Урок № 61. Э. Шим «Снег и Кисличка». Ю. Коваль «Невидимка», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами», Е. Баратынский «Весна, весна».
Цели:1. Подвести итоги работы над произведением Э. Шима «Снег и Кисличка» через собственное творчество учащихся.
2. Познакомить с произведениями А. Пушкина, Е. Баратынского, Ю. Коваля.
3. Развивать внимание к образным средством языка.
4. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины.
5. Развивать навыки выразительного чтения.
6. Воспитывать чувство прекрасного.
Проверка домашнего задания скорее всего будет состоять из нескольких частей: одни учащиеся подготовят чтение одного наиболее понравившегося эпизода поэтической сказки Э. Шима «Снег и Кисличка», другие — пересказ, а третьи — напишут продолжение этого произведения. Общим для всех будет вопрос: «Если бы вы встретили писателя Э. Шима, чтобы ему сказали, о чем бы спросили? Как бы он оценил ваше творчество? Чьё сочинение, на ваш взгляд, ему более всего понравилось бы и почему? «Подключая автора к беседе, мы как бы приглашаем четвероклассников заглянуть в творческую лабораторию писателя, понять, что это сложное и непростое дело — сочинять настоящее художественное произведение. Продолжением этого разговора будет и новый материал: рассказ Ю. Коваля «Невидимка».
Ю. Коваль оригинально и плодотворно разрабатывал малые жанры, прежде всего рассказ и сказку. Этот автор — писатель настоящего художественного естества, он органически чувствует слово, мелодию речи, её напевность, внутренний строй, и это — свидетельство его поэтического дара. Слова для него — материал, имеющий свою живописную фактуру, потому что все его истории зримы и точны даже в мелочах. Он не просто рассказывает, а он мастер сказа, но и живописует. Очень часто Юрий Иосифович использует в своих поэтических миниатюрах прием олицетворения, что помогает воспринимать образ живым, неповторимым. Им он пользуется и в рассказе «Невидимка». В таинственной, загадочной форме представляет нам писатель появление ранней весны.
Читаем рассказ (учитель или ученик), а затем работаем над текстом: «О ком идет речь в произведении? Назовите главных героев (автор и весна). Чем удивил вас рассказ? Что необычное в нем? Представили ли вы весну? Какая она? Кто помог вам увидеть весну такой? Почему автор говорит: «...проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег»? Видели вы такое явление? (Снег напоминает «ноздрястый, пористый кусок пирога или шоколада»). Можно ли произведение Ю. Коваля «Невидимка» назвать поэтической миниатюрой? Почему?. Подводя итог работы (после повторного чтения рассказа учениками цепочкой), учитель говорит: «Писатель Ю. И. Коваль увидел раннюю весну именно такой лёгкой, воздушной. А вот другие авторы представили её" по-своему. Читаем стихотворение А. С. Пушкина «Гонимы вешними лучами...» Выясняем: «Каким настроением проникнуто стихотворение? Созвучно ли оно рассказу Ю. Коваля? Что удивило, обрадовало А. С. Пушкина? Докажите свои суждения. Какие слова, выражения помогают поэту воссоздать образ пробуждающейся природы? Какие картины предстают перед нами? Нарисуйте их словесно. Какое название подходит более всего к этому стихотворению? Придумайте и докажите его правомерность. Выразительно читаем стихотворение: после «лучами» делаем короткую паузу, не делаем пауз после «снега», «ручьями», выделяем голосом «лучами», «снега», «ручьями», «на потопленные луга». Не делаем пауз после «природа», после точки с запятой — глубокая пауза. После «синея» — короткая пауза. Выделяем голосом «блещут небеса» и т. д.
Если на уроке остается время, то можно поработать над стихотворением Е. Баратынского «Весна, весна...» Если же такового нет — можно учащимся предложить прочитать и проанализировать произведение дома с помощью вопросов учебника. В любом случае нужно обратить внимание учащихся на своеобразие описания прихода весны Евгением Баратынским. В нем (произведении) преобладает восклицательная интонация, передающая бурную радость поэта, его ликование приходом весны. Просим четвероклассников определить «Как описывает автор воздух (чистый), небосклон (ясен, своей лазурью живой слепит очи он)? Как вы это представляете? Нарисуйте словесную картину. Почему в описании поэта облака такие лёгкие? Как он добивается этого? Почему о реке говорится что она взревела? Опишите словами эту картину. Какими приемами пользуется автор. Сравните все три произведения о весне. Чем они похожи? Что их отличает?» (Ю. Коваль, используя прием олицетворения создает загадочный, таинственный, незримый образ весны, у А. С. Пушкина весна набирает силу, ей подвластно всё, а у Е. Баратынского — праздник, торжествующей победу весны!)
Домашнее задание: перечитать рассказ Ю. Коваля «Невидимка»
и одно из стихотворений выучить наизусть (на выбор). Можно пред
ложить учащимся найти какие-либо сведения о поэтах, чтобы за тем
рассказать в классе.
Урок № 62. Внеклассное чтение «Русские поэты-классики»
ПОЭТИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ