Территориальная структура хозяйства Московской области.
В настоящее время в Московском регионе сложилась четко выраженная радиально-кольцевая структура прромышленности. Большую роль в этом сыграл исторический фактор.
До середины 18 века Москва концентрировала 2/3 занятых в промышленности. Развитие промышленности вширь привело к тому, что в Подмосковье основная часть промышленных предприятий размещалась на востоке вдоль рек Клязьмы , Яузы, Вори. На ранних стадиях возникновение и рост промышленных центров в регионе проходили относительно равномерно по всей территории с некоторым смещением к востоку в силу многих , в т.ч. исторических причин. После разрушений 1812 года, промышленность Москвы была восстановлена в первую очередь, западные уезды Подмосковья так и оставались сельскохозяйственными , восточные же районы, менее пострадавшие от военных действий , развивались. Первая мировая и гражданская войны привели к разрушению ряда промышленных районов области , особенно западных, восточные районы пострадали меньше.
К концу 19 века в Московском регионе возникли два ведущих промышленных района- столичный и восточный. Такая структура сохранилась и позднее.
Для современной территориальной структуры Московского региона характерно:
- моноцентризм и радиально –концентрическая упорядоченность.
Москва. составляет ядро региона. Главная задача состоит в том, чтобы разгрузить Москву от ставших непрофильными предприятий и отдельных стадий производства , требующих высокой материало- и энергоемкости, экологически вредные и др. Приоритет отдается развитию передовых наукоемких производств, подготовке кадров высшей квалификации. Вокруг Москвы сформировалась пригородная зона (до 60 км.) – наиболее экономически насыщенная часть. На расстоянии до 35 км в этой зоне высока степень занятых в наукоемких отраслях, машиностроении. Эта зона находится фактически на территории лесопарковой зоны , поэтому здесь необходим статус, ограничивающий развитие промышленности в ее границах. Внешний пояс- это вся остальная территория Московской области.
В размещении хозяйства Подмосковья наблюдается ассиметрия между относительно территориально свободным от промышленных предприятий аграрно- рекреационным западом и промышленно насыщенным востоком.
На территории Подмосковья выделяются следующие хозяйственные районы :
1) Восточный – промышленный сектор расположен а пределах большого железнодорожного кольца( до 50 км) от зоны , прилегающей к Ярославскому направлению Московской железной дороги. Восточный сектор имеет старопромышленную основу с современной высокоразвитой индустрией, с большим количеством предприятий машиностроения, химии, электроэнергетики, легкой промышленности, с научно- экспериментальной специализацией и высоким развитием транспортного комплекса. Здесь находится ряд промышленных «сгустков»- промышленных узлов , образующих агломерации 2 порядка: восточная периферия Мытищинского , Щелковского, Люберецкого районов, а также Ногинский, Палово-Посадский, Орехово-Зуевский промышленные узлы. На ю-востоке- Воскресенский, на северо-востоке- Сергиево-Посадский промышленные узлы. В этом секторе самая большая производственная нагрузка на природу. Поэтому главная задача- переход на малоотходные и безотходные технологии.
2) Южный сектор- от долины Москвы- реки до территорий , прилегающих к Курскому направлению Московской железной дороги. Сектор выделяется как промышленно- аграрно – рекреационный. Левобережье Оки – район крупных промышленных узлов( Серпухов, Коломна, Ступино ) и развитого сельского хозяйства в долине реки Оки. Заочье- сельскохозяйственный район с предприятиями легкой и пищевой промышленности ( Зарайск, Луховицы)
3) Северо- западный и западный секторы расположены к западу от Ярославского и Курского направлений Московской железной дороги. Для северного и северо- западного Подмосковья характерно развитие пригородного сельского хозяйства в долинах рек Яхромы, Дубны. Здесь выделяются промышленные центры: Клин, Дмитров, Дубна, Солнечногорск. Западное Подмосковье рекреационно- сельскохозяйственная часть с развитием промышленности в городах : Можайск, Волоколамск, Звенигород.
Естественные природные условия создали здесь предпосылки для развития зон отдыха и санаторно- курортного лечения .
Территориальная структура хозяйства и производственные связи Московского региона определяются его географическим положением на пересечении осей экономического взаимодействия : запад- восток и север- юг. Кольцевая структура размещения промышленности , наличие крупных промышленных центров и узлов, концентрации крупных городов и развитие агломераций второго порядка позволяют развивать производство Московского региона на основе интеграции взаимосвязанных между собой предприятий. Так возникают локальные отраслевые комплексы, где различные заводы взаимосвязаны производственным процессом и совместно участвуют в выпуске готовой продукции. Например, автомобильные заводы Московской области получают продукцию не только от предприятий Московского региона, но и других районов России: двигатели из Ярославля, Ярцево( Смоленской области ), пластмассы из Орехово-Зуево и аккумуляторы из Подольска, приборы из Владимира, шины из Москвы и Ярославля, алюминиевое литье привозят из Мценска ( Орловской области).
Промышленность Москвы и Московской области поставляет на российский рынок грузовые и легковые автомобили, подшипники, станки, синтетические волокна , пластмассы, химические реактивы, минеральные удобрения, лекарства, текстиль и другую продукцию. Ценную интеллектуальную продукцию производят отрасли научно- производственного комплекса. , работающие в том числе и в ВПК.
Транспорт играет важную роль в осуществлении производственных и других связей Московского региона . Московский транспортный узел- самый крупный в России . Железные дороги, автомагистрали, газопроводы, аэропорты, судоходный водный транспорт ( Москва , благодаря каналу имени Москвы , стала портом 5 морей) работают как единый транспортный комплекс и определяют насыщенность Подмосковья различными видами транспорта. От Москвы с 9 вокзалов отходят поезда во все направления. Высокое техническое оснащение реконструированных дорог позволяет пропускать скоростные поезда дальнего следования и пригородного сообщения .
☼ В2004 году открыты скоростные маршруты поездов Москва- Мытищи (специально разработанный состав скоростного поезда « Спутник» проходит расстояние в 18 км за 18 минут. ). Скоростные поезда от Москвы отправляются также к подмосковным аэропортам Домодедово, Внуково.
Радиально- кольцевая структура железных и автомобильных дорого сложилась исторически и обусловлена многовековым столичным положением Москвы. Москва- самый крупный узел автомобильных дорог. От нее в 15 направлениях идут автомобильные магистрали . Строятся скоростные автомобильные дороги( например , дорога Москва- Рига; участок Симферопольского шоссе и др. От главных магистралей отходят многочисленные подъезды к городам Московской области, дачным поселкам, местам отдыха. Через крупные реки и канал перекинуты мосты. В результате чего автомобильными дорогами оказались связаны все города и районные центры области. Все радиальные дороги , выходящие из Москвы , в 15-20 км от центра города пересекаются Московской кольцевой автомобильной дорогой( МКАД) .
☼ Длина МКАД -109 км, она постоянно реконструируется для того, чтобы наиболее полно обеспечить движение внутри и вокруг Москвы и области, ускорить доставку транзитных грузов .
Автомобильные дороги используются для доставки грузов на сравнительно короткие расстояния , преимущественно в границах области. Исключительно велика роль автомобильного транспорта во внутриобластных , а также межобластных перевозках. Для подмосковных дорог характерна тесная связь с городским транспортом Москвы- линии метрополитена подходят к вокзалам и многим остановочным пунктам в черте города.
На территории Подмосковья находится несколько аэропортов:
- Внуково – самый большой аэропорт Москвы, расположен в 30 км от столицы. В настоящее время разрабатывается проект строительства скоростной ж/д магистрали прямо из московского района Москва-Сити до терминалов аэропорта Внуково, что сократит скорость передвижения из города до аэропорта.
- Домодедово – в 45 км от Москвы соединяет авиалиниями Москву с Сибирью и Дальним Востоком Отсюда начинается самая дальняя внутрироссийская беспосадочная авиалиния Москва- Петропавловск- Камчатский ( 8844 км)
- Шереметьево – аэропорт в 35км от столицы. Авиалинии комплексов- Шереметьево1 и Шереметьево 2 связывают Москву со многими точками планеты.
Быково- в 35 км от Москвы, самый старый московский аэропорт ( открыт в 1936году) .Небольшие самолеты связывают столицу с центральными районами России.( местные авиалинии)
► Проверь себя!
1. Составьте систематизирующую таблицу:
Продукция подмосковных предприятий
Крупные промыш-ленные узлы и предприятия Московской области и Вашего района | Виды продукции отраслей в центрах | Производствен- ные связи с другими узлами области | Профессии, занятые на предприятиях |
В каких центрах и городах области вы были? Назовите их специализацию и выпускаемую продукцию?
2. Выделите на контуре Московской области разным цветом, штриховкой или системой значков следующие районы:
а) северо-восток, восток - с промышленной, научно-экспериментальной специализацией и высоким развитием транспортного комплекса;
б) юг, юго-запад - с промышленно- сельскохозяйственно- рекреационной специализацией;
в) запад, северо-запад - со значительным развитием рекреационного хозяйства, пригородного сельского хозяйства и здравоохранения.
3. На картосхеме укажите промышленные узлы области и крупные города, стрелками покажите территориально- производственные связи Москвы и Московской области .
4. Чем объяснить резкое преобладание ввоза над вывозом по объему перевозок? Вывоза над ввозом по стоимости грузов? Какие возможны изменения в структуре перевозок? Почему?
5.По теме « Экономические связи моего города» Вам предлагается провести исследование.
В течение нескольких недель соберите информацию в виде этикеток продающихся в городе товаров, проведите анкетирование жителей города и интервью со специалистами , расположенных в городе предприятий. Изучите откуда поступает сырьё, поставляемое в город, продовольствие, промышленные товары. Заполните таблицу:
Направление потока | Место закупки или сбыта | Продоволь-ствие | Сырье | Промто-вары |
Ввоз | Город и область | |||
Россия | ||||
Зарубежье | ||||
Вывоз | Город и область | |||
Россия | ||||
Зарубежье |
- Каковы возможности замещения импорта товарами местного производства?-
- Подумайте, какие направления внешних связей наиболее эффектны для области, района?
- Как можно решить проблему ресурсообеспечения региона? Какие транспортные пути и где целесообразно создать для усиления связей в районе, области?
- Подумайте и решите, какие заводы и фабрики можно разместить в регионе?
- Каковы возможности размещения здесь каких-либо предприятий? Помните - размещение должно быть рациональным, а работа предприятий должна приносить прибыль.
- Вы решили создать малое предприятие на базе ресурсов ( еще неиспользованных отходов уже имеющихся предприятий) . Как вы предполагаете решить вопрос с определением профиля производства, обеспечением сырья, производственными площадями,энергоснабжением, кадрами , транспортом. Какую продукцию будете производить, куда целесообразно отправлять производимую продукцию?. Данный проект разработайте для своей местности.
-Каковы экономические особенности местности? С точки зрения экологии обдумайте возможности размещения предприятий.