Национальное агентство по туризму
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
НАРОЧАНСКОГО КРАЯ»
Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму». |
Минск
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. | «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г. |
«Архитектурное наследие Нарочанского края»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тип экскурсии: историко-архитектурная, автобусная
Протяженность маршрута: 100 км.
Продолжительность экскурсии: 5 час. экскурсионных (или 3 час. 45 мин. астрономич.)
Состав группы: массовая аудитория
Автор-составитель:А.А. Шапетько, Л.С. Кравчонок
Минск
Содержание экскурсии:
- экскурсия знакомит с объектами Нарочанского края, относящимися к различным архитектурным стилям и эпохам;
- по маршруту экскурсанты получают информацию о населенных пунктах и объектах, связанных с событиями первой мировой войны (немецкие захоронения).
Цель экскурсии:
- воспитывать любовь к родине и родному краю;
- бережному отношению к объектам истории и культуры;
- способствовать развитию наблюдательности, воображения, умения мыслить и делать выводы;
- способствовать эстетическому воспитанию.
Задачи экскурсии:
- познакомить экскурсантов с историей архитектуры, основами теории архитектурных стилей, классических архитектурных форм, подобием и отличиями отечественной и мировой архитектуры ;
- осмотр, изучение объектов Нарочанского края, относящимися к различным архитектурным стилям и эпохам;
- воспитывая любовь и бережное отношение к истории белорусского народа, историческим и культурным памятникам, способствовать тому, чтобы каждый экскурсант был активным и сознательным участником мероприятий по сохранению и возрождению культурного и исторического наследия своей страны, ведь «без прошлого нет будущего»;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости к истории, культуре и традициям белорусского народа.
Маршрут экскурсии:
место встречи с группой (к.п. Нарочь) – участок кольцевой дороги до д. Занарочь (Р60) – усадьба Шеметово – д. Засвирь – г.п. Свирь – шоссе Вильнюс – Полоцк (Р45) – д. Константиново – д. Нарочь – к.п. Нарочь (место встречи с группой).
Особенности методики проведения историко-архитектурных экскурсии:
- особенности методики показа – показ объектов истории и архитектуры: жилых и хозяйственных зданий, храмов, захоронений, фрагменты парков; ее экскурсионными объектами стали сооружения, не являющиеся обычным наглядным пособием, принесенным на лекции или на урок;
- учитывая, что данная экскурсия строго тематическая (историко-архитектурная), в ней должны быть четко определены объекты показа – это архитектурные сооружения, относящиеся к различным стилям и эпохам;
- как и в любой загородной экскурсии, здесь встречаются объекты, не связанные с темой, о них надо дать краткую справку, чтобы не возникало вопроса – что это?
- экскурсоводу необходимо не только обладать глубокими и разносторонними знаниями, но также умело и логично связать и объединить их вокруг общей, единой темы и цели экскурсии;
- экскурсоводу необходимо уметь выбрать для показа самые удобные точки, продумать, как наиболее красочно и точно описать объект, чтобы вызвать у экскурсантов интерес;
- особенности показа этой экскурсии объясняются самими объектами архитектуры, правильным выбором места показа;
- отличительная особенность методики показа объекта архитектуры состоит еще и в том, что источником знаний, источником информации здесь является сам объект и события, произошедшие на его месте;
- экскурсовод должен умело подвести экскурсантов к выводам, что в архитектурных объектах воплощена не только история края, но и история и культура нашей Родины.
Общие организационные указания:
- предупреждать, особенно детей, о правилах поведения при посещении культовых сооружений; при выходе из автобуса, а затем посадке в автобус, о соблюдении правил безопасности;
- четко указывать место и время сбора группы;
- при возвращении к месту приема группы напомнить: не забывать вещи в автобусе и проследить за этим;
- не приступать к проведению экскурсии, не установив полного внимания в группе.
Вступление к экскурсии:
в организационной части после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество и представить водителя (если он не знаком группе), сообщить тему экскурсии, ее маршрут и продолжительность по времени, место и время ее окончания; затем напомнить о правилах поведения в автобусе на маршруте; в информационной части – краткое сообщение о содержании экскурсии.
Цель вступления – установить контакт с группой, привлечь внимание к теме, помнить, что вступление – только начало экскурсии, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе и будущей экскурсии.
Вступление давать после посадки группы в автобус до начала движения по маршруту.
Вступление должно быть кратким, лаконичным, но вместе с тем эмоциональным, вызвать интерес к теме экскурсии.
Примечание: в нижерасположенной графической схеме время, указанное в графе «4»,включает как время показа данного объекта, так и время переезда автобуса (или перехода группы к следующему объекту), к следующей остановке или объекту.
Маршрут экскурсии | Места остановок | Объекты показа | Время (мин) | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания | |
От места встречи с группой до д. Занарочь | Проездом | Вступление к теме. Мядельщина – земля с богатой историей, культурой, известна своими памятниками архитектуры. | Вступление закончить до подъезда к первому объекту и обязательно сделать паузу при подъезде к нему. | Вступление должно быть кратким, лако-ничным, помогающее установить эмоционально-психологический контакт с группой, настроить экскурсантов на восприятие экскурсии. | |||
от д. Занарочь до усадьбы Шеметово | Проездом | Слева по ходу движения автобуса – панорама д. Занарочь | Архитектура – летопись человечества в дереве и камне. Функции архитектурных сооружений. Архитектурное наследие Нарочанского края. | Рассказ вести по ходу движения автобуса. | Кратко ознакомить экскурсантов с историей архитектурных стилей; акцентировать внимание на условиях развития стилей и показать их взаимосвязь с этапами развития человеческой цивилизации. Подчеркнуть самобытность памятников архитектуры Мядельщины. Дать экскурсионную справку о д. Занарочь. | ||
Усадьба Шеметово | На площадке у костёла | Усадебно-парковый комплекс, костел Божьей Матери неустанной помощи, пруды, хозяйственные строения | Особенности белорусской школы классицизма в архитектуре. История возникновения усадьбы. Владельцы усадьбы. Костел Божьей Матери неустанной помощи – памятник архитектуры классицизма. | Группа поднимается на площадку у костела, располагается так, чтобы были видны все строения и после рассказа проходит внутрь помещения. Рассказ внутри помещения храма можно, в случаи церковной службы, заменить самостоятельным осмотром интерьера храма и дальнейшим пояснением увиденного на церковном дворе. Предупредить экскурсантов, особенно детей, о правилах поведения при посещении культовых сооружений. | Использовать прием панорамного показа – со смотровой площадки показать открывающуюся панораму бывшей усадьбы и строений сохранившиеся до настоящего времени, а также панораму прудов. Обратить внимание особенности элементов внешнего и внутреннего интерьера зданий присущих классическому стилю архитектуры. Уточнить значение использование системы искусственных прудов в программе восстановления рыбных ресурсов водоёмов Национального парка «Нарочанский». | ||
От усадьбы Шеметово до д. Засвирь | Проездом | Барокко в зодчестве Беларуси. Особенности фор-мирования архитек-турного стиля. Предпосылками для возникновения «сарматского» барокко в Беларуси. | Рассказ вести по ходу движения автобуса. | Использовать методический прием – характеристики. Рассказать о значении барокко в архитектуре Беларуси. Привести примеры наиболее известных объектов, относящихся к этому | |||
стилю. При рассказе использовать наглядные материалы из портфеля экскурсовода. | |||||||
Д. Засвирь | На площадке перед костёлом | Здание Троицкого костела, развалины монастыря кармелитов | Троицкий костел в д. Засвирь. История строительства костёла. Особенности архитектуры храма. Основатели Засвирского Троицкого костёла. Появление при костеле монастыря кармелитов. | Группу расположить справа от входа в костёл, чтобы был виден оборонительный барбакан храма, после рассказа группа проходит внутрь костёла для осмотра интерьера. Далее группа движется вокруг костёла по направлению к развалинам монастыря кармелитов. | Обратить внимание на отличительные черты в организации храма: устроенное оборони-тельное сооружение перед входом в храм – оборонительный барбакан; к боковому северному фасаду костела присоединял-ся одноэтажный корпус монастыря и вместе с ним образо-вывал замкнутый внутренний дворик. Использовать прием предварительного осмотра – дать возмож-ность экскурсантам осмотреть руины монастыря. | ||
Д. Засвирь | На задней части церковного двора. | Немецкое воинское захоронение | События первой мировой войны в истории Нарочанского края. Нарочанская военная операция. | Воинское захоронение находится с тыльной стороны костёла. Для восприятия этого материала группу подготовить заранее. | Использовать приём локализация: «Именно здесь весной 1916 года …», затем реконструкция событий, связанная с Нарочанской военной операцией. | ||
От д. Засвирь до г.п. Свирь | Проездом | Панорама озера Свирь и поселка Свирь. | Городской посёлок. Свирь. История поселения Свирь. Нальшанский князь Довмонт – основатель городка Свирь. | По ходу движения автобуса. | Употребить прием панорамного показа – слева по ходу движения автобуса открывается панорама озера Свирь и одноименного поселка. Дать экскурсионную справку об озере и о го-родском посёлке Свирь. | ||
Г.п. Свирь | г.п. Свирь, на площади у костела | Николаевский костел. | Николаевский костёл – пример эклектизма в архитектуре. Тенденции развития архитектуры в XIX веке. Эклектизм – конгломерат архитектурных стилей. | Автобус движется мимо здания храма, проезжает до цент-ральной площади и разворачивается, далее, возвращаясь к костелу. Это позволит осмот-реть здание храма с проезжей части дороги, а также увидеть осо-бенности застройки централь ной части поселка. Знакомство с костёлом начать с осмотра территории храма. Группа обходит здание, вокруг изучая часовни Девы Марии, Святых Франциска и Шарбеля. После рас-сказа экскурсанты заходят в костел для знакомства с внутрен-ним интерьером храма. | Применить методический прием реконструкции. Рассказать об этапах строительства реконструкции и восстановления храма. | ||
От г.п. Свирь до д. Константиново | Проездом | Шоссе Вильнюс-Полоцк (Р45) Панорама д. Комарово | Древний Полоцкий тракт. Усадьба д. Комарово. | Рассказ вести по ходу движения автобуса. | Обратить внимание на дорогу, дать историческую справку о тракте. Показать панораму д. Комарово, открывающуюся в левые окна автобуса. Дать экскурсионную справку о населенном пункте и усадьбе. | ||
Д. Константиново | На площадке у костела. | Костел Божьей Матери Вознесенной. | Д. Константиново, Костел Божьей Матери Вознесенной. История строительства храма. | Группа выходит из автобуса и располагается на площадке у здания (напротив центрального входа), затем проходит в костел. Дать возможность экскурсантам пройти вокруг здания храма | Рассказать о архитектурных особенностях здания, об истории его строительства. Дать информацию о захоронениях на территории костела. | ||
От д. Константиново до д. Нарочь | Проездом | Исторические условия, в которых развивалась белорусская архитектура. Многообразие памятников архитектуры Мядельщины. | Рассказ вести по ходу движения автобуса. | Дать экскурсионную справку о наиболее интересных объектах района, которые не вошли в маршрут экскурсии. Использовать портфель экскурсовода. | |||
При подъезде к д. Нарочь | Проездом | Немецкое воинское захоронение | Немецкие воинские захоронения времён первой мировой войны на Нарочанской земле. | При показе захоронения скорость движения снизить, о чем водителя предупредить заранее. | Рассказать история появление воинских захоронений. Обратить внимание на уход и бережное отношение местных жителей и властей к памятникам первой мировой войны. | ||
Д. Нарочь | На площадке у здания костела. | Андреевский костел | Андреевский костел. Ретроспективизм в архитектуре. Неоготический стиль. Воплощение мысли архитектора в камне. | Группа слушает рассказ экскурсовода на площадке справа от центрального входа в костел, откуда просматриваются все объекты (звонница, плебания, часовня) после рассказа группа направляется в здание костела и осматривает интерьер храма (дать время на самостоятельный осмотр). | объяснить его современ-ное и старое название. Впереди слева просмат-риваются шпили Андре-евского костела. Дать историческую справку о старом деревянном храме, возвышавшимся на этом месте. Использовать портфель экскурсовода (показать фото старого костела постройки 1463 года). Рассказ о внутреннем убранстве костёла реко-мендуется разделить на три части в соответст-вии с внутренним (трехнефный) строением храма: главный алтарь; правая кивота с иконой Андрея Первозванного; левая кивота с иконой Святого Роха. | ||
Д. Нарочь | У здания церкви. | Ильинская церковь | Ильинская церковь. Ретроспективно русский стиль на территории Беларуси. Православные храмы Нарочанского края. | Рассказ вести перед зданием храма, а затем пройти внутрь помещения. | Дать историческую справку о строительстве и восстановлении храма. Дать характеристику ретроспективно-русского стиля как основополагающего в православном храмостроительстве Мядельщины | ||
От д. Нарочь до к.п. Нарочь | проездом | Архитектура начала XX века и тенденции развития современной архитектуры. | По ходу движения автобуса | Рассказать о направлениях развития архитектурной мысли в XX веке, причинах их определивших. | |||
От к.п. Нарочь до места встречи с группой | Проездом | Заключение: Значение культовой архитектуры в эстетическом воспитании. Роли меценатствао в развитии культуры, просвещения, светского искусства. Подвести итог экскурсии. Ответить на вопросы. | По ходу движения автобуса | ||||
Итого | 225 или 5 академических час. | ||||||