Начальные этапы древнерусской историографии
Средневековые исторические представления роднит существенная общая черта, а именно: исторические события освещались авторами с позиций провиденциализма, то есть божественного предначертания, человеческие поступки и исторические события и явления объяснялись вмешательством провидения в человеческие дела
На ранних этапах становления государственности у восточных славян исторические события объяснялись деятельностью божеств языческого пантеона, а позднее, с распространением христианства, - волей Господа.
Средневековая историческая идея оформлялась в уникальных памятниках богословской мысли. Важнейшим памятником такой мысли было, в частности «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. «Слово» было впервые произнесено 26 марта 1049 г. Иларион стал первым русским по национальности митрополитом (1051-1054 гг.), который занял митрополичью кафедру усилиями Ярослава Мудрого (до этого митрополитами в Киеве ставили греков, присылаемых из Византии) «муж благ, книжник и постник».
Время написания «Слова» датируется периодом между 1037-1050 годами. Иларион написал его еще тогда, когда был священником что сохранилось более чем 50 списков, относящихся к ХV – ХVI векам.
Это первый дошедший до нас историософский и политический трактат Древней Руси. В «Слове» история различных народов, в том числе и русская история, рассматривалась автором как история прогресса, в основе которого лежит процесс приобщения народов к христианству
Смысл существования народа -познать себя, свою задачу перед Богом. Это духовно-нравственный смысл всей истории.
Ответственность князя за управление землей и поддержание мира.
С древнейших времен на несколько веков наиболее распространенной формой исторических сочинений на Руси и ярчайшим примером именно исторических сочинений становятся летописи, то есть погодные («по летам») записи о событиях.
Часто составителем сводились различные летописные рассказы, тогда летопись получала вид сборника, "свода".
Центры летописания находились чаще всего при княжеских дворах, епископских и митрополичьих кафедрах, монастырях.
Древнейшим из дошедших до нашего времени летописных сводов является "Повесть временных лет", составленная в начале XII века (предположительно около 1110-1113 гг.) монахом Киево-Печерском монастыря Нестором на базе нескольких, предположительно киевских и новгородских, сводов XI века. Текст свода уже вскоре после создания был подвергнут переработке игуменом киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром (1116 г.), .), а затем и другими летописцами, и явился, таким образом, сложным по составу памятником коллективного исторического творчества.
Повесть временных лет" можно рассматривать уже как общероссийский свод. Через весь рассказ проходит идея единства русской земли, сила государства прямо связывалась с необходимостью единения. Идеалом государственного деятеля предстает Владимир Мономах, которому удалось объединить князей вокруг киевского великокняжеского стола для борьбы с половцами. "Повесть" охватывает историю человечества от Ноева потопа и до начала XII в.;
В частности, в текст "Повести" включено "Поучение" Владимира Мономаха, автобиографическое назидательное произведение, обращенное к детям. Владимир учит своих детей, что если кто молвит, что "Бога люблю, а брата своего не люблю" - ложь это
«Повесть» стала первой летописью Киевского княжеского дома; Это – первая полная, народная история Руси, на которой воспитывались многие поколения русских людей.
Излюбленным чтением на Руси в течение многих веков были жития святых
С приятием христианства Русь познакомилась с обширным кругом византийских житий. Среди них особым почитанием и популярностью пользовались повествования о чудесах, творимых Николаем Мирликийским и Георгием Победоносцем, жития Дмитрия Солунского и Марии Египетской. Уже во второй половине XI в. появляются и первые жития русских святых – Антония Печерского (до нашего времени не сохранилось), Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Таким образом, на отечественной почве родился один из самых любимых русским народом жанров - агиография.
Большой интерес для историка представляют княжеские жития – Ольги, Владимира, Мстислава Владимировича, а также местных святых: Авраамия Смоленского, Евфросинии Полоцкой.
Среди памятников церковной литературы XI – XIII вв. выделяется своим сложным, синтетическим содержанием «Киево-Печерский Патерик». «Патерик» (от греческого «патер» - «отец») – сборник слов, поучений и рассказов о духовных отцах, в данном случае о монахах Киево-Печерского монастыря. Этот сложный по составу сборник содержит много указаний на события, которые отсутствуют в других исторически источниках. В нем содержатся интересные известия об экономике и культуре Киевской Руси.
Значительное распространение на Руси имели апокрифы, («отреченные», то есть «запрещенные» книги); это произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии, признанные церковью «ложными» и запрещенные для чтения. Ветхозаветные апокрифы были созданы, как правило, в среде позднего иудейства на еврейском и арамейском языках
Новозаветные, повествующие о жизни Богородицы, Христа, апостолов, они сохранились в переводах на греческом, латинском, славянском, армянском и некоторых других языках. Последние и имели хождение на Руси
Именно в период Киевской Руси оформляется комплекс восточнославянского фольклора это былевой эпос. (Былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Микуле Селяниновиче и др.) Кроме того, народное творчество создавало также сказки, загадки и пословицы, поговорки и присловья, игры, гадания и т.д. многое было записано исследователями уже в XVIII-XX веках.
Неизменным остается провиденциалистское понимание действительности.
Новое в русской историософии было связано прежде всего с именем Сергия Радонежского, который трудился над решением задачи преодоления «розни мира сего». Сергий создал общерусский культ Троицы, придав особый смысл празднику Пятидесятницы. – отличие от Византии