Сохранение авторской идеи как основной принцип реставрации ДПИ
Определение цели реставрации.Ю.Г. Бобров, автор наиболее значимой работы по теории реставрации «Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия» пишет: «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации. Первая - восстановление произведения в его первоначальном виде; вторая - сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности, третья - выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта».[10] Таким образом, установление цели определит стратегию и тактику реставрационных мероприятий, а также долю разных видов воздействия – реконструкции, консервации и научной реставрации.
Существует целый ряд объективных причин, которые исключают единство принципов реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В реставрационной теории и практике существуют две профессиональные позиции, два мировоззрения – одно отдает приоритет художественному образу, второе мыслит произведение искусства как предмет материальный. Поэтому цели восстановления памятника понимаются по-разному. Одним из специфических свойств декоративно-прикладного искусства является различие между авторским замыслом и его конкретным воплощением в материальной структуре, наличие повторений и вариантов. Применение к предметам декоративно-прикладного искусства понятий «уникальный», «авторский» правомерно лишь в отношении произведений, относящихся ко времени ручного производства, древних, дошедших в единичных экземплярах, единичных авторских изделий. Авторские изделия декоративно-прикладного искусства, как правило, тиражируются, выполняются серийно в рамках массового поточного производства. Реконструкция и консервация предметов декоративно-прикладного искусства могут преследовать общие цели. Специфика данного вида искусства обусловливает правомерность и возможность реконструкции с целью сохранения авторской идеи.
Неприкосновенность подлинника. Одним из важнейших принципов научной реставрации, разработанным в Венецианской хартии реставраторов, является принцип минимального вмешательства в исторический материал. В предмете декоративно-прикладного искусства необходимо сохранить максимальное количество подлинных деталей. Методические рекомендации и инструкции по проведению реставрационных мероприятий для разных видов прикладного искусства запрещают вторгаться в материал памятника и производить неоправданный демонтаж конструкции. Сегодня, в связи со стремительным развитием современных материалов и технологий, этот принцип становится особенно актуальным. В Венецианской хартии реставраторов отмечается: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом». Проект «Кодекса этики реставрационных профессий Российской Федерации» придерживается другой концепции, настаивая на том, что «… для памятника наиболее корректным является изучение, восстановление и использование исторических технологий». Однако из-за утраты исторических технологий или по каким-либо другим причинам возникает необходимость применения новых материалов. В этом случае следует помнить об исключении возможности нарушения исторического облика памятника, иначе памятник как таковой перестает существовать, остаются только его фрагменты. Применение других материалов возможно при условии, что они не причинят вреда объекту, то есть их физико-химические свойства соответствуют материалам памятника.
Сохранение старения материала. Многие предметы декоративно-прикладного искусства ценны именно благодаря естественному старению материала. Форма предмета, общая композиция, характер декора, особенности конструкции и технологии изготовления являются признаками принадлежности его тому или иному временному периоду, определенному историческому или национальному стилю. Но о подлинности вещи говорит именно состояние материала, из которого она изготовлена, уровень его естественного старения.
Сохранение признаков прошлой реставрации. Отношение к предмету декоративно-прикладного искусства как к историческому документу должно удерживать реставратора от удаления следов прошлой реставрации и ремонтов. Следует бережно и осторожно относиться к свидетельствам жизни предмета, которые столь ярко говорят об изменениях вкуса и требований, предъявляемых предметам утилитарным и декоративным. «Художественное улучшение» предметов прикладного искусства порой выполнялось по требованию заказчика. Устраняя подобные «исторические наслоения» можно потерять следы истории памятника декоративно-прикладного искусства. Ремонт и реставрация предметов в XVIII-XIX веках производилась профессионалами, ремесленниками, специализирующимися в данной области, изготавливающими данный вид предметов. Следы их вмешательства дают бесценные сведения о материалах и технологиях прошлого.
Отличимость привнесенных дополнений.Предусматривается возможность визуального опознания восполненных частей. Это не составляет трудностей при условных приемах реконструкции. Другой способ нанесение реставраторских меток на имитационных дополнениях.
Обратимость реставрационных материалов.В процессе реставрационной работы следует избегать действий и материалов, исключающих возможности повторной реставрации, а также использование недостаточно знакомых, непроверенных на практике материалов.
Ограниченность реставрационного вмешательства. Все реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Принцип обоснованности и определения любого реставрационного вмешательства является одним из важнейших принципов современной научной реставрации. Его основа заложена в Этических кодексах профессиональных реставраторов культурных, исторических и художественных ценностей и предметов искусств разных стран. Реставрационное вмешательство необходимо и оправдано, если без него памятнику грозит опасность разрушения или его вид сильно искажен.
Важным требованием современной реставрации является ясно осознанная исполнителем вынужденность и строгая ограниченность реставрационного вмешательства необходимым минимумом работ, а не восстановление предмета в первозданном виде, что свойственно «коммерческой» антикварной реставрации. Поэтому мелкие повреждения – царапины, сколы, швы склейки, потертости и т.д. не подлежат маскировке.
Поступающие на реставрацию, предметы имеют различные повреждения и различную степень сохранности. Приступая к практическим работам по консервации и восполнению утрат в каждом конкретном случае необходимо точно определить меру возможного реставрационного вмешательства. В некоторых случаях достаточно укрепления конструкции и соединения фрагментов. Такой подход необходим в случае отсутствия убедительных аналогий и документальных данных по предмету. От доделок необходимо отказаться и в том случае, если они будут столь значительны, что будут довлеть над сохранившимися фрагментами подлинника.
Сохранение стиля.Нельзя подвергать предмет декоративно-прикладного искусства радикальной переделке и менять его стиль. Такой подход к реставрации был характерен для второй половины XIX века. Сегодня в области так называемой антикварной реставрации он возродился вновь. Отдельные реставраторы в коммерческих целях переделывают предметы, стремясь сделать их более «стильными». Об этом свидетельствуют многочисленные подделки, рассчитанные на неопытных коллекционеров.
Организация поэтапной работы, начиная с минимальных, самых первоочередных операций как раз и ставит задачей исключение чрезмерных, неубедительных и необязательных вторжений в подлинник.
Основные этапы процесса реставрации предмета декоративно-прикладного искусства:
1. Начальным этапом проведения любых реставрационных мероприятий является предреставрационное исследование. На основе его результатов разрабатывается методика проведения реставрации.
В принятой ЮНЕСКО международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия (ратифицирована СССР в 1988 г.) памятник наследия определен как «научный документ, исторический источник, … произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности». «Прочтение» этого документа и составляет цель реставрации. Для этого требуется тщательное и всестороннее исследование памятника: анализ произведения с целью атрибуции и определения его художественной и исторической ценности, конструктивное и материально-техническое обследование, историко-архивные изыскания. Предварительное изучение предмета осуществляется на основе документальных свидетельств (фотографий, письменных источников, изобразительного материала в виде картин и рисунков, его изображений на других предметах и т.д.) с целью выявления его первоначального облика и поиска аналогов, если таковые возможны. При возникновении у реставратора сомнений необходима консультация со специалистами, музейными сотрудниками, искусствоведами.
2. Визуальное обследование. В ходе визуального обследования выполняется подробное описание памятника: выявляются и фиксируются все обнаруженные дефекты (видимые, мало видимые и скрытые). В описании указываются все основные виды повреждений, особого внимания требуют повреждения технологического характера. Если предмет подвергался реставрации, отмечаются все ее привнесения и их состояние.
3. Повреждения предметов декоративно-прикладного искусства, поступающих на реставрацию можно классифицировать следующим образом:
- Повреждения, вызванные несоблюдением технологии изготовления. Их можно разделить на две группы. Первая – повреждения, которые не подлежат реставрационному вмешательству. Эти недостатки влияют на внешний облик предмета, снижают художественную ценность, сужают его экспозиционные возможности, но не влияют на сохранность предмета. Вторая группа – те повреждения, которые оказывают влияние на состояние сохранности предмета, порой угрожают его существованию.
- Повреждения, приобретенные предметом за время бытования. Среди них выделяют:
- повреждения механического происхождения;
- повреждения, вызванные загрязнением поверхности предмета;
- повреждения, возникшие под воздействием окружающей среды;
- микробиологические повреждения;
- вызванные нарушением технологических норм реставрации.
Визуальное обследование чаще всего не предоставляет реставратору исчерпывающей информации о состоянии памятника. В этом случае необходимы лабораторные исследования, основанные на современных научно-технологических методах и способах обследования: химические, оптические, физические исследования материалов и технологии создания объекта; спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие виды анализа, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофильмирование и т.д.
При подготовке реставрационного проекта специалисты должны быть вооружены последними достижениями науки, применяемыми в реставрации и дающими возможность предусмотреть последствия применения той или иной технологии. Сегодня невозможно обойтись без применения современных материалов и технологий, а это означает, что реставратор должен владеть научными данными в области физико-химических свойств исторических материалов и их совместимости с современными материалами; уделять особое внимание сбору и систематизации данных о состоянии памятников с учетом данных о применяемых материалах и технологиях; учитывать наличие существующих или разрабатывать новые методики, учитывающие особенности проводимых реставрационных работ; изучать опыт восстановления, использования и возрождения исторических технологий, т.к. они учитывают художественные нюансы и особенности памятника и уже доказали свою жизнеспособность, позволив ему сохраниться до наших дней.
Полученные данные являются основой для разработки реставратором технологии реставрации предмета. Прежде чем начать реставрацию необходимо всесторонне продумать весь процесс и составить поэтапную программу проведения работ и ее обоснование, наметить методику выполнения каждого реставрационного мероприятия. Предложенная реставратором программа рассматривается, обсуждается и утверждается Реставрационным советом, в состав которого входят хранители фондов и научные сотрудники, представители администрации. При необходимости Совет вносит дополнения, исправления и пожелания в реставрационную программу. Все спорные вопросы, связанные с применением необычных технологических решений и все предложения, вызывающие сомнения обязательно рассматриваются Реставрационным Советом. Практика коллегиального обсуждения, постоянного контроля и широкой гласности позволяет избежать ошибок при проведении реставрации.
Из-за многообразия утрат и повреждений, характерных даже для одного вида декоративно-прикладного искусства невозможно предложить рецепты на все случаи реставрационной практики. Каждому предмету необходим индивидуальный подход, индивидуально разработанная стратегия и тактика консервации и реставрации.
Программа проведения работ, составленная на основе задания на реставрацию, принятого Реставрационным советом, а также ее обоснование записываются в паспорте памятника. В паспорте фиксируются и все сведения о предмете, собранные реставратором в ходе предреставрационного исследования: о месте и условиях постоянного хранения, каталожные данные о нем (автор, время и место создания, материал, техника исполнения), основания для реставрации, основные данные по истории памятника, состояние памятника при поступлении на реставрацию.
Программа проведения реставрации включает в себя следующие плановые работы:
· обязательное сохранение оригинальных частей,
· консервационные работы, нацеленные на прекращение естественного разрушения памятника,
· возможно более полное, научно обоснованное восполнение утрат,
· маркировка вновь изготовленных деталей и восполнений,
· фиксация изменения состояния в соответствующих документах,
· составление подробного описания экспоната и проделанной работы, выдача рекомендаций по обслуживанию и экспонированию.
В процессе реставрации должны быть зафиксированы все действия выполненные реставратором с максимально подробным описанием всех операций, технологии, рецептур материалов и инструментов, иллюстративным материалом (фото: до реставрации – в процессе реставрации – после реставрации). Также в паспорт записываются результаты проведенных мероприятий с описанием изменений технологического состояния памятника, изменений внешнего вида после реставрации, уточнения в атрибуции памятника и рекомендации реставратора по условиям дальнейшего хранения памятника. Данные паспорта реставрации являются важными архивными документами, содержащими материалы для последующих наблюдений за состоянием экспоната после реставрации.
В дальнейшем реставратор обязан совместно с хранителем производить регулярные профилактические осмотры фондов, периодичность которых определяется условиями хранения в музее разных предметов декоративно-прикладного искусства. На музейного реставратора возлагается также ответственность за сохранность памятника при подготовке его к экспонированию на временных выставках.
Реставрация различных видов декоративно-прикладного искусства имеет свои особенности. Для отдельных его видов написаны специальные реставрационные методики. Однако разработка общих теоретических положений, необходимых для определения закономерностей, присущих этой сфере реставрационной деятельности пока нет.
Реставрация — сложная многоплановая структура, в которую вовлечены самые разнообразные виды духовной и материальной человеческой деятельности. Реставрация развивается во многих направлениях. Реставратору необходимо с одной стороны погружаться в прошлое, осваивать технологические секреты разных ремесел, с другой стороны, быть в курсе последних современных научных достижений. Профессиональные знания в области физики, химии и биологии должны сочетаться с развитым эстетическим вкусом, понимание закономерностей развития стилей в искусстве с пониманием микропроцессов, происходящих в материале памятника.
Многоаспектность реставрации затрудняет ее классификацию как рода определенных профессиональных занятий. Сначала она причислялась к художественной деятельности, к ремеслу, теперь определяется как новая прикладная и междисциплинарная научная дисциплина, как сфера сопряжения точных естественно-научных и гуманитарных знаний. Но ее художественно–эстетический статус изменить нельзя, поэтому талант, художественный вкус и что особенно важно в реставрации декоративно-прикладного искусства, умение реставратора работать руками не сможет стать пережитком донаучного прошлого.