Разрешение на подъем затонувшего судна капитаном ближайшего к месту аварии порта

Билет 8. Правовые проблемы подъема затонувшего имущества

Вопросы:

Разрешение на подъем затонувшего судна капитаном ближайшего к месту аварии порта;

Сфера применения правил подъема затонувшего судна собственником и его право на это имущество;

Подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества с передачей оставшейся части его собственнику и право порта на возмещение расходов по подъему имущества;

Случайное поднятие затонувшего имущества.

В пределах территориальных и внутренних вод государств работы по судоподъему и подъему другого имущества производятся в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством прибрежного государства, которое в соответствии с международным правом обязано обеспечить безопасность судоходства в своих водах. На прибрежном государстве также лежит обязанность надлежащим образом объявлять о любой известной им опасности для судоходства (ч.2 ст. 24 Конвенции ООН по морскому праву).

Затонувшее имущество (в соответствии с определением, данным в Конвенции об удалении остатков затонувших судов 2007 года):

- затонувшие или сидящие на мели суда, любая их часть, любой объект на борту судов;

- любой объект, который помимо воли владельца оказался за бортом судна и который затонул, дрейфует или выброшен на мель;

- судно, которое как ожидается затонет или сядет на мель, когда эффективные меры по оказанию помощи данному судну уже не могут быть приняты (критерий эффективности мер в этом случае отграничивает договор подъема от договора спасания).

Статья 107 КТМ в ч. 2 определяет понятие имущества уже относя к нему потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег.\

Разрешение на подъем затонувшего судна капитаном ближайшего к месту аварии порта.

Правила судоподъема и подъема иного имущества установлены в главе 7 КТМ РФ.

Статья 108 КТМ устанавливает, что собственник затонувшего имущества, если он намерен поднять затонувшее имущество, должен известить об этом капитана ближайшего морского порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло. Капитан морского порта в течение трех месяцев со дня получения заявления собственника затонувшего имущества устанавливает для собственника порядок подъема, а также срок достаточный для подъема затонувшего имущества, но не менее чем 1 год со дня получения собственником уведомления капитана морского порта о порядке и сроке подъема затонувшего имущества. В соответствии п.2.10 Правил подъема затонувшего в море имущества, утвержденных Приказом Минморфлота СССР 1979 № 207 порядок производства работ по подъему и удалению затонувшего имущества, а также срок производства работ, должен быть предварительно согласован капитаном порта с заинтересованными государственными органами. Такими органами являются пограничные органы, как того требует ст. 2 Закона РФ «О государственной границе РФ».

Подъем и удаление затонувшего имущества, содержащего вещества, вредные для здоровья людей или для окружающей среды, производятся по согласованию с органами по охране окружающей среды или органами государственного санитарного надзора.

Как правило, подъем осуществляется специализированной организацией со специальным оборудованием. Капитан порта вправе не разрешить владельцу подъем и удаление затонувшего имущества своими средствами или средствами избранной им судоподъемной организации. В этом случае указанные работы выполняются средствами порта или средствами избранной портом судоподъемной организации за счет владельца затонувшего имущества (2.11 Правил).

Это правило ограничивает права собственника и должно применяться в исключительных случаях. Например, если портовые власти имеют подтвержденные сведения о том, что избранная собственником судоподъемная организация по своей технической оснащенности, квалификации персонала и опыту не может обеспечить выполнение предстоящих работ или работы должны осуществляться в районе, в котором действуют ограничения, предусмотренные Законом "О Государственной границе РФ" либо Правилами плавания в крепостных зонах и т.д. Портовые власти могут не указывать причины, лежащие в основе такого решения.

Наши рекомендации