Знакомство с творчеством В. Бианки

Биолог, исследователь и следопыт, страстный охот­ник, Виталий Валентинович Бианки писал сказки, рас­сказы, повести о жизни животных, охоте, природе.

В. Бианки родился в Петербурге, в семье учёного-биолога. С детства он любил природу. Этому способ­ствовала обстановка дома, в котором был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами, всегда жило много птиц, зверей. В. Бианки вспоминал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отче­ству и фамилии. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И — самое главное — с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

В литературу В. Бианки привёл С. Маршак. В 1923г. в журнале «Воробей» появилась первая сказка В. Би­анки «Путешествие красноголового воробья». В том же 1923 г. написаны небольшие сказки «Первая охота», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чём поёт». В 1923-1924 гг. они вышли отдельными книжками.

Все годы своей литературной деятельности В. Би­анки был сотрудником детских журналов «Новый Ро­бинзон», «Дружные ребята», «Пионер», «Ёж», «Чиж», «Мурзилка», «Костёр», «Юный натуралист».

Начало природоведческой книги положили М. М. Пришвин и В. Арсеньев. Дальнейшее её развитие связано с именем В. Бианки. Всей своей творческой деятельностью писатель стремился раскрыть перед юным читателем богатство и разнообразие родной природы, привить любовь к ней. Исследователь творчества В. Бианки Г. Гроденский пишет: «И пусть большинство героев произведений Виталия Бианки — всего только лесные звери и птицы, они пробуждают у ребёнка большие человеческие чувства: смелость, стойкость, доброту к слабым, стремление к достижению цели».

Автор умеет вызвать у читателя интерес к окружаю­щей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц, стать следопытом своего края. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, часто на­звание своих книг он даёт а форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т.д. В. Бианки показывает детям, как интересен окружающий их мир, как увлека­тельно его исследовать.

Тематика книг В. Бианки многообразна. В сказках, рассказах, повестях писателя заключены обширные биологические знания. Произведения Бианки дают читателю правильное представление о природе, воспи­тывают бережное к ней отношение. Писатель знакомит детей с обитателями леса, озера, поля. Он показывает, как тесно связана жизнь животного с окружающей его природой, как идёт борьба за существование. Он объ­ясняет ребёнку, почему по-разному поют птицы («Кто чем поёт?»), отчего у животных разные ноги («Чьи это ноги?»), зачем зверям хвост («Хвосты») и др. В. Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Для его сказок характерна простота сюжета, приём антропо­морфизма, краткость в описании, народный язык.

Например, в чудесной сказке «Лесные домишки» (1924)рассказывается о том, как ласточка-береговушка разыскивала дорогу домой. В небольшой сказочной повести «Мышонок Пик» (1927) создан живой образ мышонка. Мышонок Пик совершает вынужденное длительное, полное приключений путешествие, знако­мится с окружающим его миром. В повести чувствуется авторская теплота и внимание к маленькому путеше­ственнику. В ходе повествования раскрывается суровая борьба в природе за существование.

В каждом произведении Бианки кроме отличного знания материала чувствуется глубокая любовь к при­роде, к животному миру, к людям, разумно и доброже­лательно относящимся к животным.

Книги Бианки издаются с иллюстрациями. Первые его книги («Чей нос лучше?» и др.) вышли с рисунками П. Бугкина. Книга «Лесные домишки» иллюстрировалась известными художниками Н. Тырсой, Е. Чарушиным, В. Курдовым и др.

В. Бианки был чрезвычайно требовательным к своему творчеству. Его произведения отличаются не только богатством содержания, но и художественным совершенством.

Книги В. Бианки — классический образец природо­ведческой детской литературы.

5. Знакомство со статьёй о творчестве В. Бианки в учебнике

Учитель зачитывает статью об авторе

Повторное чтение статьи учащимися «про себя»

Ответы на вопросы

• Что вы знали о писателе В. Бианки?

• Где и когда впервые встретились с его произведе­ниями?

• Нарисуйте его словесный портрет и дайте харак­теристику.

• Кто повлиял на становление Бианки-писателя, научил зорко вглядываться в окружающий мир?

• Что любил делать в детстве Виталий Валентино­вич?

• О чём и как пишет писатель?

• Что дают читателю произведения этого автора?

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:прочитать статью об авторе. Прочитать небольшой рассказ В. Бианки.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: В. Бианки «Музыкант»

Цели:развитие читательского интереса; совер­шенствование навыков чтения; воспитание бережного отношения к природе.

Организационный момент

Наши рекомендации