ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: советсткая историография
После Великой Октябрьской социалистической революции наступил принципиально новый этап в развитии отечественной истории. Революция стала объектом изучения историков. Появилось даже отдельное направление в истории, изучающее только революцию. Первыми работами, в основе которых лежало революционное мировоззрение, явилась публицистика революционеров - большевиков, меньшевиков и эсеров.
Важным историческим источником являются работы Ленина и воспоминания большевиков: Бухарина, Батурина, Зиновьева, Лядова, Каменева, Невского, Л.Д. Троцкого, А.Г. Шляпникова. В них содержались бесценные свидетельства очевидцев и прямых участников Октябрьской революции. То, что одних не коснулись сталинские репрессии, а другие пали жертвой внутрипартийной борьбы, ничего не меняло в их оценках революций 1917 года – все они до конца своих дней оставались марксистами, а со Сталиным эти революционеры разошлись не в трактовке сущности революций, их необходимости и движущих сил, а по иным проблемам.
В. И. Ленин в своих трудах не раз обращался к характеристике социально-экономического и политического развития России в конце XIX – начале XX века. Общая оценка состояния русской общественной мысли накануне и в дни Октябрьской революции, анализ важнейших исторических событий тех лет, а также суждения о перспективах развития страны дают важнейшие положения, необходимые для оценки основного направления в русской историографии тех лет. Работы В.И.Ленина и других лидеров большевиков нужно отнести к представителям марксистского направления в русской историографии. Их труды содержат принципиальные высказывания по поводу Октября 1917 года.
Немаловажное значение «вождь пролетариата» придавал крестьянству в ходе Октябрьской революции. Крестьянское восстание в стране В. И. Ленин рассматривал как самый крупный факт современной жизни, как «объективный, не словами, а делами показанный переход народа на сторону большевиков». Позднее он писал о том, что весь ход революции подтвердил правильность большевистской тактики. «Сначала вместе со всем крестьянством против монархии, против помещиков, против средневековья (и постольку революция остается буржуазной, буржуазно-демократической). Затем, вместе с беднейшим крестьянством, вместе с полупролетариатом, вместе со всеми эксплуатируемыми, против капитализма, в том числе против деревенских богатеев, кулаков, спекулянтов, и постольку революция становится социалистическою».
В 1922 г. в прессе между Л.Д.Троцким, вторым человеком в большевистской партийной и государственной иерархии, и видным большевиком, первым большевистским, советским историком М.Н. Покровским развернулась дискуссия по вопросу о предпосылках социалистической революции. Л.Д.Троцкий доказывал, что капитализм в России к 1917 г. был далек от европейской степени зрелости, что он развивался островками, что в экономике одновременно присутствовали и высшие его формы, и низшие, а капиталистического монолита не было. М.Н. Покровский же утверждал обратное: что капитализм создал необходимые для этой революции предпосылки. Перейдя на язык аллегорий, Л.Д. Троцкий сравнивал Россию с кораблем, похожим одновременно и на баржу, и на пароход, идущий на европейском буксире. Подхватив полемический прием своего оппонента, М.Н. Покровский настаивал на том, что Россия все-таки пароход и идет своим ходом.
Меньшевики считали, что Россия могла стать буржуазной страной, что рабочий класс призван сыграть роль подталкивателя буржуазии. Февральскую революцию меньшевики охарактеризовали как всенародную, общеклассовую, славную, великую, бескровную. Крушение же идеалов и завоеваний Февраля произошло, в частности, потому, что к моменту революции в стране демократические идеи не обладали необходимой популярностью и, что еще более важно, самим меньшевикам и эсерам не удалось нейтрализовать большевистский радикализм.
Руководители-эсеровцы Керенский, Н.Д. Авксентьев, В.М. Чернов дополняли меньшевистскую концепцию своим видением. Сущностью Февраля они считали примирение сторонников войны и революции ради социальных реформ, крах же - объясняли неумением разных классов подчинить свои личные (узкие) интересы интересам общества в целом и умелой большевистской дискредитацией идеи демократической коалиции.
Историческая доктрина Всероссийской Коммунистической Партии большевиков (ВКПб), начавшая формироваться в конце 20-х гг., представляла собой псевдоучение, слепленное из цитат К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Ее сутью являлись следующее положения.
· Россия значительно отставала от передовых капиталистических стран по экономическим показателям, однако в целом она являлась страной среднего уровня развития капитализма, что и стало основой для победоносных революций 1917 г. и дальнейшего успешного социалистического строительства.
· Субъективным условием победы Октября явились действия рабочего класса, возглавляемого большевистской партией.
· Российский рабочий класс был малочислен, но, во-первых, его сила в историческом движении была неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения. Во-вторых, он отличался самой высокой в мире организованностью и революционностью, в-третьих, имел очень важную для победы поддержку со стороны трудового крестьянства и особенно - бедноты, в-четвертых, выступал под руководством закаленной в сражениях против самодержавия и капитализма, владеющей передовой теорией большевистской партией во главе с В.И. Лениным.
· Таким образом, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции были подготовлены ходом исторического развития, они выразили его главные тенденции и открыли трудящимся всего мира реальный дуть борьбы за светлое будущее.
Историческая доктрина КПСС в наиболее ортодоксальном варианте просуществовала до XX съезда КПСС, а после него была несколько скорректирована, произошел отказ от наиболее явных перегибов сталинской истории (в результате которых на политической сцене оказались лишь рабочие под руководством большевиков).