Идея общественного прогресса в истории философской мысли
Представление об общественном прогрессе зарождалось на заре философской мысли. Оно возникло тогда, когда выделившийся из природы человек научился рационально осмысливать внешний мир. Есть ли общество нечто неизменное, раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, переход в иное состояние? — вот в чем суть проблемы общественного прогресса.
Для большинства античных философов история общества представала как простая последовательностьсобытий. Считалось, что за всем этим стоит нечто неизменное и вечное («космос», «логос»). Первые представления о прогрессе возникали лишь как отдельные догадки. Так, Демокрит развивал идею происхождения людей из звериного состояния под воздействием потребности в самосохранении. Нужда побуждала людей создавать орудия труда, строить жилье.
В античном обществе возникла и идея о том, что общество развивается, но по нисходящейлинии, т.е. имеет место регресс. (Гесиод, Сенека). В своей поэме «Труды и дни» Гесиод писал, что человечество пережило пять стадий, всякий раз спускаясь по лестнице истории на ступеньку вниз. Начальным состоянием был «золотой век», эпоха счастья и благополучия. Затем наступили «серебряный» и иные века. Итогом всего стал «железный век», где люди все время проводят в трудах, заботах и печалях. Здесь царит зло, насилие и несправедливость. Так идеализировалось прошлое человечества как якобы безмятежное состояние. Неудивительно, что позже идея «золотого века» была воспринята во многих учениях (в утопическом социализме, в классическом марксизме) и превращена в мечту о коммунизме как грядущем«золотом веке» человечества, который все же придет на смену жесткой и бесчеловечной «предыстории».
Однако господствующей идеей в античной философии была идея цикличного круговорота,т. е. повторения обществом одних и тех же состояний (Платон, Аристотель). Платон полагал, что в этом мире действует некое божественное провидение (замысел Творца) как план, схема развития мира. Все, что есть в обществе (рабство, политический строй и т.д.), — все создано Творцом и поэтому неизменно и вечно.
В это историческое время в философии возник исторический пессимизм,т.е. неверие в возможность прогресса общества и самих людей. Данная идея сформировалась под воздействием распада Римской империи была представлена, в частности, в творчестве Секста мпирика. Стал распространяться фатализмс его убежденностью в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельствам своей жизни (римский стоицизм). Утверждалось, что настоящее время кратко как миг, будущее — сомнительно, и поэтому человеку остается лишь прошлое как нечто определенное и устойчивое. Идея линеарности, исторической последовательность событий приходит из иудео-христианской доктрины, хотя она осмысливается достаточно пессимистично даже эсхатологически. Утверждалась мысль о якобы значительной греховности человека и неизбежности наказания за это, о тщетности человеческой жизни, о безотвратно утерянном рае. Это представление органич но дополнялось эсхатологическимучением о грядущем конце мира и человечества. Считалось, что развитие всех событий в обществе определяется влиянием внешней силы, Богом. Однако провиденциализм в христианстве, может быть, непоследовательно соединялся с представлением о свободе воли человека. Поэтому теологическая трактовка человеческой истории полагала, что в истории общества все же происходит, пусть даже и медленно, укрепление Божьего царства — людей верующих, праведных. Дескать, приход Иисуса Христа укрепил их позиции, и со временем грядущий Божий суд восстановит в обществе справедливость и утвердит «новую землю» и «новое небо».
В эпоху Возрождения все настойчивее заявлял о себе оптимистическийвзгляд на общественный прогресс Этот оптимизм был вызван развитием наук и ремесел, оживлением всей общественной жизни. Стала вы сказываться твердая уверенность в том, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это якобы будет некое «царство разума», а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель природы, кузнец собственного счастья. Социалисты-утописты той поры (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.) разрабатывали детальные проекты такого общества. Они горячо верили, что в этом обществе будут господствовать свободный труд и социальное равенство, которые обеспечат всестороннее развитие личности.
Эпоха Нового времени была вызвана к жизни развитием промышленности и экспериментальной науки Философия стала увязывать общественный прогресс прежде всего с развитием научногознания. Знание — это сила, любил подчеркивать Ф.Бэкон. Такой подход получил развернутое воплощение во французском Просвещении XVIII в. (Ж.А.Кондорсе, Ф.Вольтер, А.Тюрго). Полагалось, что история общества есть продукт разума, который способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Буржуазный строй считался просветителями вершиной разумности, естественным состоянием общества. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, Кондорсе писал: «Настанет, таким образом, момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума». Развивая такие идеи, просветители давали тем самым высокую оценку возникшей в то время индустриальной цивилизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее.
Интересную трактовку общественного прогресса предложил итальянский философ Д.Вико, автор теории «исторического круговорота». Он считал, что история развивается строго закономерно, а не спонтанно. Каждый народ проходит в своем развитии три эпохи— божественную, героическую и человеческую, как и отдельный человек в своей жизни. После прохождения своей вершины общество приходит в состояние упадка, а потом движение опять начинается по восходящей линии.
В Новое время была высказана также и идея противоречивостиобщественного прогресса. Ее формулировал и обосновывал Ж.Ж.Руссо, о чем нами было сказано в предыдущей лекции. Эта идея весьма популярна и в наше время, когда человечество в своем развитии столкнулось с острыми глобальными проблемами, которые выражают противоречивую природу общественного прогресса, драматизм всей человеческой жизни.
В немецкой классической философии обосновывалась идея закономерностии неодолимостипрогресса общества. Это подчеркивал И.Гердер, указывая на такие достижения прогресса, как язык, мораль, государство и право. В творчестве Г.Гегеля идея прогрессивного (восходящего) развития общества является едва ли не центральной. Этот мыслитель впервые сумел представить историю общества как процесс смены состояний,двигателем которого является мировой разум. История, по мнению Гегеля, — это прогресс в продвижении к состоянию свободы. Его учение об общественном прогрессе есть европоцентризм,поскольку в нем выделяются европейские народы (греческий, немецкий) как якобы наиболее развитые и свободные, в отличие от народов Востока. По своей же сути историческая теория Гегеля есть теодиция,т.е. оправдание наличия в мировой истории некоего божественного начала, которое придает истории разумный порядок и строгую гармонию.
В классической марксистской философии сложился оптимистическийподход к пониманию общественного прогресса. В этой философии прогресс рассматривается как порождение прежде всего производительных сил общества. Формации (первобытная, рабовладельческая и др.) предстают в марксизме как ступени восходящего развития человечества. Социально-классовая борьба и революции — это локомотивы истории. Решающий вклад в прогресс общества вносят трудящиеся массы, рабочие. Под коммунизмом в марксизме понимается «подлинная история», которая должна неминуемо прийти на смену «неподлинной истории» и наконец-то освободить человека от рабства в различных его проявлениях. Коммунизм — это идеальное состояние истории, ее завершение.
В русской философии проблема общественного прогресса осмысливалась с различных позиций. Так, представители естественнонаучной философии (М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность прежде всего с точным знанием, развитием техники и промышленности. А.И.Герцен, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин смотрели на прогресс общества сквозь призму теории классовой борьбы и предлагали соответствующие рецепты. Славянофилы считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традиционным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность). В русской религиозной философии (Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) решение проблемы прогресса общества виделось прежде всего на основе сохранения духовности в таких ее формах, как религия и мораль, нравственное совершенствование людей. Религиозные философы очень отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже и во имя самых высоких общих целей. Они выступали против механического заимствования чужого опыта и некритического перенесения его на русскую национальную почву. «Ищите свой путь!» — любил подчеркивать В.С.Соловьев, следуя выводам своего отца — известного русского историка СМ. Соловьева.
Будучи весьма противоречивой эпохой в истории человечества, XX в. дал и противоположные трактовки понятия общественного прогресса. Ряд мыслителей (Ф.Ницше, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) придерживались пессимистической точки зрения. По их мнению, в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных состояний, «вечное возвращение». История — это как бы монотонное вращение некоего гигантского колеса. Более того, многочисленные факты духовной деградации человечества в начале нынешнего столетия дали повод полагать, что «прогресса больше не существует» (С.Л.Франк), а цивилизация погибает.
В XX столетии имели место и оптимистические трактовки общественного прогресса. В ряде теорий (А.Тоффлер, У.Ростоу и др.) общественный прогресс связывался с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей перспективы человечества. В 60-е и 80-е гг. большое распространение получила философская футурология как область знаний о будущем обществе. Многочисленные концепции (теория постиндустриального общества, теория конвергенции, теория микроэлектронной революции и др.) настойчиво пытались убедить, что прогресс современного общества обязательно состоится благодаря силе науки и техники. Американский ученый Ф.Фукуяма выдвинул идею становления в перспективе универсального однородного государства. Это якобы произойдет путем отмирания в будущем таких радикальных идеологий, как фашизм, коммунизм, национализм и торжества либеральной (= западной) идеи во всемирном масштабе. По его убеждению, прогресс в обществе — это прежде всего автономность, свобода и независимость индивида.
Обращение к истории философской мысли убеждает, что тема общественного прогресса всегда была в ней предметом большого внимания. Это было вызвано стремлением философии вскрыть пружины исторического процесса, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества.