Формы драматургического развития
1. Драматургические линии развития
Моменты времени в своей последовательности образуют драматургические линии как в пределах одного уровня, так и пронизывающие собой все уровни.
Можно говорить о «драматургическом профиле» произведения.
Имеются две предпосылки формообразующей роли динамического профиля.
Первая предпосылка исходит из сущности волны, воплощающей целостный и завершаемый процесс развития. Поэтому музыкальное построение, охваченное динамической волной, воспринимается как единое целое. В этом случае окончание произведения на кульминации обусловливает неполную завершенность.
Вторая предпосылка исходит из сущности восклицательной и утвердительной интонации. В данном случае окончание произведения или его части на кульминации ведет к подчеркнутой завершенности.
Действие первой предпосылки можно наблюдать в жанре фортепианной прелюдии.
При сквозном развитии, направленном к кульминации в зоне золотого сечения с последующим спадом, образуется единая волна, объединяющая все сочинение, ведущая к полной завершенности и исчерпанности заложенной в произведении «эмоциональной энергии» (Скрябин. Прелюдия ор. 27 № 1; этюд ор. 8 № 2).
________________________________________
9 См.: Ливанова Т. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи. М., 1948.
При сквозном развитии, направленном к кульминации в конце произведения, образуется единая линия нарастания, не создающая полной завершенности и исчерпанности. Наоборот, возникает образ устремленного вперед порыва, который сообщает сочинению в целом внутреннюю незаконченность (Скрябин. Этюд ор. 8 № 12).
Действие второй предпосылки можно наблюдать во многих сонатных аллегро. Их окончание на ffутверждает основную идею первой части, а в финале и всего цикла 10.
Конечно, динамический профиль — лишь одно из средств, обусловливающих полную или неполную исчерпанность развития.
Эти два варианта «общего баланса» сил, действующих в художественном музыкальном произведении, существуют и в других видах искусства. Так, в рассказе «Дом с мезонином» Чехова сюжет остается недосказанным, что выражено и внешне: вопросительный знак в конце литературного произведения встречается не часто.
В другом рассказе, «Человек в футляре», напротив, сюжет исчерпан, его форма полностью завершена.
Линия драматургического развития не зависит от количества элементов, так как она может возникнуть на основе моментов времени, ранее не выполнявших драматургической функции, а начинающих исполнять ее лишь по ходу развития. К их числу можно отнести интонационные обороты в кульминации, линия которых способна играть особо важную роль в процессе формообразования.
Так образуется волновая драматургия, в которой возникают три существенно важных момента времени: начало (чаще всего первая тема или тематическое ядро), кульминация и, наконец, зона спада (или один из моментов в ее пределах). Художественная идея произведений с ясно очерченной драматургической волной легко прослеживается сопоставлением данных трех моментов времени. Кульминация в этих случаях обычно воплощает суть художественной идеи в обостренной и концентрированной форме. В целом волновая драматургия по семантике означает исчерпание потенциальных возможностей развития, его полноту, а синтаксически — структурную завершенность. Все, что охватывается волной, мы воспринимаем как нечто целостное. Динамическая волна может охватывать собой как небольшие по протяженности произведения типа прелюдий, так и крупные композиции, например части симфоний.
_________________________________________
10 О роли волны см.: Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений, с. 317.
Нa основе принципа волны возникает композиция, которую независимо от того, период это или одна из простых форм, можно назвать формой, подчиненной динамической волне, или формой волны. Волна может заключать в себе как одну кульминацию, так и охватывать их ряд. Поэтому различаются простая (первый случай) и сложная (второй случай) волны драматургического развития. В обоих случаях важна крутизна волны. Когда ее спад происходит быстро и линия резко устремлена вниз, послекульминационная зона выполняет особую функцию драматургической коды, обычно захватывающей в свою орбиту и часть репризы (первые части Шестой симфонии Чайковского и Восьмой симфонии Шостаковича).
В творчестве Шостаковича волновая драматургия играет особую роль, охватывая часть цикла в целом.
Как правило, в завязке драмы, то есть в экспозиции, не заключается еще сколько-нибудь значительного конфликтного противопоставления музыкальных образов. В разработке же начинается интенсивное развитие конфликта. В одних случаях в симфониях Шостакович воплощает мощный натиск стихии злых сил, в других случаях, более типичных для камерно-ансамблевой музыки, он создает чрезвычайно острое драматическое, а порой и трагическое напряжение.
Последовательно усиливая его, композитор приходит к решающему «событию» — в момент кульминации возникает звучание темы, полной благородного пафоса, темы-призыва, темы-воззвания. Она названа нами кульминационным провозглашением, или кульминационным речитативом. Образ, воплощенный в такой теме, претворяет важнейший тезис, основную положительную идею Шостаковича в его драматических или трагических произведениях — идею мужественного сопротивления. Этот образ становится на пути музыкального развития, доходившего до предела возможного эмоционального напряжения, и прекращает его, как бы являясь выражением человеческой воли.
Вслед за наступившим спадом напряжения, как правило, проходит послекульминационный речитатив. Это — один из самых чутких и тонких моментов формы у Шостаковича. Здесь проникновенность и глубина воплощаемой эмоции достигает своего апогея — звучит наиболее человечная, полная теплоты музыка, как непосредственное обращение к сердцу слушателя.
Один из лучших примеров описанного момента времени — начало зеркальной репризы-коды в финале Третьего квартета Шостаковича (111).
Не меньшую роль играет восходящая драматургическая линия, направленная к завершающей кульминации («полуволна»). В произведениях типа прелюдий такое развитие ведет к передаче незавершаемого про-
цесса, оно способно воплотить порыв, движение кaк таковые (прелюдия Скрябина ор. 16 № 2).
В крупных внутренне конфликтных композициях завершение на кульминации может означать иное, оно способно воплотить победу одного из начал — героического или, наоборот, трагического (как, например, в трех из четырех баллад Шопена). Возможны и другие рисунки линий драматургического развития — ровнолинейный, волнистый и т. д.
2. Темп драматургического развития
В общем драматургическом балансе музыкальной формы важнейшую роль, помимо разобранного выше рельефа, играет драматургический темп (темп музыкального развития). Под этим понятием будем подразумевать отношение единиц внутреннего времени музыки к времени исполнения, иными словами — количество моментов времени, приходящихся на одно и то же количество единиц музыкального звучания (тактов с учетом смен темпа).
Темп музыкального развития — понятие соотносительное и зависит от скорости смен моментов времени. Существует три разновидности: равномерный темп, ускорение и замедление. Первая из них связана с повествовательно-эпическим тонусом, вторая — с последовательной драматизацией, возрастанием напряжения (что так типично для баллад Шопена), третья, напротив, возникает при постепенном спаде напряжения.
Темп драматургического развития тесно связан с плотностью внутреннего времени музыки, иначе говоря, с плотностью музыкальной формы. Это понятие можно трактовать двояко. С одной стороны, плотность формы зависит от темпа развития: при его ускорении на единицу музыкального времени приходится больше событий — плотность усиливается; при замедлении же — соответственно уменьшается. Но, с другой стороны, можно трактовать понятие плотности формы и иначе — как отношение количества событий, происходящих в музыкальном произведении (или его разделе), к некой среднестатистической их норме, типичной для данной формы. При таком подходе плотность формы
в начальном периоде скерцо из Пятой симфонии Шостаковича выше классической нормы, поскольку в этом периоде (так же, как и в других аналогичных образцах) тематический материал при обычном темпе развития потребовал бы двухчастной формы.
Значительно уплотнена форма начального периода побочной партии первой части Шестой симфонии Чайковского, где период по структуре сходен с репризной двухчастной формой. Примером же большой разреженности формы может служить прелюдия Баха № 5 из второго тома «Хорошо темперированного клавира». Здесь воспроизводится план полной сонатной формы на материале одного тематического импульса, состоящего из двух слабо контрастных элементов; материал начального двутакта используется на протяжении всей достаточно крупной прелюдии. Объясняется это противоречием между формой старинной прелюдии с ее одноплановым и неиндивидуализированным тематизмом и тенденциями нарождающейся в годы создания второго тома баховского цикла классицистской сонатной формы, стремящейся к противопоставлению двух тематических сфер (как, например, в школе мангеймцев).
Однако увертюра к опере «Альцеста» Глюка, написанная в старинной сонатной форме (не предполагающей существенного внутреннего контраста), основана на ярких тематических противопоставлениях, благодаря чему плотность ее формы значительно повышена.
Существует определенная связь между драматургическим темпом и плотностью формы, с одной стороны, и драматургическим рельефом — с другой. Нарастание напряженности музыкального развития вызывает усиление крутизны драматургической линии, возрастание драматургического темпа, а с ними и плотности формы. Поэтому рождается общая тенденция к росту всех этих драматургических факторов в зоне золотого сечения или вообще расположения ее (зоны) ближе к концу, во второй половине или третьей четверти формы11.
_________________________________________
11 Из этого вытекает тенденция к перерастанию в разработку в аналогичных разделах музыкальной формы (см. с. 217).
3. Смены типов выразительности
Движение экспрессивно-драматургических функций создает множество возможных вариантов в соотношениях моментов времени. Наряду с их устойчивостью, относительной долговременностью действия внутри произведения постоянно возникают наплывы, образующие «полифоничность» одновременно сосуществующих (порой и противоположных) эмоций, их борьбу и непрерывные взаимопереходы. В результате линии драматургического развития обогащаются сменами внутреннего содержания, не передаваемыми с помощью графических аналогий. Чрезвычайно широки возможности, заключенные в принципе самодвижения, при котором одно воплощаемое в музыке состояние в своем внутреннем развитии переходит в иные состояния, отличные от исходного. Отличие это может доходить до контраста.
Наплывы контрастирующей выразительности в пределах одной темы особенно рельефны. (Один из образцов такого рода «драматургической модуляции» приводится в четвертой главе на с. 122—123.)
При всей неисчислимости экспрессивно-драматургических функций они способны объединяться в целостные множества на основе эстетических категорий лирического, драматического, жанрово-бытового, эпического, комического и т. д. Эти целостные множества в зависимости от отношения индивидуального сознания к объекту воплощения в свою очередь образуют два самых объемных и обобщенных типа выразительности — личностно-субъективный и внеличностно-объективный. Их смены создают две драматургические тенденции, одна из которых направлена от личностного начала к внеличностному, другая же — от вне-личностного к личностному. Обе эти тенденции, однако, взаимно действуют друг на друга, и чаще можно наблюдать лишь преобладание одной из них. Однако при некоторой условности предлагаемой классификации они важны. Так, например, можно отметить, что первая тенденция господствует в драматургии сонатного цикла. Влияние второй особенно заметно в балладах Шопена, где сквозное развитие устремлено от эпико-лирической завязки к драматической или, более того, трагической развязке.
Существо балладной драматургии12 заключается в особой форме сквозного развития, по ходу которого усиливается изначально заложенный в произведении образный контраст. При этом развитие темы, воплощающей светлую лирику, направлено, казалось бы, к своему триумфу, но возникающий в генеральной кульминации внезапный и решительный перелом действия приводит к торжеству трагического начала, что соответствует моменту катастрофы в скрытом сюжете баллады. Здесь начинает действовать синтетическое («сюжетное») время музыки. Под знаком той же катастрофы проходит и кода, образующая притом последнее звено трехкомпонентного синтетического ритма (см. третью главу). Такая драматургия наблюдается в Первой, Второй, Четвертой балладах, Третьем скерцо Шопена (а также в балладе Грига). Один из лучших интерпретаторов Шопена, Г. Нейгауз писал: «Вспомним хотя бы силу разворота трагического повествования в трех минорных балладах с их катастрофами в конце! Разве это не целые драмы?»13.
Существует и другой вариант балладной драматургии, при котором сквозное развитие лишь одной лирико-драматической темы приводит к бурной динамической вспышке в репризе и коде. В их пределах возникает генеральная кульминация, венчающая собой все произведение. Такая драматургия наблюдается, например, в мазурках Шопена ор. 50 № 3 и ор. 59 № 3.
Возможен и принципиально иной, но более редкий — «обращенный» вариант балладной драматургии, где кульминация связана с апофеозом светлого начала (Третья баллада Шопена).
Во всех случаях действует та же драматургическая модель: напряженное развитие образного тезиса ведет к наступающему в репризно-кодовом разделе формы решительному перелому (своего рода критической точке), что приводит к кульминации, фиксирующей одно из двух противоположных выразительных начал.
Нарастание напряжения связано с ускорением темпа развития, сжатием музыкального времени, с действием принципа перерастания в разработочность. Завершение на кульминации создает рельеф «полуволны». Элементы балладной драматургии могут совмещаться с другими видами драматургии.