его отъезда к отцу во Флоренцию в 1340 году, дела которого оказываются к этому времени расстроены, а его жена умирает[10].

Трудно не увидеть явные параллели между событиями, описываемыми в повести и жизни Боккаччо. Только в элегии ситуация представлена в противоположном, «перевернутом» варианте: Фьямметту покидает Панфило, призываемый отцом. Это дает основания утверждать, что тяжело переживая утрату, Боккаччо отомстил возлюбленной на страницах повести, поставив её на свое место[11].

В действительности же маловероятно, что такая метаморфоза в плане повести, явилась вылившейся «местью» автора и пламенным желанием отомстить обидчице-изменнице. Это невозможно уже потому, что весь рассказ имеет своей целью, вызвать в читателе сочувствие к страдающей Фьямметте, а не к её коварному возлюбленному. Вероятнее всего, здесь видеть стремление до конца развеять былые чары и отрешиться от собственных односторонних переживаний[12]. Кроме того, для Боккаччо выступал наилучшим примером его великий предшественник и учитель Данте. Пережив аналогичное сердечное разочарование в том же возрасте, что и Джованни, он обращается к наукам и философии. Несомненно, Боккаччо пытается подражать Данте, сочиняя морально-аллегорические поэмы[13].

Вероятно, своего рода продолжением этой традиции стала поэма о нимфах. В «Фьезоланских нимфах» намек на любовное увлечение поэта присутствует в первой октаве.

Амур мне петь велит. Пора настала.

Он в сердце, как в дому, провел лета.

Великолепье сердце мне связало,

Блеск ослепил; я не нашел щита,

Когда лучами душу пронизало

Сияние глаз. Владеет мною та,

Что, ночь и лень из слез и воздыханий

Сплетя, томит – вина моих терзаний.

Однако остается загадкой, воспевает Боккаччо здесь Фьямметту или уже иную даму сердца. С другой стороны, если воспринимать слова поэта буквально, то упоминаемая любовь живет годами в его груди. С достоверностью же можно говорить, что связь с Марией, была самой продолжительной для того периода творчества Боккаччо.

Образ Марии д’Аквино пронизывает все существо гениального Боккаччо. Даже спустя время после печального расставания с нею, в произведениях Боккаччо можно найти отголоски прошлого чувства.

Наши рекомендации