Понятие и виды прав на чужие вещи

В рим­ском праве существовали некоторые виды вещных прав с ограниченным содержанием. При этом вещные права имели своим предметом чужие вещи.

В Риме существовал большой государственный земельный фонд. В интересах государства его стали раздавать частным лицам для пользования. В результате сложились такие отношения, что право собственности на землю оставалось за государством, а право пользования землей было предоставлено отдельным лицам, то есть последние пользовались чужой вещью, принадлежащей на праве собственности государству.

С возникновением частной собственности на землю появляются сер­витута. Иногда изолированный земельный участок не может нормально эксплуатироваться. Ему необходимы вода, дорога, чтобы нормально можно было пользоваться землей. Но всего этого может и не быть на земельном участке. И вот для того, чтобы восполнить то, чего не достает, устанавливается сервитут — право пользования чужой вещью. Собственник земельного участка может черпать воду на чужом участке, проходить и проезжать через него.

Таким образом, право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако несобственник имеет ряд прав в отношении данной вещи. Данные право также называют ограниченным вещным правом, поскольку несобственник не мог иметь таких же широких правомочий по отношению к вещи, как сам собственник.

Права на чужие вещи можно разделить условно на две группы: 1) право пользования чужой вещью в одном или нескольких отношениях (сервитут) и 2) право пользования и распоряжения чужой вещью (залог, эмфитевзис, суперфиций).

Сервитут

Сервитут – право пользования чужой вещью, которое устанавливается для выгод какой-либо недвижимости или в пользу определенного лица [6, c. 153].

Выделяли:

1) личный сервитут – это право пользования вещью определенным лицом, то есть подобный сервитут устанавливался в отношении конкретного лица и с его смертью прекращался.

Римскому праву были известны 4 личных сервитута:

- узуфрукт (usus fructus) – право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целостности субстанции. Предметом узуфрукта могли быть земельный участок, сад, огород и другие вещи. Узуфруктарий (то есть лицо, обладающее узуфруктом) мог пользоваться вещами, получать плоды в свою собственность и распоряжаться ими по своему усмотрению. Существенной чертой узуфрукта являлось то, что узуфруктарий не мог изменить сущности вещи, например, поле превратить в сад, огород превратить в карьер и т.д.

- узус (usus) – это личный сервитут более ограниченного объема, чем узуфрукт. Римский узуарий мог пользоваться только вещью, но не плодами. В римском классическом праве узус представлял собой право пользования чужой вещью без извлечения плодов. Но в дальнейшем узуарий стал пользоваться плодами для личного и семейного пользования.

- право проживания в чужом доме или его части (habitatio). Этот личный сервитут считали больше фактическим отношением, чем юридическим. Владельцу habitation запрещалось дарить его, но он мог сдавать его в наем. Право проживания в чужом доме не прекращалось, но безвозмездная уступка не допускалась.

- право пользования чужими рабами или животными (operae servorus vel animalium). Это право пожизненное. Оно возникало обычно по завещанию в пользу тех лиц, которые не имели римской правоспособности (например, перегрины).

В начале истории римского права существовали лишь земельные сервитута. Они возникли, на почве мелкой частной собственности. Позднее появились городские сервитута, применявшиеся к строениям.

К сельским сервитутам относились:

- право прохода пешком, на лошади или в носилках - iter;

- право прогона скота - actus;

- право проезда на телеге с поклажей - via;

- право проведения воды - acqueductus;

- право черпания воды - aquae haustus;

- право прогона скота на водопой - pecori ad aguam appulsus;

- право пастьбы скота - pascendi.

К городским сервитутом принадлежали:

- право делать себе крышу или навес, проникая ими в чужое простран­ство - servitus tigni immittendi;

- право пристраивать постройку к чужой стене или опирать ее на чу­жую опору - servitus onoris ferendi;

- право отвода стока дождевой воды - stilli cidii;

- право спуска воды - flumius;

- право проведения канала для нечистот - servitus cloacae,

- право требовать, чтобы не были застроены окна - servitus ne luminibus offieiatur;

- право требовать, чтобы не был испорчен вид - servitus ne prospectui offendatur;

- право возведения строений не выше известной меры - servitus altius поп follendi [6, c. 155].

Сервитуты, которые обслуживали сельские участки, относились к категории сельских сервитутов, их еще называли земельны­ми, или предиальными. Под сельскими участками понимались земли, при­способленные для ведения сельского хозяйства.

Предиальные сервитуты осуществлялись действиями владельца серви­тута, городские - посредством запрещения или через строение. Сервиту­ты, принадлежащие строениям, большей частью относились к городским, но в отдельных случаях могли обслуживать и земельные участки (напри­мер, servitus onoris ferendi служил винограднику). И наоборот, дорожные и водопроводные сервитуты могли применяться в пользу строений, и в этом случае они являются городскими сервитутами.

Сервитут мог быть установлен:

- по воле собственника служащей вещи (или односторонним актом, или договором);

- судебным решением;

- в силу закона;

- по давности.

Сервитут утрачивался:

- с гибелью вещи, пользование которой служило предметом сервитута. К физической гибели приравнивалась юридическая (превращение вещи во внеоборотную);

- со смертью его субъекта;

- при соединении с правом собственности на ту же вещь;

- вследствие отказа от него субъекта права;

- в случае неосуществления в течение 10 (inter praesentes) или 20 (inter absentes) лет.

Сервитутное право защищалось абсолютным иском, называемым actio confessoria, противоположным собственническому иску, actio negatoria, в том смысле, что с помощью этого последнего иска собственник вещи, которой другое лицо неправомерно пытается пользоваться, отрицает за этим лицом право пользования, actio confessoria же служила для защиты права пользования чужой вещью.

Эмфитевзис и суперфиций

К числу прав на отчуждаемые вещи принадлежали также вещные, передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землей: сельскохозяйственной – для её обработки (emphyteusis), городской – для возведения на ней строения (superficies). Эти права сходны с сервитутами, так как являются правами пользования чужой вещью, но отличаются от них широтой содержания и долгосрочностью действия. Установление одного из этих двух прав на земельный участок делает право собственности на эту землю почти номинальным; лишь после прекращения эмфитевзиса или суперфиция право собственности на данный участок получает реальное выражение.

В содержание эмфитевзиса входит право пользоваться земельным участком (с правом изменения характера участка, но без ухудшения его), собирать с него урожаи (плоды), право закладывать эмфитевзис, отчуждать и передавать его по наследству. Право отчуждения эмфитевзиса ограничено обязанностью субъекта эмфитевзиса предупреждать собственника земли о предполагаемом отчуждении эмфитевзиса, причем за собственником признавалось право преимущественной покупки (которым он мог воспользоваться в течение двух месяцев). При отчуждении эмфитевзиса собственник имел право на получение двух процентов покупной цены. Субъект эмфитевзиса был обязан уплачивать собственнику арендную плату, а также вносить государственный земельный налог. Невзнос арендной платы в течение трех лет приводил к прекращению эмфитевзиса.

Суперфиций представлял собой аналогичное право возведения строения на чужом городском участке и право пользования этим строением. Право собственности на строение принадлежало собственнику земельного участка по правилу superficies solo cedit – строение следует за землей (связано с землей).

Залог и его формы

Залоговое право является разновидностью прав на чужие вещи. Его назначение – обеспечение исполнения обязательств. Залоговым правом называется право обращения взыскания (в случае неисполнения обязательств) на определенную заранее вещь независимо от того, продолжает ли она принадлежать должнику или нет.

Вещь, заложенная собственником, продолжает оставаться предметом залога и тогда, когда она перешла в собственность другого лица (абсолютная защита, т.е. защита против всякого, у кого окажется заложенная вещь).

Первоначальной формой залога была сделка fiducia cum creditore, состоявшая в том, что посредством манципации должник передавал в обеспечение долга вещь на праве собственности с оговоркой, что в случае удовлетворения по обязательству, обеспеченному залогом, заложенная вещь должна быть передана обратно в собственность должника. Должнику, исполнившему обязательство, давали иск к кредитору о возврате вещи.

Другой формой залога служил pignus, называемый нередко "ручным закладом". При этой форме залога вещь передавалась не в собственность, а только во владение (точнее, в держание, однако пользовавшееся в виде исключения владельческой защитой); при этой передаче добавлялось условие, что в случае удовлетворения по обязательству вещь должна быть возвращена обратно.

С развитием торгового оборота ни fiducia, ни pignus не могли удовлетворить потребностей жизни. В классический период в преторском эдикте сложилась третья, наиболее развитая форма римского залога – ипотека (hypotheca), при которой предмет залога оставался и в собственности, и во владении должника, а субъекту залогового права давалось право в случае неисполнения обязательства истребовать заложенную вещь, у кого бы она к тому времени ни оказалась, продать её и из вырученной суммы покрыть своё требование к должнику. Ипотека развилась на почве найма сельскохозяйственных участков. С введением ипотеки в практику стало возможно установление на одну и ту же вещь нескольких последовательных залоговых прав. Соотношение нескольких залоговых прав на одну и ту же вещь определялось их старшинством, т.е. временем установления залога (так называемый ранг залоговых прав). Право требовать продажи заложенной вещи признавалось только за первым залогопринимателем; второй, третий и т.д. удовлетворялись в порядке очереди из остатка суммы, вырученной от продажи заложенной вещи. Каждый из нижестоящих залогопринимателей имел право предложить первому удовлетворение по его требованию, с тем, чтобы занять его место (ипотечное преемство). Если суммы, вырученной от продажи заложенной вещи, не хватало на удовлетворение залогопринимателей, недополучившие имели обязательственный иск к должнику в общем порядке. В период абсолютной монархии был издан рескрипт, в силу которого ипотека, установленная письменно в присутственном месте или перед тремя достоверными свидетелями, должна иметь предпочтение перед непублично установленной ипотекой.

Залоговое право прекращалось в случае:

- гибели предмета залога;

- слияния в одном лице залогового права и права собственности на заложенную вещь;

- прекращения обязательства, в обеспечение которого установлен залог [9, c. 111].

Римское семейное право

Наши рекомендации