Творческий облик Бедржиха Сметаны

Музыкальная культура Чехии.

XIX век – эпоха становления национальных культур. Именно в это время в европейских странах отмечено подъёмом национального самосознания, утверждением национальной самобытности. В Чехии, также как и в других европейских странах, наступает период так называемого «национального возрождения». Возрождается чешский язык, и практически все культурные деятели хотят доказать самим себе и миру, что чешская культура «конкурентоспособна» немецкой и австрийской культуре, которые в XVII и XVIII веках занимали лидирующее положение и в большой степени направляли развитие профессиональной музыки в Европе.

Бедржих Сметана (1824–1884) – основатель национальной композиторской школы. Безусловно, у него были предшественники, среди которых – Антонин Рейха, «божественный чех», основатель мангеймской школы и учитель Г. Берлиоза. Однако Рейха создавал музыку в общеевропейском классическом стиле, не подразумевавшем яркой национальной самобытности. Б.Сметана стал первым чешским композитором, которому удалось убедительно воплотить национальные традиции в общеевропейских жанрах и формах. Поэтому его нередко называют «чешским Глинкой».

I. Содержание музыки Сметаны определяется идеей утверждения национального. Наибольшее значение в его творчестве приобретают темы, раскрывающие самобытность чешской культуры: история Чехии, легенды и предания, красота её природы, великое прошлое её городов.

II. Жанровая основа музыки Сметаны. Композитор работал почти во всех существующих в его время европейских жанрах. Ведущее место в его творчестве занимают жанр программной симфонической поэмы и опера. Симфоническое творчество Сметаны отмечено влиянием Ф.Листа, с которым композитор был лично знаком (что сказалось в тяготении к программности). Ранние симфонические поэмы рубежа 50-60-х годов - «Ричард III» (по Шекспиру), «Лагерь Валленштайна» (по Шиллеру), «Гакон Ярл» (по Эленшлегеру) – высвечивают интерес композитора к историко-героической тематике. Кульминацией симфонического творчества Сметаны стал цикл симфонических поэм «Моя родина».

Эволюция оперы определяется идеей создания жанровой основы для дальнейшего развития национальной композиторской школы. Сметана считал оперу жанром, который может максимально воплотить национальную идею. Подобно Глинке, он заложил основные направления развития оперы в чешском искусстве. Всего он создал 9 опер. Наиболее значительные из них – «Бранденбуржцы в Чехии» (героико-патриотическая историческая опера), «Проданная невеста» (комическая опера), «Далибор» (музыкальная трагедия), «Либуше» (торжественная музыкальная драма).

Значительное место в наследии Сметаны занимает жанр фортепианной миниатюры, также воплотивший национальную идею. Национальными ритмами и интонациями пронизаны его фортепианные сборники и циклы - «Шесть характерных пьес» и «Воспоминания о Чехии в форме полек», «Чешские танцы».

III. Музыкальный язык Сметаны формировался под влиянием двух музыкальных направлений. С одной стороны, это ритмы, интонации, ладовая основа, характерные для чешской народной музыки. С другой стороны, композитор был знаком с сочинениями крупнейших представителей европейской музыкальной культуры, их влияние сказалось на его собственном стиле. Фортепианное творчество Сметаны развивалось под воздействием традиции виртуозного исполнительства Листа, в области фортепианного мелодизма, а также в воплощении героико-патриотической идеи, ощущается влияние Шопена. Экспрессия и субъективность музыкального языка инструментальных сочинений близка стилю Шумана. В области оперной драматургии Сметана был последователем реформы Вагнера.

Симфонический цикл «Моя родина»

Цикл состоит из 6-ти симфонических поэм. В работе над этим сочинением композитор использовал исторические материалы, легенды и предания. Образы древней Чехии чередуются с поэтическими картинами природы и народных празднеств. Через весь цикл проходит идея бессмертия и величия чешского народа. В истории чешского симфонизма цикл "Моя родина" занимает такое же важное место, как "Проданная невеста" в истории чешской оперы.

Строение цикла:

«Вышеград» – замок в Праге, древний центр чешского государства

«Влтава» – одна из крупнейших чешских рек. Первый раздел поэмы изображает спокойное течение реки, второй – охоту на берегах Влтавы; третий, основанный на ритме польки – весёлую крестьянскую свадьбу; четвёртый – ночные хороводы русалок. Основная тема поэмы считается неофициальным национальным гимном Чехии.

«Шарка» – древняя народная воительница, героиня легенд и преданий.

«В лесах и лугах Богемии» – в этой поэме нет определённого сюжета, она посвящена красоте чешской природы.

«Табор» – южный чешский город, основанный гуситами и служивший им ставкой во время гуситских войн (XVI век – время отмеченное значительным влиянием Чехии на историю Европы. Ян Гус и Иероним Пражский – философы гуманистического направления – стояли во главе гуситского движения). Главная тема сочинения – цитата гуситского гимна «Кто же вы, божьи воины?»

«Бланик» – гора в Чехии. Легенда гласит, что внутри горы спит армия Вацлава Святого, которая проснётся и встанет на защиту страны в самые тяжёлые для неё годы.

Опера «Проданная невеста»

Жанр – комическая опера

I. Истории создания. Над оперой Сметана начал работать в 1863 году. Либреттистом был видный писатель Карел Сабина. Первоначальный вариант либретто был рассчитан на одноактную оперетту. По желанию композитора он был расширен и послужил основой для двухактной оперы, законченной Сметаной в 1866 году. Премьера «Проданной невесты» состоялась 30 мая того же года в Праге и сопровождалась выдающимся успехом. В 1869 году композитор значительно переработал произведение. Был частично изменен и дополнен текст, сочинены новые музыкальные эпизоды. В новой редакции опера уже имела три акта. Наконец, в 1870 году для постановки в Петербурге Сметана заменил прежние разговорные диалоги мелодическим речитативом. В этом окончательном варианте «Проданная невеста» ставится сейчас на мировых оперных сценах.

II. Драматургия оперы соединяет в себе два плана – лирический (любовь маженки и Еника) и комический (сват Кецал и Вашек). Идея оперы – воспевание любви, верности, смекалки.

III. Музыкальный язык оперы основан на ритмах и интонациях чешских народных танцев – скочны, польки, дупака, фурианта. Особое место занимает полько, поэтому «Проданную невесту» называют оперой-полькой.

Приложение: содержание оперы.

I действие: Небольшая чешская деревушка. Крестьяне заканчивают сбор хмеля. Далеко разносятся мелодии их задорных, жизнерадостных песен. Лишь Маженка не разделяет общего веселья. Девушку сватают за сына богатого крестьянина Михи — глупого Вашека, а она любит батрака Еника. Увидев девушку, Еник заботливо расспрашивает ее и, узнав о случившемся, задумывается. Маженка разочарована. Она ждала, что Еник возмутится, скажет, что никому ее не отдаст, а он лишь грустно покачал головой. Уж не разлюбил ли ее Еник? Ведь она так мало о нем знает. Откуда он пришел в их деревню? Кто его родители? В ответ Еник рассказывает, что он сын богатого крестьянина, но из-за мачехи должен был уйти из дома и батрачить в чужих селах. Еник успокаивает девушку, уверяя, что любит ее как прежде. Между тем, к родителям Маженки — Крушине и Людмиле — приходит сват. Он напоминает старикам о договоре, согласно которому Маженка должна выйти замуж за Вашека. Крушина заверяет свата, что сдержит свое слово. Но его жена не хочет торопиться со свадьбой. К тому же надо спросить и Маженку, хочет ли она пойти за Вашека. Сват расхваливает жениха, намекая на богатство будущего тестя. Но появившаяся Маженка решительно отказывается выйти за сына Михи. Тогда Крушина признается, что при свидетелях подписал договор с Михой. Девушка в отчаянии. А в это время на деревенской площади молодежь лихо отплясывает бойкую польку. Крестьяне весело празднуют окончание полевых работ.

II действие:В корчме собрались парни. Они пьют вино, похваливая хмельной напиток. Еник говорит, что любовь сильнее вина. В разговор вмешивается сват Кецал. По его мнению, любовь — ерунда, самое важное в жизни деньги. Нет, любовь нельзя продать, отвечает Еник. На площади появляется расфранченный Вашек; он глуповат, к тому же близорук и заикается. Вашек в восторге от того, что женится на Маженке. Но он еще никогда не видел свою невесту. Пользуясь этим, Маженка издевается над ним. Разве ему не известно, что невеста уродлива, сварлива и поклялась извести его? А между тем есть в деревне девушка, которая уже давно его любит. При этом Маженка показывает на себя. Радости Вашека нет предела. Он готов жениться на этой красивой девушке. Но что скажет мать? Окончательно сбитый с толку Вашек дает слово отказаться от просватанной невесты. А сват Кецал уговаривает Еника забыть Маженку. Ведь Еник — бедняк, ему нужна богатая невеста. Есть у свата на примете такая девушка. А за то, что Еник откажется от Маженки, Кецал даст ему отступного. Эти слова заставляют Еника насторожиться. Он придумал, как провести свата, и, поломавшись для вида, соглашается отказаться от Маженки за триста дукатов. При этом Еник ставит одно условие: он требует указать в договоре, что Маженка должна выйти замуж только за сына Михи. Довольный сват зовет свидетелей и подписывает договор. Все возмущены поступком Еника: шутка ли, он продал свою невесту?

III действие: В деревню приходит труппа комедиантов. На площади собирается народ, начинается представление. Вашеку приглянулась цыганка Эсмеральда, он пытается с ней заговорить. Неожиданно обнаруживается, что актер, который должен был выступать в роли медведя, пьян. Директору театра удается с помощью Эсмеральды уговорить Вашека выступить вместо него. На Вашека надевают медвежью шкуру. Родители приходят в ужас, увидев Вашека в роли дрессированного медведя. Вашек объявляет им, что не хочет жениться на Маженке. Миха и Кецал подозревают, что это Еник успел испортить все дело. Надо поскорее вручить ему деньги. Но и Маженка узнает, что Еник продал ее. Девушка оскорблена. Еник тщетно пытается успокоить возлюбленную. Появляется Миха с женой. Увидев Еника, он признает в нем своего старшего сына, который давно ушел из родительского дома. Теперь по условию Еник должен жениться на Маженке, к тому же у него есть и деньги для свадьбы. Крестьяне смеются над одураченным сватом и радостно поздравляют счастливых молодых.

Наши рекомендации