Для самостоятельного чтения

Отрывок из «Илиады»: «Изготовление оружия» (с. 222— 230 учебника).

Индивидуальное задание

Подготовить исполнение нескольких обрядовых песен (для детей, которые занимаются в фольклорных ансамблях, или для тех, в чьих семьях еще живы фольклорные традиции).

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор

2 часа

Урок 8

Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора

Изучение обрядового фольклора — важный этап знакомства учащихся с русской народной культурой. Программа предлагает нам изучение календарно-обрядового фольклора, который тесно связан с циклом сезонных полевых работ. Для детей, которые живут в сельской местности, материал этот будет более близок и понятен, чем для жителей больших городов. При введении учеников в тему очень важно опираться на уже имеющиеся знания и личный опыт детей, которые участвовали в полевых работах, в гуляньях, посвященных праздникам календарного цикла.

Фольклор синкретичен, а в учебнике есть реальная возможность дать только тексты обрядовых песен, в то время как они неотделимы от музыки, танца и исполнения определенных обрядом действий. Поэтому, исходя из возможностей школы и класса, на уроке можно использовать иллюстрации, аудио- и видеозаписи обрядов и обрядовых песен. Если среди учеников класса есть участники фольклорных коллективов, можно попросить их помочь в проведении урока.

Данное методическое пособие предлагает общий материал для проведения урока.

Если есть возможность, надо организовать посещение краеведческого или другого музея, где есть экспонаты, связанные с народной культурой края, сходить на выступление фольклорного ансамбля.

I. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение (наизусть) отрывка из «Илиады» Гомера (описание циклопа).

II. Обряды и обрядовый фольклор

Слово учителя

На уроках, посвященных изучению мифов, мы узнали, что в древности люди верили в то, что каждое событие, которое происходит с человеком, совершается по воле богов (или одного Бога). Люди считали, что если богов о чем-то хорошо попросить, принести им жертвы, умилостивить их, то они будут благосклонны к людям. Каждое событие в своей жизни люди сопровождали совершением определенных традицией действий и считали, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и силы природы на свою сторону. Такие действия назывались обрядами.

* Обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

* Обрядовый фольклор — это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.

— Зачем люди исполняли различные обряды?

Люди хотели счастья для себя и своих детей, верили, что обрядовые действия принесут им счастье и благополучие.

Обряды были не только в жизни наших предков, обряды есть и в нашей с вами жизни. В старину же каждое важное событие в жизни человека сопровождал обряд. Первое важное событие — человек рождается.

— Какие обряды сопровождают рождение ребенка сейчас?

— Какие обряды сопровождают создание семьи? смерть человека?

Через рождение и смерть человек проходит один раз в жизни. Но есть события, которые повторялись в жизни крестьянина каждый год. Эти события связаны с чередованием времен года, с различными хозяйственными работами.

* Календарно-обрядовый фольклор — фольклор обрядов календарного цикла.

Привлекая личный опыт школьников, поможем им ответить на вопрос:

— Какие обряды календарного цикла вы знаете?

III. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора

Читаем статьи учебника и данные в нем тексты народных песен (с. 6—10, ч. 1). Прозаический текст могут читать ученики, текст песен сначала читает учитель, передавая ритмичность и задор, а потом весь класс (коллективное чтение). Если дети знают сами какие-нибудь календарно-обрядовые песни, попросим исполнить их.

Параллельно чтению проводится работа со словами, данными в сносках, и другими непонятными для школьников словами.

Выпишем в тетрадь названия календарно-обрядовых песен.

* Колядки, щедровки.

Масленичные песни.

Возможно, дополнительно потребуется объяснение, что такое Великий пост и какую пищу можно и нельзя принимать во время Великого поста.

* Весенние песни: веснянки, заклички.

Летние песни (троицкие, хороводные).

Осенние песни (жальные).

Наши рекомендации