Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

Работа с источниками

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, – решительностью и твёрдостью

в своих действиях – Аракчееву».

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю

пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

4. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии идет речь? В ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые событие? Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено

наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»

5. Прочтите отрывок из исторического источника. О каком событии идет речь? В каком году оно произошло? Объясните, на основании чего вы это определили.

"Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или рядовых крестьян своих поодиночке или целыми селениями на волю и вместе с тем утвердить им участок земли..., то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам... Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев".

6. Прочтите отрывок из исторического источника. О чьей деятельности идет речь? Объясните, на основании чего вы это определили.

"С первых дней нового царствования императора окружали люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада... Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований".

8. Прочтите отрывок из исторического источника. О чем идет речь? Когда произошло данное событие? Объясните, на основании чего вы это определили.

"1. Его величество император России и его величество император французов и король Италии обязуются быть заодно во всякой войне, какую России или Франции пришлось бы начать или вести против всякой европейской державы...

9. Настоящий договор останется тайным и не будет обнародован ни одной из договаривающихся сторон без согласия другой. Он вступит в силу в Тильзите, в течение 4 дней".

7. Прочтите отрывок из воспоминаний генерала П.Х. Витгенштейна. О каких событиях идет речь? Объясните, на основании чего вы это определили.

"Третьего дни со вверенными мне войсками прибыл я в Берлин. Дружеский прием оных от жителей сей столицы был чрезвычайной и неописанной... Обе стороны дороги были покрыты неисчислимым множеством всякого звания людей, а вступая в город по улицам, во всех домах крыши, заборы и окна были наполнены зрителями и во все это время изо ста тысяч уст раздавались восклицания: "Да здравствует Александр, наш избавитель!" - на лице каждого было видно чувство радости и приязни..."

8. Прочтите отрывок из исторического источника. О создании чего идет речь в тексте? Объясните, на основании чего вы это определили.

"Насильственная мера водворения поселений была принята с изумлением и ропотом. Потом объявлена цель их - освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Но уменьшение срока службы до 8 или 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее..."

9. Прочтите отрывок из исторического источника. Как называется документ, отрывок из которого представлен? Кто его автор? Объясните, на основании чего вы это определили.

"Крепостное состояние и рабство отменяются... Земли помещиков остаются за ними... Поселяне, в случае если решили оставить сове селение и переселится в другое место, выплачивают вознаграждение помещику... Разделение людей на 14 классов отменяется... Права императора ограничиваются... Россия разделяется на 15 держав, каждая из которых имеет свою столицу... "

10. Прочтите отрывок из исторического источника. Кто его автор? о каких событиях идет речь? Когда произошли описываемые события? Объясните, на основании чего вы это определили.

"Тогда генерал-адъютант Васильчиков, обратившись ко мне, сказал:

- Ваше величество, нельзя терять ни минуты; ничего не поделаешь: нужна картечь!

"Я предчувствовал сию необходимость, но, признаюсь, когда настало время, не мог решиться на подобную меру, и меня ужас объял.

- Вы хотите, чтобы я пролил кровь моих подданных в первый день моего царствования? - отвечал я Васильчикову.

- Чтобы спасти вашу империю, - сказал он мне".

11. Прочтите отрывок из обращения московских фабрикантов 40-х гг. XIX в. Какое название получило явление, о котором идет речь в обращении? Объясните, на основании чего вы это определили.

"...В условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие..."

12. Прочтите отрывок из исторического источника. Как называется теория, основные положения которой представлены в тексте? Кто ее автор? Объясните, на основании чего вы это определили?

"Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России... открывается ясно, что таковых начал имеем мы три главных: 1) Православная вера; 2) Самодержавие; 3) Народность".

13. Прочтите отрывок из воспоминай А. Хомякова, написанные в 40-е гг. XIX в. О развитии чего он писал? Объясните, на основании чего вы это определили?

"Настоящая история наших идеологий начинается лишь в 40-х гг., когда возникли два основных течения русской идеологической и общественной мысли... Одно из этих направлений признает за русским народом обязанность самобытного развития; другое, в выражениях более или менее ясных, отстаивает обязанность постоянного ученического отношения нашего к народам Западной Европы..."

14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии идет речь? В ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые событие? Объясните, на основании чего вы это определили.

26 августа, около 5 часов утра показался первый луч солнца. «Это солнце Аустерлица!» - воскликнул Наполеон. В 5:30 утра более 100 французских орудий начали артиллерийский обстрел позиций левого фланга. Одновременно с началом обстрела на центр русской позиции, под прикрытием утреннего тумана двинулась дивизия Дельзона из корпуса Евгения Богарне. Село оборонял полк

под командованием полковника К. И. Бистрома. Более часа полк отбивался от четырёхкратно превосходящего противника, однако после внезапной фланговой атаки полк отступили за реку Колочу. Вслед за ними переправился и полк французов.

Барклай де Толли направил на помощь 1-й, 19-й и 40-й полки, которые сбросили французов в реку и сожгли мост через Колочу.

Наши рекомендации